Прокурор запросил сроки наказания для виновных по делу «Астана LRT»

Опубликовано (обновлено )
Суд начался в октябре 2020 года

В Нур-Султане продолжаются судебные разбирательства по делу о хищениях в ходе строительства системы легкорельсового транспорта «Астана LRT». На заседании 17 мая прокурор Диас Янгалышов запросил сроки для подсудимых от семи до 11 лет лишения свободы, передает zakon.kz.

Янгалышов аргументировал это тем, что у двух подсудимых есть отягчающие обстоятельства – особо активная роль в совершении преступления и нарушение присяги. В связи с этим бывшему начальнику управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог столицы Рашиду Аманжолову прокурор запросил 11 лет лишения свободы с запретом занимать должности на госслужбе, с отбыванием наказания в колонии максимальной безопасности.

Бывшему депутату и секретарю маслихата Нур-Султана Жанату Нурпеисову прокурор запросил девять лет лишения свободы, с конфискацией имущества, с запретом занимать должности на госслужбе, в органах местного самоуправления, в Нацбанке РК и его ведомствах, в квазигосударственных организациях сроком на пять лет. Отбывать наказание Нурпеисову, вероятно, предстоит в колонии средней безопасности, если запрос прокурора будет удовлетворен. Его также планируют лишить ордена «Курмет».

Бывшему председателю правления АО «Astana Innovations» Талгату Ашиму запросили 11 лет в колонии средней безопасности. Сотрудникам предприятий, которые сотрудничали с «Астана LRT», прокурор просил назначить от 7 до 11 лет лишения свободы. Улугбеку Ачилову — назначить наказание в виде 11 лет лишения свободы с конфискацией имущества, в колонии средней безопасности. Тимуру Касабаеву — восемь лет лишения свободы в колонии средней безопасности. Дулату Мусенову — семь лет лишения свободы, с конфискацией имущества, в колонии средней безопасности. Даурену Абдыхамитову — 11 лет, с конфискацией имущества, в колонии средней безопасности.

Кроме того, Диас Янгалышов попросил удовлетворить в долевом порядке гражданский иск ТОО «Астана LRT» в части возмещения имущественного вреда в размере 5 млрд тенге, а также взыскать с подсудимых процессуальные издержки в сумме 4 млн тенге.

В январе 2021 года сообщалось, что бывший заместитель акима столицы Казахстана Канат Султанбеков и руководитель «Астана LRT» Талгат Ардан, проходящие по делу о хищениях средств в «Астана LRT», по-прежнему находятся в международном розыске.

Талгат Ардан был освобожден от занимаемой должности 27 июля 2017 года экс-акимом Нур-Султана Асетом Исекешевым, который позже заявлял, что материалы по деятельности Ардана были переданы в правоохранительные органы еще в 2017 году. По итогам проверки, которую инициировали в компании, следователи Антикоррупционной службы выявили, что из бюджетных средств ТОО «Астана LRT» перечислило более 300 млн тенге на счет одной из подрядных организаций вместо установленного лимита в 125 млн.

Аким столицы Алтай Кульгинов на заседании правительства летом 2019-го сообщил, что проект строительства легкорельсового транспорта в столице оптимизирован: экономия по стоимости проекта за счет оптимизации строительно-монтажных работ составит $350 млн, окончательная его стоимость – $1,5 млрд при изначальной стоимости проекта в $1,8 млрд.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев потребовал установить всех ответственных должностных лиц за принятие проекта строительства легкорельсового транспорта в Нур-Султане и провести тщательное расследование.

Строительство Astana LRT началось в 2011 году и должно было завершиться перед ЭКСПО, однако позже срок был продлен до конца 2020 года. Изначально проект надземного транспорта должен был включить в себя 18 станций, но из-за дороговизны их количество было сокращено до 11. Общий бюджет проекта с учетом оптимизации в итоге составил $1,5 млрд, для строительства была привлечена линия займа от Государственного банка развития Китая.

Читайте также