286 просмотров

Почему привычное правило девелопмента LLL теряет актуальность

Яна Ефименко
директор отдела брокериджа в Казахстане управляющей компании Lynks Property Management

Еще вчера лозунгом всех девелоперов и ритейлеров было правило 3L - «Локация, локация, локация», но сегодня на ряду с локацией важной составляющей любого современного пространства становится концепция. Причина этого проста - изменился пользователь.
 
Сегодня основа практически любой целевой аудитории это миллениалы и поколение Х, которые идут в кафе не для того, чтобы просто поесть, а за общением, новыми впечатлениями и атмосферой. В офис они ходят не работать, а развиваться и реализовывать свои идеи, одежду покупают не только чтобы спастись от холода, а чтобы выразить себя и свою индивидуальность. Поэтому вместо магазина одежды появляются концептуальные шоу-румы, вместо классического офисного здания - flex-офис, а вместо традиционных музеев - концептуальные арт-пространства.

Успешные девелоперы в сфере жилой недвижимости давно уловили эту тонкую ниточку и строят не дома, а пространства для жизни. В их рекламных буклетах вы найдете больше информации об инфраструктуре района – близость парка, спортивной площадки для кросс-фита, фрешмаркете и коворкинге на территории комплекса, чем о центральном отоплении, водоснабжении или материале стен. Девелопер, рассказывая об образе жизни, который можно вести, выбирая конкретный жилой комплекс, с большей вероятностью привлечет тех, кто найдет в этом доме свое сообщество и особый комфорт, а значит обе стороны, следуя принципу win-win, останутся в выигрыше.

Успех объектов коммерческой недвижимости стоит на том же фундаменте. Традиционные рабочие пространства за последние 10-15 лет трансформировались в гибкие офисы, чтобы соответствовать потребностям гибких команд, живущих во времена постоянных изменений. Современный офис — это уже не только стол и стул, а кофейня и кухня на этаже, переговорная по-требованию, спортзал и терраса на открытом воздухе. А главное, это сообщество, которое также вертикально и горизонтально циркулирует вместе с тобой и командой в одном пространстве, где люди сталкиваются, как частицы в адронном коллайдере, и создают новые «вселенные».

Актуальность торговых центров на фоне развития онлайн площадок  эксперты и девелоперы обсуждают не первый год. Виной тому неутешительные примеры из США, где по всей стране, начиная с 2004 года, ежегодно закрываются либо подвергаются редевелопменту торговые центры. За последние 15 лет количество пришедших в упадок торговых центров достигло 40 объектов в 30 штатах, причем 75% пришлось на период с 2016 по 2020 год. Прогнозы на ближайшие 5 лет говорят о закрытии еще 25% торговых центров в США. 

Казалось бы, пандемия должна была основательно переориентировать рынок на онлайн продажи и в Казахстане, но на местном рынке торговые центы с изначально верно выстроенной концепцией успешно функционируют.  Серьезно пострадали от пандемии лишь те объекты, где пробелы концепции и позиционирования проявились еще до коронакризиса. Ведь зачастую мы выбираем тот торговый центр, который по своей концепции совпадает с нашим видением себя, не принимая во внимание наполненность ТЦ ритейлерами. Если мы хотим быть приверженцами экологичных веяний – выбираем ТЦ, который внедряет сортировку мусора или поощряет своих посетителей за это, если нам интересны развлечения или гастрономические впечатления – выбор остановится на ТЦ со схожей концепцией.

Концепция - это ценности, которые мы вкладываем в проект и постоянно транслируем в ходе своей работы, но найти правильную концепцию бывает не всегда просто. Иногда девелопер, вдохновившись какой-либо идеей, привезенной из отпуска или деловой поездки самостоятельно обнаруживает рабочий вариант концепции. В других же случаях на помощь приходят профессиональные компании, обладающие экспертизой и опытом, позволяющим избежать ошибок и переделок проекта. 

В любом случае, продуманная концепция должна отвечать на главный вопрос потребителя: где я хочу жить, работать или куда я отправлюсь провести свободное время?

Мирас Касымов

Рынок меди и перспективы цифровизации добывающей отрасли

На мировом рынке меди неспокойно. Запасы готового к поставке металла упали до 15-летнего минимума и покрывают мировую потребность лишь на три недели вперед. После «ковидного» падения стоимости актива с $6 300 до $4 600 в прошлом году, медь не только успела отыграть потерянное, но и в какой-то момент почти достигла отметки $11 тысяч за метрическую тонну.


Евгений Винокуров

Гендерное равенство на рынке труда

18 сентября ежегодно отмечается Международный день равной оплаты труда, напоминающий о том, что во всем мире по-прежнему существует проблема разрыва в оплате труда между мужчинами и женщинами. Согласно оценкам Всемирного экономического форума, среднемировой доход женщины и мужчины по паритету покупательной способности составляет около $11 тысяч и $21 тысячи соответственно. По данным Международной организации труда, глобальный гендерный разрыв в оплате труда составляет порядка 16%, по данным ОЭСР – порядка 13%.  


Василий Калабин

Как казахстанский бизнес коснется изменение климата

Межправительственная группа экспертов по изменению климата (IPCC) выпустила новый отчет, который, как ключевой документ по проблеме изменения климата, принимают во внимание государственные структуры и бизнес.  


Елдар Шакенов

Почему IT-гиганты инвестируют в искусственный интеллект

Alphabet, Microsoft, Facebook и Amazon тратят большие деньги на технологии искусственного интеллекта. Эти технологические гиганты внедряют AI в потребительские товары и услуги. Google и Facebook используют инструменты искусственного интеллекта в цифровой рекламе, Amazon – для настройки розничных онлайн-предложений и рекомендаций продуктов посетителям веб-сайтов. Facebook применяет AI для улучшения своей ленты активности, фотографий и приложений для социальных сетей. Огромный рынок с быстрыми темпами роста создает пространство для роста прибыли компаний.


Жайнар Саржаков

Торговать на KASE стало удобнее и комфортнее

Для улучшения возможности торгов Казахстанская фондовая биржа (KASE) реализовала ряд важных проектов. Мы запустили торгово-клиринговую систему ASTS+ для фондового и валютного рынков, торгово-клиринговую систему SPECTRA для рынка деривативов, внедрили омнибус-счета для торгов на всех рынках KASE.