108 просмотров

Переход на 5G увеличит выручку телекома и станет основой цифровой экономики

Тимур Худайбердиев
член совета директоров Kcell

На этой неделе Kcell приступил к установке и настройке оборудования 5G в Туркестане. Проект станет самым значительным запуском сети нового поколения в Казахстане и продемонстрирует потенциал технологии для потребителей, бизнеса и правительства.  

Это не единственный крупный проект компании. Kcell на постоянной основе инвестирует в улучшение качества сети и проводит масштабную интеграцию. В начале ноября было подписано соглашение с крупнейшим вендором оборудования – компанией Ericsson. В рамках соглашения продолжится модернизация LTE-сетей Kcell на базе новейших решений продуктовой линейки Ericsson Radio System. Реализация проекта пройдет в Нур-Султане и Шымкенте, а также в западных и южных областях Казахстана, чем значительно увеличит производительность и емкость сетей. Все оборудование Ericsson для LTE-сетей поддерживает возможность быстрого и масштабируемого перехода на 5G.  

Благодаря постоянной работе и капитальным инвестициям Kcell и других игроков рынка в улучшение качества связи Казахстан стремительно поднимается в рейтинге стран по качеству и скорости интернета. За первое полугодие текущего года капитальные затраты компании составили 4,7 млрд тенге – на 28,3% больше, чем в соответствующем периоде прошлого года. В частности, это способствовало подъему нашей страны в глобальном рейтинге по скорости интернета на 21-ю строчку. Таким образом, Казахстан обогнал страны Центральной Азии и ЕАЭС – Россию и Беларусь. С начала года скорость интернета увеличилась с 19,52 до 31,74 Мбит/с, рост составил 62,6%.  

Kcell занимается улучшением связи не в угоду гонке за трендами: компания не преследует цель встать в один ряд со странами, которые внедряют 5G для галочки. Мы понимаем, что ресурс 4G постепенно деградирует, особенно в городских агломерациях. Это связано в первую очередь с ростом потребления данных, который ежегодно увеличивается на 40–50% по мере роста урбанизации. Дополнительно увеличивается и ресурсоемкость контента: видео, игр, приложений и так далее. По данным международных аналитиков, в ближайшие 10 лет четвертое поколение сетей перестанет удовлетворять потребности потребителей в крупных городах.  

Уже сейчас всем мобильным операторам стоит задуматься и о коммерческих перспективах, которые открывает 5G как в розничных, так и в бизнес-сегментах. Кроме того, внедрение этой технологии увеличит выручку операторов в будущем за счет более дорогого потокового вещания в формате 4K и облачных игр. В потребительском сегменте значительным бустом выручки станет выход на рынок стационарного беспроводного доступа к 5G (FWA). Поскольку развертывание сети пятого поколения продолжает ускоряться, провайдерам нужно пользоваться преимуществами инновации и предлагать эту технологию как привлекательную альтернативу фиксированной широкополосной связи в условиях, когда оптоволоконная широкополосная связь недоступна.  

Развертывание частных 5G на производствах – перспективное направление в корпоративном сегменте. При этом, согласно международным исследованиям, сервисы для частных сетей пятого поколения будут стоить больше, чем сама инфраструктура. Внедрение таких проектов в энергетическом секторе, включая добычу нефти и газа, а также генерацию электроэнергии в промышленном производстве и логистике, станет основным источником дохода от системной интеграции. Это еще раз доказывает, что успешная бизнес-модель разделяет предоставление инфраструктуры и предоставление корпоративных приложений и услуг.  

Kcell первым в Казахстане и одним из первых в СНГ реализовал проект по развертыванию частных сетей LTE на руднике Актогай группы компаний KAZ Minerals. Сейчас компания активно работает над проектами других клиентов. Полученный опыт позволил начать активную работу над запуском пилотных проектов по внедрению частных сетей 5G. Планируется, что пилотный запуск произойдет уже в первом полугодии 2022 года.  

Внедрение технологии связи пятого поколения вкупе с анализом больших данных (Big Data) и интернетом вещей (IoT) станет одной из основ цифровой экономики Республики Казахстан. В этом вопросе очень важно активное участие правительства страны по выделению частот операторам.

Елдар Шакенов

Фондовый рынок: зарождающиеся тенденции 2022 года

В последние годы низкие процентные ставки сделали традиционные способы инвестирования, такие как фиксированные депозиты и долговые инструменты, менее привлекательными. В связи с этим инвесторы стали искать другие возможности для получения устойчивой к инфляции прибыли. Одним из вариантов стал рынок акций. Более того, инвесторов все больше начинают интересовать вопросы – куда и в какие сферы и компании инвестировать, предпочтительнее на ранних этапах, чтобы не упустить возможность участвовать в прогнозируемых будущих трендах. 


Мақсат Халық

Елдегі инфляция өсімін тоқтатудың жолы – өнеркәсіп саясатына көңіл бөлу

Ұлттық банк төрағасы Ерболат Досаев қазірге кезде елде инфляцияның өсуі тоқтап, ал 2022 жылы төмендейтінін мәлімдеді. Ендігі мақсат –  инфляцияны жыл соңына дейін 8,5% деңгейінде ұстап тұру және келер жылы 4-6%-ға дейін төмендету. Қазір елде азық-түлік бағасының қымбаттауы, теңгенің құнсыздануы барысында бұл жоспар қалай іске асады, экономикалық болжам қандай екенін экономист, сарапшы Мақсат Халықтан сұрадық.


Анар Жумагулова

Трансформация ответственности

Корпоративная социальная ответственность бизнеса (КСО) в Казахстане начиналась с благотворительности – когда компании стали выделять средства на помощь детским домам, например. Но благотворительность отличается от КСО тем, что часто является спонтанным и разовым пожертвованием и работает в краткосрочной перспективе.


Джихад Азур

Широкая вакцинация остается приоритетом для спасения жизней и стимулирования роста

В последнем экономическом прогнозе МВФ по Кавказу и Центральной Азии (КЦА) ожидается рост реального ВВП на уровне 4,3% в 2021 году и 4,1% в 2022 году.


Дабылбек Жанбабаев

Автокөлік өндірісінде инвестициялық жеңілдік алуда екі үлкен кедергі бар

Қазақстанда автокөлік өндірісі саласында екі үлкен кедергі бар. Бірі – мемлекеттік қолдауды алу үшін индустрия және инфрақұрылымдық даму министрлігімен келісімге келу талаптары, екіншісі – мемлекет бөлген қаржыны коммерциялық емес ұйымның автоөндірушілер арасында үлестіруі.