Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


4152 просмотра

Казахстанский лоукостер соединит Москву с тремя городами Казахстана

Сначала FlyArystan соединит две столицы

Фото: Офелия Жакаева

Казахстанский бюджетный авиаперевозчик FlyArystan, являющийся подразделением Air Astana, планирует начать в четвертом квартале текущего года полеты из Нур-Султана в Москву, сообщил глава Air Astana Питер Фостер.

В третьем квартале лоукостер, имея два самолета, летал из Алматы в Тараз, Шымкент, Павлодар, Караганду, Нур-Султан и Уральск – всего 14 рейсов.

В четвертом квартале уже с помощью четырех бортов планируется осуществлять 28 рейсов. В частности, это рейсы из Алматы в Семей и далее в Нур-Султан, из Алматы в Павлодар и далее в Нур-Султан, из Алматы в Тараз и далее в Нур-Султан, из Алматы в Шымкент и далее в Нур-Султан. Кроме того, планируется рейс из Нур-Султана в Москву.  

Какой именно московский аэропорт будет выбран для приема самолетов лоукостера, пока не определено, сообщил «Курсив» Фостер.

В конце августа Air Astana объявила о переводе своих московских рейсов из аэропорта Шереметьево в Домодедово с 27 октября 2019 года. Перевод рейсов в новую воздушную гавань пройдет без перебоев в расписании. Смена аэропорта коснется перелетов из Нур-Султана (11 еженедельных рейсов в зимний период) и Алматы (14 еженедельных рейсов в зимний период). Смена базового аэропорта в Москве связана, прежде всего, с подписанием кодшерингового соглашения с авиакомпанией S7, для которой Домодедово является одним из аэропортов базирования.

При этом Фостер не исключил того, что FlyArystan может стать в будущем отдельным авиаперевозчикам. Этот момент важен, поскольку количество частот и назначенных авиаперевозчиков между Москвой, Нур-Султаном и Алматы всегда было предметом напряженных переговоров между российской и казахстанской стороной, в том числе после ухода с рынка российской «Трансаэро».

«Хороший вопрос (станет ли FlyArystan полноценной авиакомпанией). На данный момент FlyArystan – это просто подразделение Air Astana. FlyArystan осуществляет полеты по сертификату эксплуатанта Air Astana. Но рано или поздно ситуация изменится и вопрос о назначенных перевозчиках на том или ином маршруте на тот момент нужно будет решать. С российской стороны U6 (Уральские авиалинии) наравне с «Аэрофлотом» осуществляют полеты Жуковского. То есть уже на этом рынке наблюдается движение к увеличению количества назначенных перевозчиков. Мы ожидаем, что это развитие продолжится», – сказал Фостер «Курсиву».

Во втором квартале 2020 года FlyArystan соединит Алматы и Кызылорду, Кызылорду и Нур-Султан, Кызылорду и Актобе, Актобе и Атырау, Актобе и Актау, Костанай и Актобе, Актобе и Нур-Султан, Алматы и Петропавловск, Алматы и Усть-Каменогорск, Усть-Каменогорск и Караганду, Алматы и Кокшетау. Для выполнения 64 рейсов в день лоукостер задействует восемь самолетов.

В четвертом квартале следующего года FlyArystan будет летать в Москву сразу из трех крупных казахстанских городов. В частности, с российской столицей будут связаны по воздуху Актобе, который в свою очередь будет соединен к тому времени рейсами с Уральском, Атырау, Актау, Кызылордой, Шымкентом, Петропавловском и Костанаем. Также в Москву можно будет попасть из Нур-Султана и Караганды. В четвертом квартале в маршрутной сети авиакомпании появится последний из областных центров – Талдыкорган, который планируется соединить со столицей. Лоукостер к тому времени, имея 10 самолетов, будет совершать 80 рейсов в сутки. В частности, это Актобе-Петропавловск, Петропавловск-Нур-Султан, Петропавловск-Алматы, Кокшетау-Караганда, Кокшетау-Алматы, Павлодар-Актобе, Павлодар-Нур-Султан, Павлодар-Алматы, Усть-Каменогорск-Алматы, Усть-Каменогорск-Нур-Султан, Усть-Каменогорск-Караганда, Усть-Каменогорск-Актобе, Костанай-Актобе.

Часть из самолетов FlyArystan будут предоставлены Air Astana.

«Некоторые самолеты будут Air Astana, то есть которые должны были быть поставлены Air Astana, а некоторые мы привлекаем с рынка», – сообщил Фостер.

По данным авиакомпании, средняя загрузка на рейсах FlyArystan составляет 93% по сравнению с 50-74% на разных рейсах Air Astana.

Увеличение воздушного парка FlyArystan в пять раз, с двух до десяти самолетов, позволит увеличить количество кресел, предоставляемых лоукостером, с нынешних 17 640 кресел в неделю до 100 800 кресел. Таким образом, рост составит 470%. В настоящее время кресла предоставляются со средней стоимостью в 17 000 тенге ($45 или, как заявляют в авиакомпании, одной из самых низких цен в мире).

Для активизации внутренних авиаперевозок в авиакомпании предлагают ввести нулевую ставку НДС на внутренние авиаперелеты, что снизит стоимость авиабилетов по Казахстану на 12%. Также предлагается разработать программу/правила по снижению тарифов (ставок) казахстанских аэропортов на предоставляемые регулируемые и нерегулируемые услуги при условии увеличения объемов оказываемых услуг и решить инфраструктурные вопросы в региональных аэропортах.

Фостер рассказал и о том, что авиакомпания ждет объявления тендеров на осуществление регулярных полетов из Нур-Султана в Токио и Нью-Йорк. Задачу соединить место дислокации международного финансового центра «Астана» с крупными финансовыми центрами планеты поставил еще первый президент Нурсултан Назарбаев, но для того, чтобы начать полеты в Нью-Йорк, потребуется значительное время.

«Как мы все хорошо понимаем – ни один из этих маршрутов (Нур-Султан-Токио и Нур-Султан-Нью-Йорк) не может быть коммерчески прибыльным. То есть их выполнение возможно только при субсидиях. План субсидирования уже существует, но тендеров на эти маршруты еще не было проведено. Если предположить, что тендеры будут иметь место, мы с радостью примем участие в этих тендерах на осуществление рейсов по этим маршрутам», – сказал Фостер «Курсиву».

Кроме того, глава Air Astana отметил, что авиакомпания отказалась от планов летать из столицы Казахстана в Улан-Батор.

«Уже нет планов. Нам не предоставляли слоты в аэропорту Улан-Батора, которые предоставляли бы удобные стыковки дальше на наши международные европейские направления, то есть с монгольской стороны не было одобрения на предоставление таких слотов. Соответственно, нами было принято решение от этих планов отказаться», – сказал Фостер.


2810 просмотров

Как в Казахстане устроен бизнес по производству быстрой лапши

Непальская компания выкупила отечественное предприятие

Фото: Shutterstock.com

Казахстанская фабрика по производству лапши быстрого приготовления Lotus Food (Казыгуртский район Туркестанской, ранее – Южно-Казахстанской области) разорилась и сменила собственника.

Предприятие выкупила непальская компания CG Global. Ее владелец, миллиардер Бинод Чаудхари, контролирует 2% мирового рынка быстрой лапши. Производство получило новое имя – теперь это CG Foods Central Asia. Здесь будут выпускать лапшу Wai-Wai, хорошо известную на рынке Юго-Восточной Азии.

Это не единственный пример того, как бизнесмены, не оценив всех рисков, запускают проекты производства быстрой лапши в Казахстане – и разоряются. В одной только Алматинской области было две подобных истории. Основные ошибки компаний связаны с небрежным отношением к деталям технологического процесса и промахами в маркетинговой политике. 

Лапша быстрого приготовления – очень обманчивый продукт. Простота использования маскирует серьезную технологию производства. А из-за доступной цены за упаковкой лапши быстрого приготовления закрепилось прозвище «бич-пакет» и репутация недостойного и даже вредного продукта.

При этом, по данным российской маркетинговой компании Discovery Research Group (DRG), рынок лапши быстрого приготовления в Казахстане более чем в шесть раз объемнее рынка лапши традиционной. В 2017 году, когда DRG проводила исследование, объем рынка лапши классической составлял 2,61 млрд тенге, тогда как рынок быстрой лапши – 16,35 млрд.

«Курсив» изучил причины, которые сдерживают рост казахстанского производства этого продукта.

Порционный продукт

Рынок лапши быстрого приготовления измеряется порциями. Последние три года потребление лапши быстрого приготовления в Казахстане сокращается. По данным WINA (World Instant Noodles Association), в 2016 году в стране было продано 240 млн порций, в 2017-м – 210 млн, в 2018-м – 170 млн. И этот тренд идет вразрез с общемировым – после просадки на 5% в 2015–2016 годах последние два года мировой рынок быстрорастворимой лапши растет, в 2018 году было продано 103,6 млрд порций.

Лапшу быстрого приготовления в привычном для нас виде придумал японец Андо Момофуку – в 1958 году его компания Nissin Food Products вывела на рынок рамен, который просто заливался кипятком и был готов через пару минут. Но самым успешным продуктом компании стал Cup Noodles, лапша в одноразовой чашке – она вышла в продажу в 1971 году. Технологии, которые использовал при приготовлении лапши Андо Момофуку, применяются и поныне. Это обезвоживание лапши с помощью пара или в результате прожарки в растительном масле. Конечную стоимость продукта определяет качество наполнителей и растительных добавок.

Простой продукт быстро завоевал рынок

Быстрая лапша уверенно завоевывала рынки – в 1990 году во всем мире было продано 15 млрд порций, в 2001-м – 50 млрд, рубеж в 100 млрд был преодолен в 2012 году. Больше всех в мире лапшу едят в Китае (в 2018 году – 40,25 млрд порций). На втором месте Индонезия – 12,5 млрд порций. Третье место за Индией – 6,06 млрд. Среди стран за пределами Юго-Восточной Азии первенство за США: 4,4 млрд порций в 2018 году. Россия занимает 11-е место – 1,85 млрд порций. Казахстан в этом рейтинге на 31-й позиции.

В 1964 году крупнейшие производители быстрой лапши объединились в ассоциацию IRMA (International Ramen Manufacturers Association), призванную следить за соблюдением стандартов качества продукта – растущая конкуренция подтолкнула часть предпринимателей к использованию низкокачественных продуктов. В 1997 году ассоциация стала глобальной и сменила название на WINA.

В текущем списке членов ассоциации можно найти представителя казахстанского бизнеса – ТОО «Markof Perfection». Правда, оказалось, что эта компания только собиралась начать выпуск лапши быстрого приготовления, но в итоге от этих планов отказалась. 

Почему Grito нацелилась на экспорт

Первой в Казахстане быструю лапшу стала производить компания Grito из города Рудный (принадлежит торговому дому «Аманат», в прошлом именовался ТД «Акбарс»). Первый выпущенный продукт – лапша «Наша чаша» – по сей день остается самым продаваемым. 

По оценке Виталия Снесаря, маркетолога компании, Grito входит в четверку крупнейших производителей лапши быстрого приготовления в стране. Также в числе лидеров производства он называет ТОО «Raduga» (Петропавловск, визитная карточка производителя – лапша «Паста Мама»), Kaz Brand (Нур-Султан, лапша «Кеспебай») и недавно запущенная фабрика Mareven (Алматинская область, «Роллтон», Big Bon). Данные о долях, занимаемых этими компаниями на рынке, Снесарь назвать затруднился – в отсутствие полноценного мониторинга рынка информация сейчас очень противоречива, и предложил подождать подведения итогов года. 

Уже сейчас можно уверенно говорить, что запуск в 2018 году производства Mаreven значительно изменил статистику производства лапши внутри страны. Если раньше «Роллтон» и Big Bon, которые занимают до 50% рынка, завозились, то теперь их делают на заводе под Капшагаем. Mareven Food Holdings Ltd., владелец упомянутых брендов быстрой лапши, инвестировал в строительство предприятия около $50 млн.

По мнению Виталия Снесаря, сейчас расклад на рынок быстрой лапши во многом зависит от дистрибьюторов, которые активно поддерживают те бренды, названия которых превратились в имена нарицательные – доширак, бигланч или роллтон. 

Как считает маркетолог компании-производителя быстрой лапши из Рудного, ситуация на внутреннем рынке страны развивается по негативному для производителей сценарию. Исследование, проведенное по заказу Grito, показало, что полностью отказаться от продукта планируют 89% покупателей. По предположению Снесаря, причиной таких настроений стала массированная пропаганда здорового образа жизни в кино и на телевидении. 

Очевидный путь расширения рынка для компаний – наращивание экспорта. Grito сделала шаги в этом направлении, отправив пробные партии товара в Беларусь, Россию и Кыргызстан. Компания уже экспортировала свою продукцию в Россию, но ситуация 2014–2015 годов, когда курс тенге относительно рубля существенно вырос, сделала продукцию Grito слишком дорогой для россиян, и этот рынок для компании был потерян.

Производители зависят от качества рабочей силы

Компания Kaz Brands (производитель быстрой лапши «Кеспебай» из Нур-Султана) также нацелена на иностранные рынки. Генеральный директор компании Алмаз Зарипов сообщил, что сейчас ведется работа по получению соответствующих сертификатов. Он отметил важное конкурентное преимущество отечественного продукта: себестоимость быстрой лапши в Казахстане на 60% ниже, чем в Китае.

Алмаз Зарипов оценивает годовой объем рынка быстрой лапши в Казахстане в 14 млрд тенге. Он уверен, что роста уже не будет, поскольку в стране сильны традиции домашней еды. Второй негативный фактор – низкая репутация лапши быстрого приготовления. Зарипов вспоминает, что в 2008 году, когда он задумался над запуском производства, эту идею критиковали: мол, любая хозяйка на кухне с этой задачей справится. Но бизнесмен, работавший на зерновом рынке, мечтал о более глубоком, чем производство муки, переделе зерна. Он изучил технологии, вложил 1,5 млрд тенге в производственную линейку – и уперся в задачу подбора персонала. Это одна из причин, почему компания не смогла сразу обеспечить должное качество продукта.

Зарипов утверждает, что производство быстрой лапши сложнее и дороже производства макарон. Персоналу необходимо разбираться в автоматике, электронике, инженерной механике. В итоге компании пришлось найти и «купить» на рынке более квалифицированную рабочую силу, что увеличило фонд оплаты труда на 40% и сказалось на себестоимости конечной продукции. Также на себестоимость «давит» желание выпускать экологически чистый продукт и зависимость рынка от дистрибьюторов. Последнюю проблему он планирует решить, создав собственную службу распространения продукта.

kak-v-kazahstane-ustroen-biznes-po-proizvodstvu-bystroj-lapshi1.png

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций