287 просмотров

Обзор траста в Международном финансовом центре «Астана»

Дильбара Кожамкулова
юрист (старший консультант) компании «Делойт», департамент налогов и права

С момента своего запуска в 2018 году Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА), позиционируя себя как глобальный центр для бизнеса и финансов в Казахстане и Центральной Азии, расширяет свою правовую базу и предлагает новые организационно-правовые формы для ведения бизнеса в Казахстане в дополнение к уже существующим формам публичных/частных компаний и товариществ. Местные компании и инвесторы приветствуют вовлечение МФЦА в местное бизнес-сообщество, поскольку он обеспечивает доступ к корпоративным формам, которые ранее не были доступны в Казахстане, но являются общепринятыми в странах с общим правом.

Одной из таких форм, которую недавно представил МФЦА, является траст, и в этой статье мы рассмотрим основные условия функционирования траста в МФЦА. В международной практике трасты обычно используются, помимо прочего, для управления семейными активами и защиты активов, поэтому данный инструмент может быть интересен как компаниям, так и частным лицам, которые имеют такую ​​потребность.

На территории МФЦА действуют правила и акты МФЦА, основанные на английском праве. Важно отметить, что, несмотря на то, что правила МФЦА основаны на принципах английского права, они не являются английским правом как таковым. Поэтому важно помнить, что английское и уэльское право, применимое к трастам, применяется в МФЦА только в тех случаях, когда оно прямо воспроизводится в правилах и актах МФЦА. В данной статье мы опишем основные характеристики регулирования трастов в МФЦА.

Юридическая структура

Траст не признается юридическим лицом, а скорее является соглашением или, как указано в правилах МФЦА, представляет собой «право, обеспечиваемое исключительно долевым участием, на бенефициарное пользование собственностью, на которую другое лицо имеет законное право, и подразделяется на траст МФЦА и иностранный траст». Иностранный траст – это траст, регулируемый законодательством, отличным от актов МФЦА, включая любой траст по определению Гаагской конвенции.

Цели создания

Траст может быть создан как для благотворительных, так и для коммерческих целей, где последние включают «владение или инвестирование в акции компании или юридического лица, или любые другие активы, составляющие трастовую собственность», при условии соответствия актам МФЦА. 
В сущности, основным требованием для создания траста является способность и намерение учредителя создать траст и определить бенефициара. В то же время, согласно актам МФЦА, траст не будет считаться недействительным, если бенефициар не был идентифицирован, и условия траста предусматривают назначение исполнительного органа, в обязанности которого входит обеспечение выполнения доверительными управляющими своих обязанностей в отношении целей траста, а также обеспечение соблюдения условий траста.

Акты МФЦА также предусматривают защитные (protective) и доверительные (discretion) трасты. В защитных трастах доходы бенефициара подлежат ограничениям в использовании, например, когда бенефициар признан банкротом.

В доверительных трастах доверительные управляющие решают, когда и как распределять доход или имущество бенефициаров. Аналогичным образом, поскольку распределение осуществляется по усмотрению доверительного управляющего, кредиторы бенефициаров не могут принудительно осуществлять распределение.

Руководство 

Трастами управляют доверительные управляющие, которыми должны быть юридические лица и исполнители (еnforcers) (при необходимости). Предоставление трастовых услуг в МФЦА является лицензируемым видом деятельности.

Правила МФЦА определяют функции и обязанности руководства траста, а также регулируют назначение/увольнение руководства и любые связанные с этим ограничения.

Конечные бенефициарные собственники

Информация о конечных бенефициарных собственниках (КБС) должна быть раскрыта регистрационным органам МФЦА. Любое такое раскрытие должно включать личные данные КБС и дату, когда это лицо стало или перестало быть КБС.

МФЦА может раскрывать данные КБС только по запросу финансового регулятора МФЦА, Национального банка Республики Казахстан и/или других правоохранительных органов. Более подробная информация изложена в акте МФЦА по информационному обмену и защите данных.

Имущество 

Имущество траста принадлежит и управляется доверительными управляющими в интересах бенефициаров, как это определено условиями трастов. Доли бенефициара (beneficiary interests) представляют собой движимое имущество и могут быть проданы/переданы в соответствии с условиями траста.

Приняв на себя доверительное управление, доверительные управляющие должны работать в интересах бенефициара и добросовестно. Им не полагается компенсация за услуги, за исключением случаев, когда бенефициар согласен заплатить такую компенсацию либо это прямо указано в условиях траста или постановлении суда.

В случае ликвидации траста доверительные управляющие должны поровну распределять все активы траста между бенефициарами, если не указаны конкретные пропорции.

В заключение отметим, что основные характеристики трастов МФЦА аналогичны характеристикам трастов Великобритании. При возникновении споров они могут быть разрешены по английскому праву судом или арбитражем МФЦА. 

Таким образом, с введением регулирования траста в МФЦА данная форма управления активами теперь может быть использована в Казахстане. 

Dilbara Kozhamkulova

Overview of Trust in Astana International Financial Centre (AIFC)

The AIFC, since its launch in 2018, positioning itself as a global centre for business and finance in Kazakhstan and Central Asia, has been expanding its legal framework to offer new organisational legal forms for doing business in Kazakhstan in addition to already existing forms as public/private companies and partnerships. As such, local companies and investors have welcomed the AIFC’s involvement in the local business community as it provides access to corporate forms that hereto had not been available in Kazakhstan, but are usual in common law countries.


Әзімхан Сатыбалдин

Кедейлікпен күрес мемлекет үшін де, бизнес үшін де қажет

2020 жылдың қорытындысы бойынша, бізде кедейлікке ұшырау деңгейі артып келе жатқаны байқалатыны анықталды. Өткен жылдың төртінші тоқсан нәтижесіне сәйкес, төменгі күнкөріс деңгейінен де аз табыс табатындар саны 12 пайызға өсіпті. Бұл күні кеше байқалған тенденция емес. Жыл өткен сайын көтеріліп келе жатқанын көріп отырмыз. Осы ретте Білім және ғылым министрлігі Ғылым комитетінің «Экономика институты» РМҚК директоры, экономика ғылымдарының докторы, профессор, ҚР ҰҒА академигі Әзімхан Сатыбалдинмен сұхбаттасып, кедейлік мәселесін кеңінен қарастырдық.   


Dariga Tokpayeva

How to Reduce Company Costs by Improving Workflow and Current Business Processes

In this article we would like to share our experience in improving workflow and business processes in HR management, procurements, and the supply of goods. We have developed process improvement and automation options that significantly reduce the quantity of internal documents and simplify signing procedures, accordingly, reducing the burden on company staff, freeing them up to work on other things.


Дарига Токпаева

Как снизить затраты компании путем оптимизации документооборота и текущих бизнес-процессов

Мы хотим поделиться своим опытом по оптимизации текущего документооборота и бизнес-процессов в области кадрового администрирования, закупок, а также поставок товаров компании. Мы разработали варианты оптимизации и автоматизации процессов, которые позволяют существенно сократить количество внутренних документов, текущих процедур для сотрудников компании по подписанию этих документов и, соответственно, снизить нагрузку на персонал компании, высвобождая его возможности для реализации других проектов.


Елдар Шакенов

Как инвестору защититься от инфляции

В финансовых кругах много говорят об инфляции. Федеральная резервная система (ФРС) хочет стимулировать умеренный рост инфляции и удерживает процентные ставки на низком уровне до тех пор, пока это не произойдет. В это время инвесторы ожидают, что отложенный спрос, связанный с пандемическим образом жизни, может вызвать внезапный рост расходов, когда COVID-19 будет взят под контроль. Этот приток денег в экономику вызовет рост цен, что потенциально может привести к инфляции выше целевого показателя ФРС, составляющего чуть более 2%.