197 просмотров

Зачем Казахстану Агентство по защите и развитию конкуренции?

Ануар Буранбаев
партнер Центра исследований и консалтинга

Сегодня среди большинства групп казахстанского населения есть общий консенсус, что стране требуются перемены. Чтобы остаться на политической карте мира в долгосрочной перспективе, нам нужно трансформировать нашу страну и развить ее до глобально привлекательного проекта для бизнеса и талантов со всего макрорегиона. Возможности для самореализации, включая построение собственного дела, могут стать одним из факторов такой привлекательности. 

Для этого в экономической сфере политика развития конкуренции – одна из самых важных. Зачастую проведение экономических и политических реформ «буксует» из-за отсутствия социальной группы, заинтересованной в подотчетном и прозрачном государстве. Успешные независимые предприниматели, не аффилированные с административным ресурсом, крупными компаниями или ТНК – те, кого можно в полной мере назвать национальной буржуазией, могут быть ядром этой группы.  

Но по вполне понятным причинам, в силу размера и ограниченного политического влияния, именно эта группа не может навязывать свои цены или условия другим. У компаний, не обладающих значительной рыночной властью, есть сильные стимулы добиваться справедливых и прозрачных правил игры и настаивать на подотчетности и прозрачности со стороны государства. 

Не секрет, что крупные предприятия и ТНК зачастую не только пользуются особыми привилегиями, но и зависят от них. Они имеют заинтересованность и средства для подавления конкуренции и проведения реформ. Микропредприятия обычно не проявляют большого интереса к реформам, поскольку, как правило, способны выжить «в тени», вдали от прямого влияния олигопольных групп и государственной бюрократии. 

На более глубоком уровне возможности экономического развития тесно связаны с фундаментальным пониманием частного сектора. В большинстве случаев в развивающихся странах ответ на вопрос о происхождении крупного бизнеса зачастую связан с тем или иным предоставлением особых условий. Добыча природных ресурсов, приватизация крупных государственных промышленных и инфраструктурных компаний, дочерние предприятия транснациональных корпораций и крупные национальные игроки в неторгуемых секторах сформировали основной пул крупных компаний. 

Однако такие источники появления крупных компаний ограничены и не имеют глубокого потенциала. Более того, в условиях слабых институтов крупные компании ограничивают конкуренцию в наиболее доходных секторах. Такие практики формируют «стеклянный потолок» для средних компаний в попытках их трансформации в крупный бизнес и снижают мотивацию наиболее амбициозных предпринимателей. А без этого сложно говорить о диверсификации и усложнении экономики. 

На экспертном уровне я много работал с командой Агентства по защите и развитию конкуренции в рамках открытых обсуждений и заседаний совета по барьерам. Сейчас есть общее понимание трех основных направлений для работы в среднесрочной перспективе: это борьба с фаворитизмом, который заключается в создании особых условий для отдельных участников рынка, ценовое регулирование и доступ к ключевым мощностям. 

В моем понимании фаворитизм и постоянные попытки грубого вмешательства в рыночное ценообразование создают барьеры для входа, снижают конкуренцию и инвестиции и порождают, как это ни странно, рост цен в среднесрочной перспективе. 

Мирас Касымов

Рынок меди и перспективы цифровизации добывающей отрасли

На мировом рынке меди неспокойно. Запасы готового к поставке металла упали до 15-летнего минимума и покрывают мировую потребность лишь на три недели вперед. После «ковидного» падения стоимости актива с $6 300 до $4 600 в прошлом году, медь не только успела отыграть потерянное, но и в какой-то момент почти достигла отметки $11 тысяч за метрическую тонну.


Евгений Винокуров

Гендерное равенство на рынке труда

18 сентября ежегодно отмечается Международный день равной оплаты труда, напоминающий о том, что во всем мире по-прежнему существует проблема разрыва в оплате труда между мужчинами и женщинами. Согласно оценкам Всемирного экономического форума, среднемировой доход женщины и мужчины по паритету покупательной способности составляет около $11 тысяч и $21 тысячи соответственно. По данным Международной организации труда, глобальный гендерный разрыв в оплате труда составляет порядка 16%, по данным ОЭСР – порядка 13%.  


Василий Калабин

Как казахстанский бизнес коснется изменение климата

Межправительственная группа экспертов по изменению климата (IPCC) выпустила новый отчет, который, как ключевой документ по проблеме изменения климата, принимают во внимание государственные структуры и бизнес.  


Елдар Шакенов

Почему IT-гиганты инвестируют в искусственный интеллект

Alphabet, Microsoft, Facebook и Amazon тратят большие деньги на технологии искусственного интеллекта. Эти технологические гиганты внедряют AI в потребительские товары и услуги. Google и Facebook используют инструменты искусственного интеллекта в цифровой рекламе, Amazon – для настройки розничных онлайн-предложений и рекомендаций продуктов посетителям веб-сайтов. Facebook применяет AI для улучшения своей ленты активности, фотографий и приложений для социальных сетей. Огромный рынок с быстрыми темпами роста создает пространство для роста прибыли компаний.


Жайнар Саржаков

Торговать на KASE стало удобнее и комфортнее

Для улучшения возможности торгов Казахстанская фондовая биржа (KASE) реализовала ряд важных проектов. Мы запустили торгово-клиринговую систему ASTS+ для фондового и валютного рынков, торгово-клиринговую систему SPECTRA для рынка деривативов, внедрили омнибус-счета для торгов на всех рынках KASE.