Что казахстанскому бизнесу принес новый административный процедурно-процессуальный кодекс

1 июля 2021 года в Казахстане введен новый административный процедурно-процессуальный кодекс (АППК). Рассмотрим предусмотренный кодексом новый порядок разрешения административных споров между компаниями и госорганами. По сути, новый кодекс заменил два предшествующих документа, в которых содержалось немало коллизий и противоречий, а также вобрал в себя часть процедур из действующего Гражданского процессуального кодекса. 
Директор департамента налогов и права компании «Делойт»

1 июля 2021 года в Казахстане введен новый административный процедурно-процессуальный кодекс (АППК). Рассмотрим предусмотренный кодексом новый порядок разрешения административных споров между компаниями и госорганами. По сути, новый кодекс заменил два предшествующих документа, в которых содержалось немало коллизий и противоречий, а также вобрал в себя часть процедур из действующего Гражданского процессуального кодекса. 

Новый АППК регулирует взаимодействие государственных органов с юридическими и физическими лицами, выполнение госорганами административных процедур и порядок рассмотрения дел в судах.

Направлен он на урегулирование процедуры разрешения споров между бизнесом и госорганами, как например при возникновении споров во время налоговых проверок. Новый кодекс заменяет два предшествующих закона: Закон об административных процедурах и Закон о рассмотрении заявлений юридических и физических лиц, а также часть Гражданского процессуального кодекса, в которой содержалась процедура обжалования действия госорганов.

Дело в том, что в предшествующих законах было достаточно коллизий. По сути они частично совпадали и регулировали одно и то же, но по-разному, и разграничение их использования было не всегда очевидным. К тому же, чтобы обжаловать действия государственных органов, раньше предпринимателям необходимо было знать и разбираться во всех трех законах, а теперь им на замену пришел один. Это удобно, но тем не менее, АППК и сам содержит много неясностей, которые, надеемся, станут понятнее со временем и с наработкой правоприменительной практики. 

Основная цель Кодекса — более эффективно урегулировать взаимодействие между государственными органами и компаниями. Кодекс включает в себя несколько основополагающих принципов. Во-первых, вводится запрет на злоупотребление формальными требованиями; во-вторых, это, так называемая, презумпция вины государственных органов. В-третьих, суд принимает активное участие в разрешении споров. Ну и, наконец, все неясности толкуются в пользу налогоплательщика.

В Казахстане существует две процедуры разрешения споров. Первая — это споры, связанные с договорными отношениями между субъектами, в том числе инвестиционные, они подлежат разрешению в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом (ГПК). Вторая процедура включает в себя споры между государственными органами и юридическими лицами, в том числе споры с инвесторами, не связанные с претензиями по инвестиционному контракту), они подлежат разрешению в соответствии с АППК.

Тут будет важным отметить, что иски к органам государственной власти, принятых к производству до 1 июля 2021 года, рассматриваются в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом.

На первом этапе разница между ГПК и АПК это иск. Согласно ГПК, в делах против государственных органов обычно есть два вида исков: обжалование результатов решений принятых государственными органами и обжалование действий/бездействий государственных органов.

В соответствии с АППК предусмотрены следующие виды исков: иск обжаловании административного акта, иск о принуждении (к принятию или не принятию административного акта), иск о совершении действия и иск о признании наличия или отсутствия определенных правоотношений.

Несмотря на то, что все эти виды исков могли быть заявлены по ГПК, поскольку типы претензий, которые могут быть предъявлены в соответствии с ГПК, не регулируются и не ограничиваются, АППК также предусматривает различные процедуры для этих типов исков.
 
Во-первых, в рамках АПК по разным видам исков принимаются разные виды решений. Например, по иску об оспаривании административного акта компания может потребовать отменить административный акт, а по иску о принуждении — потребовать принятия благоприятного административного акта или воздержаться от принятия неблагоприятного административного акта.

Во-вторых, АППК устанавливает разные сроки исковой давности — например, иски об обжаловании административного акта и принуждении могут быть поданы в течение одного месяца после издания обжалуемого акта, а иски о признании могут быть поданы в течение пяти лет со дня возникновения отношений.

Далее идет принятие иска и подготовка дела к слушанию. Согласно ГПК, иск принимается к рассмотрению в течение пяти рабочих дней с момента его получения. Согласно АПК иск принимается к производству в момент его подачи. Однако на практике мы все же видим, что иск принимается к рассмотрению в течение пяти рабочих дней с момента подачи иска, после чего выносится определение о подготовке дела к рассмотрению. 

Срок подготовки дела к судебному разбирательству согласно ГПК составляет 20 рабочих дней со дня принятия дела к производству. В соответствии с АППК продолжительность подготовки дела к слушанию не определена — она должна проводиться в разумные сроки, чтобы суд мог предпринять все необходимые действия по разрешению дела, желательно в одном слушании.

Срок рассмотрения дела в АППК более длительный по сравнению с ГПК — три месяца против двух месяцев. АППК предусматривает активную роль суда в рассмотрении дела. Это означает, что, в отличие от процедуры ГПК, суд не ограничиваясь объяснениями, заявлениями, ходатайствами участников административного процесса, представленными ими доводами, доказательствами и иными материалами административного дела, всесторонне, полно и объективно исследует все фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела. Суд вправе потребовать дополнительные материалы и доказательства, изучить все материалы дела и произвести все действия, необходимые для полноценного рассмотрения дела и достижения целей административного судопроизводства.

Суд вправе выразить предварительное мнение о правовых основаниях, предоставленных сторонами в поддержку своих требований. Эти различия с ГПК весьма значительны.

Суд по АППК также может наложить взыскание на стороны за нарушение процессуальных требований (в размере от 10 до 100 МРП), чтобы предотвратить ненадлежащее поведение сторон в суде или злоупотребление их процессуальными правами.

Согласно ГПК решение суда вступает в силу с момента поступления решения суда апелляционной инстанции (или истечения срока обжалования).

Согласно АППК решение суда первой инстанции вступает в силу по истечении срока обжалования, если апелляционная жалоба не подана. Если апелляционная жалоба подана, то решение вступает в силу по истечении срока подачи кассационной жалобы. Если подана, решение суда вступает в силу со дня оглашения решения суда кассационной инстанции.

Это изменение имеет большое значение для юридических лиц, поскольку исполнение обжалуемых административных актов часто вызывает множество вопросов и проблем. Это означает, что, например, в случае обжалования результатов камерального контроля, исполнение уведомления о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля (на которое, как правило, дается 20 рабочих дней) приостанавливается до вступления решения суда в законную силу. Согласно ГПК этот момент наступает после вынесения решения судом апелляционной инстанции, то есть примерно через 3-4 месяца с момента обжалования, в то время как по АППК это будет после стадии кассации, то есть примерно через 12 месяцев. Но в заключении скажу, что процедура все еще очень новая, и ее эффективность еще предстоит проверить.