32 просмотра

Широкая вакцинация остается приоритетом для спасения жизней и стимулирования роста

Джихад Азур
директор Департамента Ближнего Востока и Центральной Азии МВФ

В последнем экономическом прогнозе МВФ по Кавказу и Центральной Азии (КЦА) ожидается рост реального ВВП на уровне 4,3% в 2021 году и 4,1% в 2022 году.

Восстановлению способствуют ускорение роста в странах-торговых партнерах, поддержка в рамках государственной политики и денежные переводы. Несмотря на недавние вспышки пандемии, темпы вакцинации в последнее время значительно возросли, причем некоторые страны, например, Азербайджан и Казахстан, добились хороших результатов в этом году. Вакцинация играет ключевую роль, в том числе для деятельности в сфере туризма, но для достижения коллективного иммунитета в КЦА необходимы дополнительные 14 млн доз вакцин.

Новой проблемой, с которой столкнулся регион, стала инфляция, темпы которой в этом году, согласно прогнозам, увеличатся до 8,5%, отражая повышение мировых цен на продукты питания и сырьевые товары и продолжающееся восстановление спроса. В ответ на это регуляторы региона приступили к обоснованному ужесточению денежно-кредитной политики. Ожидается, что в будущем году инфляция будет постепенно снижаться, однако центральным банкам необходимо внимательно следить за инфляционными ожиданиями. Рост цен на продукты питания также вызывает озабоченность из-за их непропорционально большого воздействия на бедные слои населения и риска того, что это может вылиться в социальное недовольство. Состояние бюджетных сальдо начинает улучшаться после наблюдавшегося в 2020 году резкого ухудшения дефицитов и уровней государственного долга.

Средний уровень безработицы в регионе вырос до 8,7% в 2020 году. Это на 0,8 процентных пункта выше среднего показателя за 2018–2019 годы, причем больше всего пострадали молодежь, женщины и работники-мигранты. 

Ближайший приоритет—продолжать удовлетворять потребности в медицинской и экономической помощи в соответствии с имеющимися финансовыми возможностями. Широкая вакцинация остается наиболее безотлагательным приоритетом для спасения жизней, стимулирования роста и сокращения неравенства. Чтобы никто не остался позади, необходимо более тесное региональное и международное сотрудничество в развертывании вакцинации.

Странам необходимо будет тщательно подбирать меры политики с учетом непростых компромиссов. Учитывая ограниченность бюджетных возможностей, потребуется обеспечивать все большую адресность дополнительной бюджетной поддержки, ориентируя ее на наиболее нуждающиеся домохозяйства и проблемные, но жизнеспособные фирмы. Для сохранения финансовой стабильности в финансовом секторе необходимо постепенно отходить от мер, ослабляющих пруденциальные требования. 

Наряду с этим необходимы меры политики, направленные на решение первостепенной проблемы региона: как усилить потенциальный рост и обеспечить его более инклюзивный характер. Для этого потребуются реформы, которые позволят создать более рыночную экономику и уменьшить и переориентировать роль государства.

Также необходимы дополнительные шаги для сокращения неравенства, поддержки занятости и снижения рисков. Регион должен сосредоточить внимание на укреплении здравоохранения и образования, а также на расширении систем социальной защиты. Для решения проблемы безработицы в странах можно улучшить программы профессионального обучения, предоставить стимулы для найма, содействующие переходу работников в производительные отрасли, и расширить возможности для трудоустройства молодежи и женщин в формальном секторе. 

Этим усилиям могут способствовать меры, снижающие масштабы неформальной экономики и повышающие занятость в частном секторе, в том числе путем повышения устойчивости и прозрачности деловой среды. В настоящий момент требуется также провести переоценку целей деятельности государственных предприятий и их управления. 

Вместе с реформами, направленными на усиление конкуренции и развитие общей деловой среды, это может сыграть критически важную роль для снижения бюджетных рисков и содействия росту частного сектора и созданию рабочих мест.

Елдар Шакенов

Фондовый рынок: зарождающиеся тенденции 2022 года

В последние годы низкие процентные ставки сделали традиционные способы инвестирования, такие как фиксированные депозиты и долговые инструменты, менее привлекательными. В связи с этим инвесторы стали искать другие возможности для получения устойчивой к инфляции прибыли. Одним из вариантов стал рынок акций. Более того, инвесторов все больше начинают интересовать вопросы – куда и в какие сферы и компании инвестировать, предпочтительнее на ранних этапах, чтобы не упустить возможность участвовать в прогнозируемых будущих трендах. 


Мақсат Халық

Елдегі инфляция өсімін тоқтатудың жолы – өнеркәсіп саясатына көңіл бөлу

Ұлттық банк төрағасы Ерболат Досаев қазірге кезде елде инфляцияның өсуі тоқтап, ал 2022 жылы төмендейтінін мәлімдеді. Ендігі мақсат –  инфляцияны жыл соңына дейін 8,5% деңгейінде ұстап тұру және келер жылы 4-6%-ға дейін төмендету. Қазір елде азық-түлік бағасының қымбаттауы, теңгенің құнсыздануы барысында бұл жоспар қалай іске асады, экономикалық болжам қандай екенін экономист, сарапшы Мақсат Халықтан сұрадық.


Анар Жумагулова

Трансформация ответственности

Корпоративная социальная ответственность бизнеса (КСО) в Казахстане начиналась с благотворительности – когда компании стали выделять средства на помощь детским домам, например. Но благотворительность отличается от КСО тем, что часто является спонтанным и разовым пожертвованием и работает в краткосрочной перспективе.


Тимур Худайбердиев

Переход на 5G увеличит выручку телекома и станет основой цифровой экономики

На этой неделе Kcell приступил к установке и настройке оборудования 5G в Туркестане. Проект станет самым значительным запуском сети нового поколения в Казахстане и продемонстрирует потенциал технологии для потребителей, бизнеса и правительства.  


Дабылбек Жанбабаев

Автокөлік өндірісінде инвестициялық жеңілдік алуда екі үлкен кедергі бар

Қазақстанда автокөлік өндірісі саласында екі үлкен кедергі бар. Бірі – мемлекеттік қолдауды алу үшін индустрия және инфрақұрылымдық даму министрлігімен келісімге келу талаптары, екіншісі – мемлекет бөлген қаржыны коммерциялық емес ұйымның автоөндірушілер арасында үлестіруі.