Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


760 просмотров

FlyArystan до конца следующей недели определится с московским аэропортом

В следующем году лоукостер может получить собственный код эксплуатанта

Фото: Shutterstock.com

Казахстанский лоукостер FlyArystan планирует завершить на следующей неделе переговоры и выбрать один из московских аэропортов для начала полетов в декабре текущего года из Нур-Султана в Москву, сообщила директор по продажам и маркетингу FlyArystan Жанар Жайлауова.

«Мы планируем его в декабре. Пока еще неизвестно. Мы ведем переговоры. Аэропорт Жуковский, но я не могу утверждать, что это подтвержденная информация. Это в планах есть летать в один из аэропортов Москвы, который менее дорогой, потому что обслуживаться в крупных городах дорого и это будет влиять на себестоимость», - сказала она «Курсив».

В качестве вариантов есть, в частности, аэропорты Жуковский и Внуково. Напомним, с 27 октября Air Astana планирует «переехать» из Шереметьево в Домодедово.

«Договариваемся с аэропортом и начинаем продажи. Сейчас идут переговоры. До конца следующей недели они должны закончиться. Мы объявим это в СМИ», - сказала Жайлауова.

Она также прояснила ситуация с возможным выделением FlyArystan в полноценную отдельную авиакомпанию – пока лоукостер является подразделением AirAstana и летает под одним с ней кодом эксплуатанта – KC.

«Мы пока являемся департаментом авиакомпании Air Astana, но у нас есть в планах получить свой собственный код. Скорее всего, FlyArystan будет полноценной стопроцентной "дочкой" авиакомпании Air Astana», - отметила Жайлауова.

В ходе пресс-конференции 4 октября в Семее по случаю запуска рейса Нур-Султан-Семей она посоветовала всегда читать условия, на которых лоукостер продает авиабилеты.

«Например, все цены, которые вы видите в рекламе, включают пять килограммов ручной клади и место на борту. Если у вас вдруг имеется дополнительный багаж, если вы хотите выкупить бортовое питание, если у вас есть увеличенная кладь или вы хотите выбрать определенное место, - это все дополнительные услуги по желанию пассажира. Поэтому, пожалуйста, читайте, узнавайте. Самое главное – чем раньше вы бронируете, тем больше шансов выкупать билеты по 7-8-9-10 тыс. тенге», - сказала она.

Важно знать, по ее словам, что в день вылета таких низких цен может и не быть.

«Компания не гарантирует, что такие цены могут быть в день вылета. Поэтому если купите предварительно, то будет дешевле», - сказала Жайлауова.

Кроме того, она сообщила, что предварительная оплата багажа обойдется в несколько раз дешевле его оплаты непосредственно перед вылетом в аэропорту.

Первых пассажиров рейса приветствовал аким Семея Ермак Салимов.

«Без всякого пафоса можно сказать, что сегодня очень знаменательное событие для нас, семейчан. Мы сегодня приняли первый бюджетный рейс компании FlyArystan. Мы встретили, проводили первых пассажиров. Каждый день 360 пассажиров у нас будет улетать и прилетать», - сказал он.

Аким напомнил о проведенной масштабной реконструкции аэропорта и праздновании в 2020 году 175-летия Абая.

Третий самолет Airbus A320, пополнивший авиапарк лоукостера, совершил 4 октября первый рейс из Нур-Султана в Семей и обратно. Это десятое направление для лоукостера. Авиасообщение по данному маршруту будет осуществляться ежедневно. Стоимость билета в одну сторону начинается с 5999 тенге. Этот борт также задействован в рейсах из Шымкента, Тараза и Павлодара в Нур-Султан. С мая текущего года полеты в эти города были открыты из Алматы и загруженность бортов составила 92%. С мая по сентябрь с появлением лоукостера прирост пассажиропотока в международному аэропорту Шымкента по сравнению с аналогичным показателем 2018 года составил 25%, в международном аэропорту Аулие Ата – 158%, в международном аэропорту Павлодара – 37%. В авиакомпании надеются, что аналогичная загрузка будет и на направлении в Нур-Султан.

Флот FlyArystan состоит из трех самолетов Airbus A320, к концу году это число достигнет четырех, к концу 2020 года – 10, к 2022 году – 15 самолетов.

«От Ai rAstana мы сейчас получаем первые четыре борта. Последующие еще решаются, но они все будут на самофинансировании. Мы не будем просить от государства никакой помощи в приобретении бортов. Это будут Airbus A320 180 кресел эконом-класса. Они у нас все одинаковые», - сказала Жайлауова.

При этом лоукостер будет иметь базы в Алматы, Нур-Султане, Караганде (первый квартал 2020 года) и Актобе (второй-третий квартал 2020 года).

Ранее глава Air Astana Питер Фостер сообщил о планах FlyArystan. Казахстанский лоукостер, по его словам, должен выйти на прибыль уже в 2020 году.


2906 просмотров

Как в Казахстане устроен бизнес по производству быстрой лапши

Непальская компания выкупила отечественное предприятие

Фото: Shutterstock.com

Казахстанская фабрика по производству лапши быстрого приготовления Lotus Food (Казыгуртский район Туркестанской, ранее – Южно-Казахстанской области) разорилась и сменила собственника.

Предприятие выкупила непальская компания CG Global. Ее владелец, миллиардер Бинод Чаудхари, контролирует 2% мирового рынка быстрой лапши. Производство получило новое имя – теперь это CG Foods Central Asia. Здесь будут выпускать лапшу Wai-Wai, хорошо известную на рынке Юго-Восточной Азии.

Это не единственный пример того, как бизнесмены, не оценив всех рисков, запускают проекты производства быстрой лапши в Казахстане – и разоряются. В одной только Алматинской области было две подобных истории. Основные ошибки компаний связаны с небрежным отношением к деталям технологического процесса и промахами в маркетинговой политике. 

Лапша быстрого приготовления – очень обманчивый продукт. Простота использования маскирует серьезную технологию производства. А из-за доступной цены за упаковкой лапши быстрого приготовления закрепилось прозвище «бич-пакет» и репутация недостойного и даже вредного продукта.

При этом, по данным российской маркетинговой компании Discovery Research Group (DRG), рынок лапши быстрого приготовления в Казахстане более чем в шесть раз объемнее рынка лапши традиционной. В 2017 году, когда DRG проводила исследование, объем рынка лапши классической составлял 2,61 млрд тенге, тогда как рынок быстрой лапши – 16,35 млрд.

«Курсив» изучил причины, которые сдерживают рост казахстанского производства этого продукта.

Порционный продукт

Рынок лапши быстрого приготовления измеряется порциями. Последние три года потребление лапши быстрого приготовления в Казахстане сокращается. По данным WINA (World Instant Noodles Association), в 2016 году в стране было продано 240 млн порций, в 2017-м – 210 млн, в 2018-м – 170 млн. И этот тренд идет вразрез с общемировым – после просадки на 5% в 2015–2016 годах последние два года мировой рынок быстрорастворимой лапши растет, в 2018 году было продано 103,6 млрд порций.

Лапшу быстрого приготовления в привычном для нас виде придумал японец Андо Момофуку – в 1958 году его компания Nissin Food Products вывела на рынок рамен, который просто заливался кипятком и был готов через пару минут. Но самым успешным продуктом компании стал Cup Noodles, лапша в одноразовой чашке – она вышла в продажу в 1971 году. Технологии, которые использовал при приготовлении лапши Андо Момофуку, применяются и поныне. Это обезвоживание лапши с помощью пара или в результате прожарки в растительном масле. Конечную стоимость продукта определяет качество наполнителей и растительных добавок.

Простой продукт быстро завоевал рынок

Быстрая лапша уверенно завоевывала рынки – в 1990 году во всем мире было продано 15 млрд порций, в 2001-м – 50 млрд, рубеж в 100 млрд был преодолен в 2012 году. Больше всех в мире лапшу едят в Китае (в 2018 году – 40,25 млрд порций). На втором месте Индонезия – 12,5 млрд порций. Третье место за Индией – 6,06 млрд. Среди стран за пределами Юго-Восточной Азии первенство за США: 4,4 млрд порций в 2018 году. Россия занимает 11-е место – 1,85 млрд порций. Казахстан в этом рейтинге на 31-й позиции.

В 1964 году крупнейшие производители быстрой лапши объединились в ассоциацию IRMA (International Ramen Manufacturers Association), призванную следить за соблюдением стандартов качества продукта – растущая конкуренция подтолкнула часть предпринимателей к использованию низкокачественных продуктов. В 1997 году ассоциация стала глобальной и сменила название на WINA.

В текущем списке членов ассоциации можно найти представителя казахстанского бизнеса – ТОО «Markof Perfection». Правда, оказалось, что эта компания только собиралась начать выпуск лапши быстрого приготовления, но в итоге от этих планов отказалась. 

Почему Grito нацелилась на экспорт

Первой в Казахстане быструю лапшу стала производить компания Grito из города Рудный (принадлежит торговому дому «Аманат», в прошлом именовался ТД «Акбарс»). Первый выпущенный продукт – лапша «Наша чаша» – по сей день остается самым продаваемым. 

По оценке Виталия Снесаря, маркетолога компании, Grito входит в четверку крупнейших производителей лапши быстрого приготовления в стране. Также в числе лидеров производства он называет ТОО «Raduga» (Петропавловск, визитная карточка производителя – лапша «Паста Мама»), Kaz Brand (Нур-Султан, лапша «Кеспебай») и недавно запущенная фабрика Mareven (Алматинская область, «Роллтон», Big Bon). Данные о долях, занимаемых этими компаниями на рынке, Снесарь назвать затруднился – в отсутствие полноценного мониторинга рынка информация сейчас очень противоречива, и предложил подождать подведения итогов года. 

Уже сейчас можно уверенно говорить, что запуск в 2018 году производства Mаreven значительно изменил статистику производства лапши внутри страны. Если раньше «Роллтон» и Big Bon, которые занимают до 50% рынка, завозились, то теперь их делают на заводе под Капшагаем. Mareven Food Holdings Ltd., владелец упомянутых брендов быстрой лапши, инвестировал в строительство предприятия около $50 млн.

По мнению Виталия Снесаря, сейчас расклад на рынок быстрой лапши во многом зависит от дистрибьюторов, которые активно поддерживают те бренды, названия которых превратились в имена нарицательные – доширак, бигланч или роллтон. 

Как считает маркетолог компании-производителя быстрой лапши из Рудного, ситуация на внутреннем рынке страны развивается по негативному для производителей сценарию. Исследование, проведенное по заказу Grito, показало, что полностью отказаться от продукта планируют 89% покупателей. По предположению Снесаря, причиной таких настроений стала массированная пропаганда здорового образа жизни в кино и на телевидении. 

Очевидный путь расширения рынка для компаний – наращивание экспорта. Grito сделала шаги в этом направлении, отправив пробные партии товара в Беларусь, Россию и Кыргызстан. Компания уже экспортировала свою продукцию в Россию, но ситуация 2014–2015 годов, когда курс тенге относительно рубля существенно вырос, сделала продукцию Grito слишком дорогой для россиян, и этот рынок для компании был потерян.

Производители зависят от качества рабочей силы

Компания Kaz Brands (производитель быстрой лапши «Кеспебай» из Нур-Султана) также нацелена на иностранные рынки. Генеральный директор компании Алмаз Зарипов сообщил, что сейчас ведется работа по получению соответствующих сертификатов. Он отметил важное конкурентное преимущество отечественного продукта: себестоимость быстрой лапши в Казахстане на 60% ниже, чем в Китае.

Алмаз Зарипов оценивает годовой объем рынка быстрой лапши в Казахстане в 14 млрд тенге. Он уверен, что роста уже не будет, поскольку в стране сильны традиции домашней еды. Второй негативный фактор – низкая репутация лапши быстрого приготовления. Зарипов вспоминает, что в 2008 году, когда он задумался над запуском производства, эту идею критиковали: мол, любая хозяйка на кухне с этой задачей справится. Но бизнесмен, работавший на зерновом рынке, мечтал о более глубоком, чем производство муки, переделе зерна. Он изучил технологии, вложил 1,5 млрд тенге в производственную линейку – и уперся в задачу подбора персонала. Это одна из причин, почему компания не смогла сразу обеспечить должное качество продукта.

Зарипов утверждает, что производство быстрой лапши сложнее и дороже производства макарон. Персоналу необходимо разбираться в автоматике, электронике, инженерной механике. В итоге компании пришлось найти и «купить» на рынке более квалифицированную рабочую силу, что увеличило фонд оплаты труда на 40% и сказалось на себестоимости конечной продукции. Также на себестоимость «давит» желание выпускать экологически чистый продукт и зависимость рынка от дистрибьюторов. Последнюю проблему он планирует решить, создав собственную службу распространения продукта.

kak-v-kazahstane-ustroen-biznes-po-proizvodstvu-bystroj-lapshi1.png

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций