nedvijimost-v-krizis.png


509 просмотров

Как Big Data трансформирует крупный бизнес в Казахстане

Еркегали Машир
генеральный директор ГК Azimut Solutions

Объем мирового рынка больших данных к 2022 году может достичь $260 миллиардов, такие данные приводят аналитики Frost&Sullivan. При этом цифра демонстрирует двузначный рост каждый год начиная с 2010-го.
 
Оценить совокупный рынок больших данных в Казахстане довольно сложно. Потому что процессы, оптимизированные с помощью больших данных, несут разный эффект для бизнеса и имеют различное влияние на деятельность компании. Однако измерить эффект от Big Data в деньгах уже можно на рынках рекламы и прогнозирования и контроля запасов товарно-материальных ценностей. Рынок digital-рекламы в 2020 году в Казахстане должен был достигнуть 60 млрд тенге, но помешала пандемия. Мы предполагаем, что активное использование качественных данных для улучшения рекламных алгоритмов даст дополнительных 7-10% в ближайшее время. При этом в перспективе использование анализа данных может позволить крупным игрокам (из отраслей добычи и сельского хозяйства) сократить бюджеты в пять раз в течение ближайшей пятилетки.

Уже сейчас можно увидеть первопроходцев среди казахстанких банков, крупных игроков из ритейла и государственных предприятий. К примеру, в 2016 году Kaspi Bank опубликовал информацию, что его сервисами и продуктами воспользовались 5 млн казахстанцев. Сотрудники Kaspi проанализировали транзакции клиентов и не только персонализировали контент в мобильном приложении, но и создали новый продукт. В результате на основе полученной статистики появился клуб Kaspi Red и специальный карточный продукт для покупок в рассрочку.
 
Другой пример – один из казахстанских ритейл-сторов собирает информацию о самых продаваемых товарах в праздничный сезон и использует ее в последующем году. Это позволяет сети поставлять те продукты, которые пользуются гарантированным спросом.

Есть и более масштабные случаи использования Big Data в Казахстане. С мая 2020 года Управлением цифровизации города Алматы совместно с телеком-операторами запущен в эксплуатацию проект системы анализа города в период пандемии. С помощью поступившей информации Центр анализирует места и время скоплений людей в городе. Данные в системе обновляются в режиме near real time, в разрезе каждого часа и геоплощадях 500х500 метров, что позволяет фиксировать индекс самоизоляции по городу и определять места наибольших скоплений.

Казахстанские предприятия добывающей промышленности в рамках реализации послания президента и концепции Industry 4.0 начали внедрять анализ данных для оптимизации производственных процессов. Одним из интересных примеров в этой области является проект «Умный карьер». Проект работает по системе диспетчеризации Modular. Он отслеживает движение всех машин, которые занимаются перевозкой руды, и выстраивает для них оптимальное время поездок. Modular уже помогла увеличить производительность транспортного оборудования на 10%.

Потенциал внедрения

Компания Azimut Solutions, как один из лидеров казахстанского IT-рынка, проявляет большой интерес к Big Data. Проанализировав локальный рынок, компания пришла к пониманию того, что в наибольшей степени данные будут востребованы в финансовой сфере, а именно в оценке рисков банков второго уровня и микрофинансовых организаций (МФО). И вторая отрасль, которая получит от Big Data реальные возможности для удвоения доходов и минимизации рисков, – это МСБ. 

Потребители требуют от МФО быстрых решений и низких процентных ставок, при этом основными потребителями услуг сегмента является так называемый underbanking сегмент граждан (внебанковский), данных о которых в официальных и классических источниках либо нет, либо они недостаточны. Сответственно, для рынка микрозаймов будут интересны и востребованы сервисы альтернативной оценки кредитоспособности потребителя, и такие решения требуют большой технической и профильной экспертизы, а также гибкости, которую не могут предоставить крупные игроки рынка.

Что касается МСБ, то не все игроки смогут вернуться на рынок услуг. Оставшимся компаниям придется оптимизировать свои расходы и высчитывать риски. Для удовлетворения этих целей подойдет еще один инструмент Big Data – цифровая реклама и геоаналитика.

К слову, на соседнем рынке России насчитывается более десятка компаний, занимающихся накоплением и обогащением данных в диджитал-рекламе, DMP- решениях. Реализуют эти услуги такие IT-гиганты, как Яндекс и Mail.ru Group, а также компании, специализирующиеся исключительно на данных, такие как CleverData, GetIntent и другие.

Решения 

В фокусе сервисы альтернативной оценки кредитоспособности потребителя. Такие решения требуют большой технической и профильной экспертизы, а также гибкости, которую не могут предоставить крупные игроки рынка.
 
Важным является вопрос анонимизации данных и контроля согласия потребителя на передачу его данных третьим лицам. Решение этого вопроса мы видим через тотальную автоматизацию расчетов и исключение из процесса человеческого фактора.

Azimut Solutions уже ведет переговоры с операторами связи и ретейл-сетями, владельцами огромного пула информации, заинтересованными в расширении ревеню-стримов и готовых к запуску проектов.

Стоит отметить, что для рынка отечественных компаний важна и поддержка государства. Уже определены целевые направления развития отечественного бизнеса, и ими должны стать именно те услуги, которые могут формировать наибольшую добавочную стоимость. Так, например, инициатива «налог на Google» в России и Беларуси уже помогла таким компаниям, как AdMixer и Yandex, вырасти и стать более конкурентными.

Елдар Шакенов

Как будет проходить восстановление авиационного рынка

1. Какие прогнозы можно дать? Когда рынок восстановится после убытков во время закрытия границ?


Мирас Касымов

Как пандемия изменит дизайн пространств и продуктов

Пандемия, необходимость самоизоляции и социальной дистанции привели к возникновению новых трендов в дизайне домашних, рабочих и общественных пространств. С домом все более-менее понятно: ценность отдельного рабочего кабинета, целесообразность разделения пространств и наличия просторного балкона ощутили все.


Рустам Бурнашев

Узбекистан реформирует не только внутреннюю, но и внешнюю политику

На сессии Генассамблеи ООН 23 сентября выступил президент самой густонаселенной страны Центральной Азии – глава Узбекистана Шавкат Мирзиёев. Реализация озвученных им тезисов может непосредственно сказаться не только на жизни узбекистанцев, но и затронуть сопредельные страны. 


Ансар Абуев

Самоизоляция - рассадник для хакеров?

Помимо очевидных социальных изменений  в виде ограниченных возможностей посетить кафе, ТРЦ и кинотеатры, самоизоляция позволила ускорить кинореволюцию Netflix и массово распространить облачные системы даже в тех компаниях, которые ранее ими пренебрегали. Карантин ускорил эволюцию тех процессов, к которым человечество шло и без всяких вирусов, однако удаленная работа, всеобщий страх и тревожность принесли с собой и возможности для злоумышленников воспользоваться ситуацией.


Жумагали Султан

Рынок 5G: куда стоит инвестировать?

Одним из мощных драйверов на рынке технологий в ближайшие пару лет станет развертывание сетей 5G. Запуск беспроводной сети пятого поколения позволит не только увеличить скорость передачи данных, но и станет причиной появления новых продуктов и услуг, которые ранее были недоступны. Мы подобрали список компаний из разных секторов, которые могут стать частью ваших портфельных инвестиций.