В ЗКО запасов дизельного топлива хватит на три дня

Опубликовано (обновлено )
За месяц цена на солярку выросла на треть

В Западно-Казахстанской области произошел очередной топливный кризис, на этот раз не хватает солярки. В регионе установлен лимит на дизель – не более 100 литров в одни руки по топливным талонам. Местные ресейлеры заказали партию нефтепродукта в России, что не может не сказаться на его цене.

На утро 30 сентября на автозаправках сети «Октан», «Беркут» и VenOil в свободной продаже дизельного топлива нет, цена на него не установлена. Приобрести солярку можно только по талонам или картам. На АЗС «Нефтек Оперейтинг» нефтепродукт можно купить за наличный расчет по цене 289 тенге за литр.

v-zko-zapasov-dizelnogo-topliva-xvatit-na-tri-dnya_.jpg

Еще в августе, по данным департамента национальной статистики, в ЗКО средняя цена на дизельное топливо составляла 202 тенге. При этом цена с начала года выросла в среднем на 25–30 тенге за литр.

По данным управления энергетики и ЖКХ региона, в ЗКО запаса солярки хватит на три дня – 1,9 тыс. тонн при среднесуточном потреблении в 1000 тонн и с учетом установленного лимита в 100 литров в одни руки.

Основной поставщик дизтоплива в область – Атырауский НПЗ. По информации управления, он работает в штатном режиме и каждые сутки отгружает продукцию, в том числе в ЗКО. По приоритетности – 40% на сельское хозяйство (уборочная кампания), 30% – на нужды АО НК «КТЖ», 20% – на крупные промпредприятия и 10% – на операторов АЗС.

Ведомство называет основной причиной роста потребления дизтоплива и, как следствие, ее нехватки сезонное увеличение транзитных грузовых перевозок через территорию региона. При этом отмечается, что цены на топливо определяются рынком, и государство не может их регулировать.

«Ресейлеры заказали партию дизеля из России. Там он стоит дороже, но сколько будет стоить у нас, мы не знаем. Это коммерческая информация предпринимателей, и конкуренция там очень большая», – заявил замруководителя управления энергетики и ЖКХ по ЗКО Кайрат Мухамбеткалиев.

Заместитель акима ЗКО Темирхан Мендыгалиев отметил, что около 70% дизельного топлива закупают не автовладельцы региона, а транзитные большегрузы с баками до тонны литров. До поднятия цен солярка на казахстанской территории была в среднем на 100 тенге дешевле, чем в России. Сейчас цены де-факто сравнялись.

«Большегрузные машины заезжают на территорию области пустые, заправляются по полной. Дальше едут по нашим бесплатным дорогам», –отметил чиновник.

В управлении сельского хозяйства ЗКО отметили, что сложившийся топливный кризис не повлияет на осенне-полевые работы в регионе, поскольку фермерам поставляется удешевленная солярка по цене 169 тенге за литр от Минсельхоза.

Эксперт-экономист Петр Своик считает, что предстоящее закрытие Павлодарского нефтехимзавода на плановый ремонт – не самая главная причина сложившегося топливного кризиса.

«Как в западном регионе, так и по всей стране причина кризиса – разные экономики стран ЕАЭС. В России половина стоимости дизельного топлива – это налоги в бюджет. В Казахстане это лишь четверть, соответственно, в России солярка будет дороже. При таком раскладе всегда будет соблазн перепродавать казахстанскую солярку в Россию», – считает эксперт.

По словам Своика, казахстанские заводы не имеют собственных сетей автозаправок и поэтому вынуждены пользоваться услугами крупных нефтехранилищ на территории того или иного региона. Нефтехранилища, в свою очередь, отгруженное им топливо продают владельцам АЗС. Именно крупные нефтехранилища, по мнению экономиста, занимаются «серым» экспортом дизтоплива и сознательно создают дефицит.

«Правительство должно цены на топливо держать на уровне цен в других странах ЕАЭС. И только за счет увеличения налогов и пошлин. В противном случае накрутки и спекуляции продолжатся. В конечном счете за это платит потребитель. И лучше, если эта плата пойдет в казну, а не осядет в частных карманах», – считает Своик.

В апреле этого года в ЗКО была аналогичная ситуация с бензином – дефицит и удорожание на 15%. Тогда власти обещали снижение цен после завершения модернизации на Атырауском НПЗ. Однако понижения цен на бензин не было. Владельцы АЗС высказались в пользу возобновления работы местного мини-НПЗ «Конденсат» в Аксае на полную мощность. Завод смог бы обеспечить область по сниженной цене за счет уменьшения стоимости логистики.

Ранее сообщалось, что министерство энергетики Казахстана из-за нехватки дизтоплива провело переговоры с Россией об импорте около 100 тыс. тонн. Оно будет поставляться без российских налогов, с казахстанским НДС и акцизом в 540 тенге/тонна. В настоящее время запасов солярки, по данным ведомства, хватит на 11-12 дней потребления.

Читайте также