Почему арендаторы возвращаются в ТРЦ

В южной столице, на которую приходится почти треть розничной торговли Казахстана, сокращается количество свободных торговых площадей. Этот тренд и планируемое введение новых торговых объектов может привес­ти к росту товарооборота.
Старший консультант отдела торговой недвижимости Colliers Kazakhstan

В южной столице, на которую приходится почти треть розничной торговли Казахстана, сокращается количество свободных торговых площадей. Этот тренд и планируемое введение новых торговых объектов может привес­ти к росту товарооборота.

Отложенные планы

Алматы – один из самых насыщенных торговыми площадями в стране город. На 1 тыс. жителей здесь приходится 342 кв. м торговой площади в 62 торговых объектах (ТРЦ, ТЦ и ТД). Однако предложение торговых площадей в Алматы не растет с 2018 года – после ввода ТРЦ Forum этот показатель уже третий год держится на уровне 1,8 тыс. кв. м.  

Пандемия «отложила» запуск нескольких торговых центров в городе, но все же их строительство и реконструкция продолжаются. До конца текущего года запланирован ввод в эксплуатацию после реконструкции ТЦ «Алмалы» на площади Респуб­лики и ввод новых павильонов на рынке «Алтын Орда». До конца 2022 года откроется ТРЦ Mall Aport East на Кульджинском тракте. Это добавит городу 8,9% качественных торговых площадей.

Рост заполняемости

Тем временем активность арендаторов торговых площадей растет. В I квартале 2021 года средний уровень вакантности в ТРЦ и ТЦ снизился на 2,4% по сравнению с IV кварталом 2020 года и составил 10,6%. Рост заполняемости ТРЦ отмечен в пяти из восьми районов города. Наибольшая активность в Алатауском районе – здесь вакантность за год снизилась почти в три раза, до 6%.

pochemu-arendatory-vozvrashhayutsya-v-trc-3.jpg

Снижение вакантности в основном происходит за счет крупных сетевых арендаторов, которым собственники торговых площадок предоставляют скидки и льготный период.
  
В то же время среди небольших местных арендаторов с торговыми площадями до 200 кв. м вакантность будет расти, так как это наиболее уязвимые операторы, представленные сегментом малого и среднего бизнеса. 

pochemu-arendatory-vozvrashhayutsya-v-trc-2.jpg

Некоторые ретейлеры с наработанным клиентским потоком, занимающие более значимые площади (от 1 тыс. кв. м), перей­дут в формат street retail. 

В целом в торговых центрах, испытывавших трудности и до пандемии, вакантность может увеличиться до 25–30%. Если же ТРЦ обеспечат максимальную безопасность и психологический комфорт арендаторам, то после снятия всех ограничений на работу торговых центров они смогут привлечь до 70–75% былого трафика посетителей.

Розничный товарооборот в IV квартале 2020 года снизился на 3% из-за продолжительных карантинных мер. Но на фоне увеличения заполняемости торговых площадок и ожидаемого ввода новых торговых площадей в 2021–2022 годах возможно увеличение показателей товарооборота.

pochemu-arendatory-vozvrashhayutsya-v-trc-4.jpg

Хождение по кругу

Владельцы ТРЦ понимают, что, только обеспечив безопасное присутствие клиента на своей территории, они могут защитить как свой бизнес, так и арендаторов. Поэтому несут повышенные расходы для соответствия торговой площадки требованиям СЭС: проводят дезинфекцию и ежедневные кварцевания, открывают пункты по вакцинации населения, устанавливают на входах ТРЦ систему доступа по программе Ashyq.

Ограничения по времени работы ТРЦ при усилении карантинных мер искусственно создают эффект отложенного спроса. Основные потоки покупателей, которые обычно приходят в будни по вечерам и в выходные дни, в период ограничений не имеют доступ в ТРЦ, поэтому в первые дни после снятия ограничений происходит сильный наплыв покупателей. И так по кругу: ограничения – отложенный спрос – снятие ограничений – наплыв клиентов – всплески заболеваемости – карантин. 

Насколько хватит ресурсов ТРЦ при снизившемся товаро­обороте и возросших затратах на обеспечение карантинных мер, зависит от финансовых возможностей конкретного ТРЦ. В этой гонке на выживание крупные сети за счет более высокого уровня адаптивности и грамотного кризис-менеджмента имеют преимущество перед локальными торговыми площадками в отдаленных регионах.

Локдаун изменил и потребительские привычки покупателей – часть покупателей уже не уйдет с онлайн-площадок. Но если ретейлеры смогут найти формат, отвечающий современным требованиям потребителей, и дать им возможность выбора удобной торговой площадки, то рынок получит новый толчок для развития.