634 просмотра

Турагентства Казахстана стремятся в онлайн

Алексей Яншин
директор технологической компании Sabre Travel Network в Центральной Азии

Рынок электронной коммерции Казахстана динамично развивается. По данным Министерства торговли и интеграции РК, в 2019 году объем этого рынка увеличился в 1,8 раза, превысив 700 миллиардов тенге. Растущий интерес к онлайн-покупкам продиктован ростом проникновения интернета в стране, повышением цифровой грамотности и доверия населения к безналичным платежам.

По данным министерства торговли и интеграции, доля покупок, совершенных со смартфонов, в 2019 году достигла 65%. Среднемировой показатель составляет 54%. Объем онлайн-операций по картам, эмитированным в Казахстане, и с мобильных устройств только в июне 2019 года превысил 682 млрд тенге – это почти в 10 раз больше, чем за июнь 2017 года. По оценкам экспертов, в ближайшей перспективе местный рынок e-commerce продолжит расти на 15-25% в год.

В сегменте услуг более 59% онлайн-продаж составили авиабилеты и 13,4% – билеты на поезд, свидетельствуют данные министерства национальной экономики за 2018 год. Это подтверждает рэнкинг крупнейших казахстанских торговых интернет-площадок TOP KZ Retail E-Commerce, верхние строчки в котором по итогам 2018 года заняли сайты авиакомпаний Air Astana и SCAT, АО «Пассажирские перевозки» (bilet.railways.kz), а также ведущих онлайн-трэвел агентств Chocotravel, Aviata.kz, Tickets.kz и Santufei.

Отмечая большой потенциал рынка e-commerce и рост доверия казахстанских путешественников к бронированию авиабилетов, гостиниц, железнодорожных билетов и других туристических сервисов через интернет, многие классические турагентства задумались о развитии своего онлайн-направления бизнеса.

«Вопрос выхода в онлайн стоит на повестке дня у многих казахстанских туристических агентств, – подтверждает Алексей Яншин, директор технологической компании Sabre Travel Network в Центральной Азии. – Учитывая высокую скорость внедрения цифровых технологий в Казахстане и доверие потребителей к интернет-покупкам, агентства имеют все шансы добиться успеха в этом сегменте. Тем не менее переход в онлайн – это, по сути, запуск нового высокотехнологичного продукта. К развитию этого направления бизнеса, как и к выбору правильного технологического партнера, стоит подходить взвешенно и прагматично, чтобы получить желаемый экономический эффект от инвестиций».

Как правильно перейти в онлайн?

Понятие онлайн-бизнеса гораздо шире, чем просто установка «движка» для поиска и бронирования услуг на веб-сайте. Это отдельное направление деятельности, которое требует системного подхода, технологической готовности и в некоторых случаях более комплексного переосмысления экономики компании. Эксперты Sabre рекомендуют казахстанским агентствам руководствоваться тремя главными правилами при переходе в онлайн:

1. Определите СВОЙ онлайн-продукт и СВОЕГО покупателя

Эффективное планирование – залог успеха любого дела. Чем детальнее будет проработано уникальное предложение для онлайн-путешественников, тем больше у агентства шансов выгодно отличаться от конкурентов. Создавая онлайн-продукт, необходимо четко определить: целевые сегменты рынка, портрет и потребности интернет-покупателя, ценностное предложение турагентства, механизмы получения выручки, структуру расходов, необходимые ресурсы и технологии.

По сравнению с офлайном работа в онлайне позволяет значительно быстрее тестировать гипотезы, оперативно вносить изменения в сервисах на сайте, а также открывает доступ к разнообразным потребительским данным.

2. Подготовьте агентство к переходу в онлайн

Запуск онлайн-трэвел бизнеса подразумевает оцифровку и оптимизацию многих бизнес-процессов. К примеру, платежные операции, которые раньше могли выполняться вручную, теперь должны быть автоматизированы для приема интернет-платежей. Поэтому важным шагом для агентства, которое только собирается выйти в онлайн, должен стать тщательный анализ рабочих процессов и ключевых подразделений на предмет соответствия онлайн-бизнесу.

3. Выбирайте технологии прагматично

При создании цифрового продукта следует действовать прагматично – оцифровать бизнес-цели и выбрать технологии, не требующие больших затрат, но эффективные в случае конкретного бизнеса. Порой готовое IT-решение может быть выгоднее, чем инвестиции в создание продукта с нуля.

Если онлайн рассматривается турагентством как дополнительный канал продаж, подойдет готовое «коробочное» решение с базовым функционалом, которое позволяет продавать авиабилеты на сайте и принимать платежи через большинство платежных шлюзов. Стоимость внедрения такого решения вполне приемлема даже для небольших агентств.

Если функционал готовых продуктов не устраивает и агентство намерено инвестировать в комплексную разработку собственного онлайна, тогда стоит рассмотреть более комплексные решения с использованием API. Это позволит не только написать собственный портал, но и оптимизировать деятельность агентства с точки зрения расходной и доходной части, в том числе реализовать максимальную автоматизацию офлайн-процессов. Выбирая этот путь, важно тщательно проанализировать затраты на IT и собственную команду разработчиков.

Технологии – кислород онлайн-бизнеса

Успех цифрового бизнеса зависит от грамотного технологического партнера. При выборе поставщика IT эксперты советуют руководствоваться тремя факторами: экономикой от внедрения, функционалом и свойствами технологического продукта, качеством технической поддержки. Как показывает опыт крупных онлайн-агентств, успех обеспечивает партнер с многолетней технологической экспертизой и продукты с продвинутыми возможностями обновления, доработок и масштабирования.

«Технологии не стоят на месте – появляются новые стандарты, растут требования по скорости и безопасности решений, меняется поведение путешественников, которые становятся все более подкованными в плане технологий. В этом ключе на первый план выходят гибкость, масштабируемость и бесперебойность систем. Как глобальный технологический партнер для индустрии туризма Sabre постоянно инвестирует в создание инноваций, помогая туристическим компаниям оставаться конкурентными и быстро адаптироваться к меняющимся потребностям рынка», – отметил Алексей Яншин.

По мере роста цифровизации туристических услуг в Казахстане агентствам пора начинать переориентироваться с количества на качество и фокусироваться на формировании лояльной клиентской базы, которая сможет обеспечить стабильный рост выручки. Уже сегодня путешественники смотрят не столько на стоимость авиабилетов на той или иной интернет-площадке, сколько на качество предлагаемого продукта, функциональность и удобство веб-сайта, дополнительные сервисы и скорость клиентской поддержки. Учитывая общемировой тренд на персонализацию, туристические агентства, которые смогут обеспечить путешественникам индивидуальный подход не только в офисе продаж, но и в онлайне, имеют все шансы зарабатывать больше на растущем рынке.

Дармен Садвакасов

Как пандемия изменит мировые города

Различные болезни веками влияли на развитие больших городов и кардинально меняли образ жизни горожан. Последствия испанского и свиного гриппа, эпидемии брюшного тифа и желтой лихорадки уже успели стереться из памяти людей, но города никогда не забывают о случившемся. Так, вспышка желтой лихорадки в Филадельфии в 1793 году побудила мэрию объявить войну мусору на улицах и начать тотальную чистку. Благодаря этому болезнь отступила, и на всей территории США местные власти начали борьбу за чистоту.


Николай Мазенцев

Как кризис изменил работу онлайн тревел-агентств

Об изменениях в работе во время кризиса Команда сплотилась. Нас кризис коснулся в первую очередь. Когда отменили все авиарейсы и ж/д сообщение, люди массово пришли за возвратами. Пришлось всю компанию посадить в службу поддержки и без выходных работать несколько недель, чтобы обработать все заявки. Было трудно, но мы работали как единая команда.


Эдуард Шлосс

Какие тренды digital-маркетинга 2020 года нужно знать каждому предпринимателю

Нынешний кризис – событие, которое затронет каждого. «Вследствие пандемии глобальная экономика, в соответствии с прогнозом, в 2020 году резко сократится – на 3%, что намного хуже, чем в период финансового кризиса 2008-2009 годов» – тезис, взятый из доклада Международного валютного фонда (МВФ) о перспективах развития мировой экономики. 


Татьяна Неверко

Рынок жилья: разница цен между «первичкой» и «вторичкой» увеличится

«Идеальный шторм», «черный лебедь», «мировая катастрофа», - нынешний кризис удостоился самых громких эпитетов. Такого «букета» негативных факторов экономика еще не испытывала. И рынок жилья уже ощутил на себе влияние и девальвации и карантина.


Яна Шишканова

Как получить пассивный доход, а не активные проблемы

Период 2020 года мы запомним надолго. Мечта многих - иметь стабильный доход разбилась об истребитель COVID-19 вдребезги. Как выжить? Как поможет государство? И как выходить из денежной ямы? Сегодняшние реалии показывают кто сделал правильный выбор, смог подстраховать себя и свою семью финансово.  На мой взгляд, разумные инвестиции в недвижимость – это вариант стабильного вложения денег. Зачастую тут нет высоких доходов, однако кроме невысокого, но стабильного дохода у вас всегда остается недвижимость.