Перейти к основному содержанию


2405 просмотров

ЛРТ в столице Казахстана обещают достроить к 2020 году

О заморозке строительства легкорельсовой линии стало известно в апреле 2019 года

Фото: Joko SL / Shutterstock.com

Линию легкорельсового надземного транспорта в Нур-Султане обещают достроить к сентябрю 2020 года за счет рефинансирования займа госбанка развития Китая, сообщил 26 июня министр финансов Алихан Смаилов.

«В настоящее время проводится подготовительная работа по выпуску облигаций LRT Астана на внутреннем рынке на сумму $1,5 млрд, из которых $344 млн будет направлено на погашение взятого займа, а остальные $1,2 млрд долларов будут направлены на строительство. И, как нам докладывает акимат, ожидается завершение строительства по этому проекту к 1 сентября 2020 году. Они обещают закончить», – сказал Смаилов на отчетной встрече с населением.

Он напомнил, что для строительства легкотранспортной городской артерии Астана LRT в Нур-Султане была в своей время привлечена линия займа от Государственного банка развития Китая на сумму $1,5 млрд под государственную гарантию, из которых $344 млн были использованы на строительство.

«В настоящее время в связи с проблемами, которые связаны с подрядчиками, – это китайские компании, было принято решение пересмотреть схему финансирования, поскольку банк Китая приостановил финансирование по этой линии. Мы в правительстве рассмотрели предложение акимата столицы по тому, чтобы рефинансировать займ этого китайского банка», – пояснил глава минфина.

О приостановке строительства линии легкорельсового надземного транспорта Astana LRT сообщил в апреле этого года бывший тогда акимом столицы Казахстана Бахыт Султанов. Ранее планировалось завершить строительство Astana LRT к концу июня 2020 года, а в августе 2020 года запустить ее в постоянное действие. Проект надземного транспорта должен включить в себя 18 станций, 19 единиц подвижного состава и депо, которое расположится в районе международного аэропорта Астаны.


2357 просмотров

Стоит ли ехать на отдых в казахстанское село

Лоукостеры и безвизовый режим увеличили поток туристов в Центральный Казахстан

Стоит ли ехать на отдых в казахстанское село

Чем привлекают иностранцев маленькие казахстанские села, как относятся заграничные гости к отсутствию комфорта, и что нужно для развития туризма в Казахстане рассказал в интервью «Курсиву» заместитель директора ТОО «NomadicTravel Kazakhstan», президент и один из основателей Историко-географического общества и общественного фонда «Авалон» Виталий Шуптар.

– Виталий, наверняка у вас есть свой топ-5 мест в Центральном Казахстане, привлекательных для туристов.

– Однозначно не скажешь, есть места популярные среди иностранных туристов, для которых работаем мы, составляем карты, путеводители. Они стали популярны с начала 2000-х и продолжают развиваться. Это Кызыларай, Улытау, Буйратау, Кент и Бектау-Ата в Прибалхашье. Последний очень популярен сейчас, особенно среди фотографов.

А есть места, которые популярны вне зависимости от нашей работы, потому как у нас народ не умеет отдыхать, кроме как с шашлыком у озера.  Для этой части – Каркаралинск, Топар, Балхаш.

20190629_175925.jpg

– Стало ли туристов больше за последние годы?

– Туристов стало больше во время проведения выставки ЭКСПО-2017 и после нее, но не из-за ЭКСПО-2017.  Ввели безвизовый режим, потом лоукостеры начали летать. Тогда и состав национальный стал очень разнообразным: из Юго-Восточной Азии приезжают, Гонконга, Малазии; потом из Канады, Восточной  Европы – поляки, чехи. Если говорить о возрастной категории, то еще 5 лет назад я бы сказал, что это исключительно пенсионеры 70 лет, сейчас, опять же благодаря лоукостерам и безвизовому режиму, у нас и есть 20-летние туристы, и 80-летние.

– Что именно привлекает туристов в Центральный Казахстан?

– Иностранцев привлекает такая смесь этнографии и природы, и чем первозданнее и первое, и второе, тем более интересно. Поэтому мы работаем в селах, которые располагается вблизи природных или исторических объектов. Пример является  село Шабанбай би в Кызыларайском горном массиве, там есть гостевые дома, которые работают уже около 10 лет и они намного популярнее где-нибудь в Голландии, нежели у нас здесь в Караганде.

В 2014 году Кызыларай и Шабанбайби даже премию получили, вошли в топ-100 общемировых стабильно и устойчиво развивающихся туристических направлений. В Шабанбай би ты можешь остановиться в гостевом доме, ведь иностранцам не нужно такое как бы безличное «нате вам ключи от номера»  и все, им интересно посидеть вместе за чашкой чая, поговорить, вместе с хозяевами в горы сходить. Они не столько туристы, сколько гости. И это работает не только в Шабанбайби, этот тренд по всему Казахстану сейчас заметен: Аксу-Жабаглы, Кольсай, Западный Алтай, Сайрам-Угам.

– Были ли места, где не пошел сельский туризм?

– Да, это Улытау. С точки зрения истории в Казахстане сложно найти более нашпигованный достопримечательностями на квадратный километр район. Их там очень много, причем все разновременное – от неолита, эпохи бронзы, там же и средние века, и тюркское время, вплоть до современности, до 19 века, есть памятники, природные объекты, некоторые из которых на карты поставлены совсем недавно.

Мы несколько раз пытались туда прийти с подобными проектами, чтобы появились сельские гостевые дома, чтобы сельские жители были тоже вовлечены. Попытались работать в самом селе Улытау – это слишком большое село, почти мини-город. А когда появляется мини-город,  заканчивается сельский менталитет, который строится на гостеприимстве. Не получилось.

Село Сарлык пробовали, оно маленькое, чистенькое, жители согласились, мы уже начали туристам контакты давать, потом началось:«А мы не можем принять». На самом деле эта система не от объективных каких-то факторов зависит, а от человеческих. Сельских туризм он такой – нужно слишком с душой подходить, не заставишь людей работать, там даже материальные какие-то бонусы имеют не самое первостепенное значение, здесь человек должен людей любить. 

– Кроме такого сельского, природного туризма, какие виды еще развиваются в Казахстане?

– Постоянно обновляющееся направление «темный туризм». У нас  половина клиентов, которые приезжают именно с такой целью. Из того, что уже существует, это Карлаг, АЛЖИР и Семипалатинский полигон.

Полигон – это вообще экстремально популярный объект за границей. Из  нового можно назватьСарышаганский полигон, площадок там осталось очень много. Они в большей мере заброшены, что прекрасно. В Жезказганском регионе, а также неподалеку от Караганды есть много объектов по индустриальной теме – старых рудников. Это все туризм познавательный и необычный. Его поэтому и считают нишевым продуктом, но некоторые страны этим живут.

– Путешествия по Центральному Казахстану – это дорого?

– Да, дороговато. Потому что группы в основном небольшие, также исходя из качества дорог и, соответственно, проходимости транспорта. До того же Шабанбайби можно добраться на автобусе, но он ходит нерегулярно и неудобно выстроен маршрут,  дальше нужно перемещаться уже на машине. А поездки малыми группами никогда дешевыми не были. Само проживание недорогое. Сейчас в Шабанбайби, даже после того как цены подняли, это 8-8,5 тыс. тенге в сутки. Сюда входит питание, и  кормят как на убой. Это очень хорошая цена, потому что если проехать дальше в сторону Балхаша, там просто за проживание будут брать большие деньги.

Некогда мы хотели работать с поселками на побережье Балхаша, но слишком завышенные ценовые ожидания и переоценка возможностей  Балхаша как рекреационного объекта среди местного населения убедили нас в том, что это не очень хорошая идея.

– Как бизнес-туризм выгоден в Центральном Казахстане?

– У нас сезонность сказывается на бизнесе. Жить можно, но разбогатеть ты сильно не сможешь. По крайней мере, пока не получится решить проблему сезонности.

– С какими проблемами сталкивается здесь туристический бизнес?

– Нехватка специалистов, гидов. Большая транспортная проблема. У нас недостаток нормальных магистральных дорог. Я не сторонник того, чтобы  асфальт был везде, многие дороги должны оставаться степными, грейдерами – этого достаточно. Основная сложность у нас с регулярным транспортным сообщением. Иностранцу нужно, чтобы была железная информация, что автобус номер такой-то отправляется во столько-то, он придет, купит билет и доберется. Практически нигде в Казахстане, включая и Центральный, это неосуществимо. Обычно транспорт отправляется по мере заполнения, с непонятных для туриста «пятаков», а это очень сильно «бьет» по развитию этих мест. Потому что стоимость посещения сразу становится больше, да и мало кто рискнет таким образом ехать. Кроме того, для человека, который не владеет казахским или русским языком, – это очень сложно.  Казахстан в целом – сложная страна в плане ориентации на местности, у нас нет указателей. Мы последние 7 лет сами создаем карты, но понимаем, что их все еще мало.

Часто говорят об отсутствии инфраструктуры, так вот иностранцам она не особо нужна. Гостевые дома, где базовые удобства, туалет может быть на улице, к отсутствию душа они, в общем-то, нормально относятся. А вот казахстанец на такие условия редко согласится. Наш народ не наелся пока комфорта, так, чтобы отсутствие его казалось приключением.

– Что нужно для того, чтобы сфера туризма в Центральном Казахстане развивалась?

– Нужно искоренение практики миграционного контроля – регистрации иностранных граждан. Я себе не представляю, что я приехал в чужую страну и иду в полицию, где никто не говорит по-английски и пытаюсь зарегистрироваться. Такое в мире существует только на территории бывшего Советского Союза и то не везде. А главное, чтобы что-то поменялось, власти должны поверить, что туризм – это серьезная сфера экономики, это деньги, должно прийти понимание, что это работает.

Туризм Центр_Монтажная область 1_0.jpg

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций