Узбекистан намерен стать центром транзитных авиаперевозок

И развивать отрасль на основе конкуренции

Фото: Shutterstock

Узбекистан намерен повысить эффективность авиационной инфраструктуры страны и превратить республику в транзитный транспортный центр. Тема развития отрасли была озвучена на пресс-конференции, посвященной организации международного авиафорума в Ташкенте.

По словам зампредседателя правительства, главы Госкомтуризма РУз Азиза Абдухакимова, основная задача, которая сегодня стоит перед отраслью, создать условия, чтобы как можно больше воздушных судов приземлялись в Узбекистане. 

«Мы имеем уникальное географическое расположение, так как находимся в центре маршрута "Европа – Юго-Восточная Азия" и можем стать транзитным транспортным хабом», - отметил вице-премьер.

Для этого в четырех международных аэропортах республики с прошлого года начал действовать режим «открытое небо». Речь идет о городах Карши, Нукус, Термез и Бухара. В ряде воздушных гаваней страны была запланирована реконструкция.

«Курсив» сообщал о желании зарубежных компаний взять в управление аэропорты Узбекистана на условиях концессии. 

Министр транспорта республики Элёр Ганиев отметил, что данный вопрос будет решаться только на тендерной основе.

По его словам, главным условием для развития авиационной отрасли в стране должна стать конкуренция. Глава Минтранса подчеркнул, что такой монополии, как была у государственного авиаперевозчика «Узбекистон хаво йуллари», больше не будет. Элёр Ганиев подтвердил, что в этом году в рамках госпрограммы откроют еще 5 новых авиакомпаний. 

Помимо озвученной ранее «Humo Air», есть намерение создать и вертолетный перевозчик. О своем желании работать в республике уже заявили ряд зарубежных компаний.

«Сейчас планируется привлечь иностранных перевозчиков с условием, что они станут резидентами Узбекистана», - подчеркнул министр. По его словам, это позволит получать дополнительные налоги в бюджет республики и открывать новые рабочие места.

Ключевые вопросы сотрудничества с зарубежными партнерами планируется обсудить на предстоящем авиафоруме Uzbekistan Airports, Aviation & Logistics Forum, который пройдет в Ташкенте 19-20 февраля. В нем примут участие 300 делегатов и 1 200 специалистов из разных стран мира.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Коронавирус изменил планы по открытию новых производств в Казахстане

Из 30 индустриальных проектов, запуск которых намечался на первое полугодие 2020 года, реализованы только четыре

Фото: Depositphotos Автор BiancoBlue

За первый год действия госпрограммы индустриально-инновационного развития Казахстана на 2020–2025 годы количество промышленных предприятий в стране должно увеличиться на 13% (относительно показателей 2018 года). Итоги первого полугодия показали, что шансы добиться таких результатов в 2020 году невелики. 

Малая толика 

По данным пресс-службы МИИР РК, в 2020 году был запланирован запуск 160 проектов на сумму 1,1 трлн тенге, все эти проекты включены в карту индустриализации, или карту поддержки предпринимательства, и, по прогнозу, обеспечат более 17 тыс. новых рабочих мест в республике. 30 из 160 проектов должны были начать работу уже в первом полугодии 2020-го. 

«По итогам первого полугодия запущено четыре проекта на сумму 23,7 млрд тенге с созданием 900 рабочих мест. Карантинные меры в стране неизбежно повлияли на своевременную реализацию и освоение инвестиций в обрабатывающей отрасли, что привело к срыву сроков ввода в эксплуатацию 26 проектов в первом полугодии», – сообщает пресс-служба министерства в ответе на запрос «Курсива». 

Анализ данных по каждому проекту показал, что 85% от этих инвестиций – вклад в одно крупное предприятие. На открытие завода по производству легковых авто ТОО «Hyundai Trans Kazakhstan» было затрачено 20,3 млрд тенге, создано 700 рабочих мест.

Остальные три новые компании можно назвать небольшими как по количеству новых рабочих мест (от 30 до 120), так и по объему инвестиций (от 800 млн до 1,5 млрд тенге). В Актюбинской области был запущен цех по производству твердомолотого наполнителя ТОО «Alina Holding» и завод по производству замороженных полуфабрикатов ТОО «Геба». В Алматинской области ТОО «Жетысу Соя» начало выпускать корма для КРС и соевое масло.

В то же время из-за коронавируса в Казахстане были открыты четыре «внеплановые» компании, которые в госстратегиях никогда не фигурировали. Это ТОО «Bizon», предприятие по производству средств индивидуальной защиты, и три организации по выпуску дезинфицирующих средств: ТОО «Топан», ТОО «Неохим» и ТОО «Sari Suppliers». 

В режиме ожидания

«Курсив» собрал информацию о десяти самых крупных инвестиционных проектах из оставшихся 156, запуск которых намечался на 2020 год, эти данные отражены в инфографике. Общие инвестиции в «золотую десятку» – более 885 млрд тенге, работу на этих предприятиях должны получить более 5 тыс. человек. 

В каждой промышленной области республики есть свой перечень «зависших» проектов, многие из них – в числе тех, которые называют инновационными и экспортно ориентированными. Именно такой, например, является казахстанско-китайская компания по производству тепловыделяющих сборок для ядерных реакторов ТОО «Ульба ТВС». Базой для производства служит Ульбинский металлургический завод (Усть-Каменогорск), а продукция ТОО с иностранным участием предназначается для получения тепловой энергии в ядерном реакторе. Ранее в Казахстане тепловыделяющие сборки не производились. 

Сейчас, по словам управляющего директора по обеспечению бизнеса АО «УМЗ» Адилжана Оржанова, все технологическое оборудование для нового предприятия поставлено, закуплены необходимые материалы. Завод, в который вложено 49 млрд тенге инвестиций, должен был в этом году пройти сертификацию и выпустить пять первых ТВС для атомных электростанций КНР. Однако из-за закрытых границ и невозможности приезда китайских партнеров сроки были перенесены.

В Карагандинской области аналогичная ситуация сложилась на металлургическом заводе Forever Flourishing, инвестором которого является китайская компания Hebei Huatong Cables and Wires Co Ltd. из провинции Хубэй (именно в этой провинции расположен печально знаменитый город Ухань). В строительство завода было вложено более 7,4 млрд тенге.

«Из-за пандемии коронавируса был перенесен срок запуска проекта по производству стальных заготовок Forever Flourishing (новая линейка продукции). Предположительно он будет открыт в IV квартале этого года», – сообщил заместитель руководителя Управления промышленности и индустриально-инновационного развития Карагандинской области Кайрат Шорманбаев. В 2020 году, по информации главы регионального ведомства, в Карагандинском регионе планируется запуск 14 инвестиционных проектов. Пять предприятий уже начали свою деятельность, открытие остальных девяти должно состояться до конца года.

Крупнейший производитель алюминия компания ERG планировала начать подготовку к вводу в эксплуатацию третьей линии Казахстанского электролизного завода в Павлодаре. Две зарубежные компании взялись за разработку необходимой технико-экономической документации для Eurasian Resources Group, но всемирный локдаун помешал завершению работы, и теперь планы перенесены на неопределенный срок.

Еще два павлодарских проекта, которые затормозила пандемия, расположены на территории местной СЭЗ. Из-за проблем с поставкой итальянского оборудования отложен на 2021 год запуск завода по производству композитных коагулянтов для очистки воды и для нефтепромыслов ТОО «ПО ASCOR». По аналогичной причине перенесен и старт второго проекта – завода по выпуску оцинкованных изделий и металлоконструкций ТОО «РОСС Dorcom Kz».

 

3 полоса_ТОП 10 крупных предприятий [Восстановлен]-1.jpg3 полоса_ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ РАЗВИТИЯ таблица-1_0.jpg

Кризис неопределенности

Рассчитывать на открытие большого количества новых обрабатывающих производств в Казахстане сейчас не приходится, подтверждает председатель правления ОЮЛ «Союз обрабатывающей промышленности Казахстана» Марат Баккулов

«Наступил такой период, когда многие взвешенно подходят к рискам из-за неопределенности в период пандемии. Среди действующих предприятий обрабатывающей промышленности есть такая тенденция – бизнес, имевший намерения расширяться, временно отложил свои планы. И на то несколько причин. Во-первых, финансовая. Рынки сузились, покупательная способность снизилась, и, соответственно, у части предприятий сократились доходы. Во-вторых, о каком расширении может идти речь, когда сотрудники болеют. Возьмите для примера ситуацию на месторождениях Тенгиза, где была массовая заболеваемость. Небольшие предприятия тоже серьезно страдают, если заразился кто-то из квалифицированных сотрудников, которых сложно заменить. И, в-третьих, закрытые границы не позволяют некоторым компаниям закупить импортное оборудование или составляющие», – говорит Баккулов.

В список причин отложенного старта специалисты МИИР добавляют отсутствие сырья для производства и ограничения по въезду иностранных высококвалифицированных специалистов. «Вопросы по въезду зарубежных экспертов выносят на рассмотрение госкомиссии. В связи с этим сроки реализации многих проектов переносятся на III и IV кварталы текущего года», – прокомментировали в профильном ведомстве.

Соотношение проектов, которые уже начали свою работу, и плановых показателей на 2020 год показывает: за первое полугодие из-за пандемии коронавируса выполнено всего 2,5% от годового индустриального плана по открытию новых предприятий.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg