1193 просмотра

Что происходит на рынке микрозаймов

Шалкар Жусупов
председатель правления МФО «KMF»

В I квартале этого года в Казахстане работало 199 микрофинансовых организаций (МФО). Рост кредитования в этом секторе составил всего 2%, хотя в предыдущие годы был не ниже 15–20%. Доля KMF в общем кредитном портфеле МФО составляет 45% (рост на 3% в I квартале).

Слабый рост кредитования в секторе МФО обусловлен как увеличивающейся конкуренцией с банками, так и введением карантинных мер во второй половине марта. При этом концентрация нашего рынка увеличилась: усилились позиции топ-5 МФО, а доля небольших игроков совокупно уменьшилась на треть.

Если первые три месяца года мы фиксировали рост спроса на кредиты и небольшое увеличение рынка, то в апреле, из-за карантина, выдача займов рухнула на 94% по сравнению с апрелем 2019-го, до 1,3 млрд тенге. Доля нашей компании составила 43%. По итогам мая планируем выдачи уже на уровне 50% от докарантинного уровня.

Перемены на рынке МФО

С начала 2020 года к сектору МФО относятся онлайн-сервисы с займами «до зарплаты» и ломбарды. В реестр Нацбанка уже включены некоторые финтех-компании онлайн-кредитования. Расширение рынка оказало сильное влияние на итоговую статистику сектора, размывая долю классических МФО по количеству и объему выдачи небольших кредитов, с одной стороны. С другой – рынок получил новые возможности. Так, классическим МФО теперь разрешается предлагать в своей продуктовой линейке краткосрочные ссуды, аналогичные онлайн-займам «до зарплаты».

Изменения в законодательстве позволили МФО с начала 2020 года внедрить новые для сектора услуги. В частности, теперь МФО могут принимать платежи в пользу сторонних операторов: коммунальные, налоговые и другие. KMF реализовала такую функцию на терминалах в собственных отделениях. Также за период действия ЧП мы предложили клиентам сервис онлайн-кредитования. Ссуду можно получить через наше приложение, деньги зачисляются на любую банковскую карту.

Также KMF активно участвует в биржевых торгах на рынке ценных бумаг и рынке РЕПО. В январе – марте мы размещали свободные средства на площадке РЕПО, в мае, напротив, нам нужна была ликвидность и мы ее также получили по сделкам обратного РЕПО. Кроме того, наши трейдеры инвестировали средства в ноты Нацбанка (около 2 млрд тенге) и Казахстанского фонда устойчивости (также на 2 млрд). В целом для нас фондовый рынок – это хороший инструмент получения или размещения краткосрочной ликвидности.

Работа на карантине

Мы внимательно следили за пандемией коронавируса в мире, поэтому заранее разработали несколько планов, направленных на бесперебойное функционирование бизнес-процессов компании. Каждый план запускался в работу в зависимости от изменения ситуации. Все отделения и головной офис были полностью или частично переведены на удаленный режим работы. Сейчас из 110 отделений около 75 работают с 50% персонала, еще 35 работают удаленно, одно отделение в Алматинской области пока закрыто на карантин из-за общей эпидемиологической обстановки в том районе.

Кредитование мы не остановили ни на один день. Для нас во всей этой ситуации ясно было одно: клиенты не должны пострадать и остаться без финансирования. Поэтому все процессы форсированно переводили в дистанционные каналы, дополняли новыми функциями наше мобильное приложение. Благодаря быстрым доработкам число пользователей нашего приложения достигло 125 тыс.

Фондирование

Кризис из-за пандемии коронавируса начался вместе с обвалом цен на нефть и скачками на валютном рынке. Мы понимали, что все эти факторы ударят в первую очередь по нашим заемщикам, поэтому заранее начали вести переговоры с акционерами и кредиторами. В итоге акционеры решили не выплачивать дивиденды за 2019 год. Заработанную прибыль мы сейчас используем для повышения финансовой устойчивости компании, то есть деньги не изымаются из оборота. Напротив, они направлены на кредитование.

Также акционеры предоставили нам дополнительные кредиты. Первым откликнулся наш основной акционер – корпорация ACDI/VOCA (США). Это был заем в размере 2,5 млрд тенге по хорошей ставке. Кроме того, одобрены кредиты от Triodos на сумму 8,7 млн евро и от Responsibility на $2 млн.

Пошли навстречу и наши кредиторы, в том числе те, с кем мы давно работаем и кто нас хорошо знает. На днях кредитный комитет ЕБРР одобрил для нас антикризисный заем на $40 млн. В графике до конца года стоят сделки с несколькими крупными международными организациями. Ведем успешные переговоры о предоставлении финансирования и с банками.

Проблемные заемщики

Сразу после введения режима ЧП мы предоставили клиентам возможность отсрочки по основному долгу и вознаграждению сроком до 90 дней, отменили пени при просрочке, возникшей по причине введения ЧП. Всего отсрочка предоставлена более 127 тыс. клиентов. В категории социально уязвимых слоев населения отсрочку получили 47 тыс. наших заемщиков, в категории физлиц – около 7 тыс., в категории предпринимателей – более 73 тыс.

В период действия карантина бизнес в стране столкнулся с нехваткой ликвидности. Отсутствие денег на оборотные средства негативно сказывается на деятельности любого предприятия и может привести заемщика к большим проблемам. Поэтому мы предложили клиентам новый продукт – кредит по сниженной ставке с льготным периодом. После снятия ограничительных мер компания готова предложить дополнительное финансирование тем заемщикам, которые вышли из трехмесячной отсрочки. Сельский предприниматель может получить отсрочку по погашению основного долга от 3 до 10 месяцев. Для заемщиков, чей доход связан с сельским хозяйством, это возможность выплачивать только проценты до момента получения урожая или приплода скота.

Планы

Благодаря новым продуктам по итогам мая мы планируем выйти на объем выдачи займов в районе 50% от докарантинных показателей. Мы видим, что потребность в кредитовании у казахстанцев есть и она восстанавливается быстрее, чем мы предполагали еще в начале мая. То есть мы движемся по оптимистичному сценарию. К августу планируем вернуться к обычным объемам кредитования.

Главная задача для нас – поддержать финансирование наших действующих заемщиков. Ведь микробизнес и МСБ – самые чувствительные сегменты экономики. В целом предполагаем небольшой рост кредитного портфеля в пределах 2–5% по итогам 2020 года.

Dilbara Kozhamkulova

Overview of Trust in Astana International Financial Centre (AIFC)

The AIFC, since its launch in 2018, positioning itself as a global centre for business and finance in Kazakhstan and Central Asia, has been expanding its legal framework to offer new organisational legal forms for doing business in Kazakhstan in addition to already existing forms as public/private companies and partnerships. As such, local companies and investors have welcomed the AIFC’s involvement in the local business community as it provides access to corporate forms that hereto had not been available in Kazakhstan, but are usual in common law countries.


Дильбара Кожамкулова

Обзор траста в Международном финансовом центре «Астана»

С момента своего запуска в 2018 году Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА), позиционируя себя как глобальный центр для бизнеса и финансов в Казахстане и Центральной Азии, расширяет свою правовую базу и предлагает новые организационно-правовые формы для ведения бизнеса в Казахстане в дополнение к уже существующим формам публичных/частных компаний и товариществ.


Әзімхан Сатыбалдин

Кедейлікпен күрес мемлекет үшін де, бизнес үшін де қажет

2020 жылдың қорытындысы бойынша, бізде кедейлікке ұшырау деңгейі артып келе жатқаны байқалатыны анықталды. Өткен жылдың төртінші тоқсан нәтижесіне сәйкес, төменгі күнкөріс деңгейінен де аз табыс табатындар саны 12 пайызға өсіпті. Бұл күні кеше байқалған тенденция емес. Жыл өткен сайын көтеріліп келе жатқанын көріп отырмыз. Осы ретте Білім және ғылым министрлігі Ғылым комитетінің «Экономика институты» РМҚК директоры, экономика ғылымдарының докторы, профессор, ҚР ҰҒА академигі Әзімхан Сатыбалдинмен сұхбаттасып, кедейлік мәселесін кеңінен қарастырдық.   


Dariga Tokpayeva

How to Reduce Company Costs by Improving Workflow and Current Business Processes

In this article we would like to share our experience in improving workflow and business processes in HR management, procurements, and the supply of goods. We have developed process improvement and automation options that significantly reduce the quantity of internal documents and simplify signing procedures, accordingly, reducing the burden on company staff, freeing them up to work on other things.


Дарига Токпаева

Как снизить затраты компании путем оптимизации документооборота и текущих бизнес-процессов

Мы хотим поделиться своим опытом по оптимизации текущего документооборота и бизнес-процессов в области кадрового администрирования, закупок, а также поставок товаров компании. Мы разработали варианты оптимизации и автоматизации процессов, которые позволяют существенно сократить количество внутренних документов, текущих процедур для сотрудников компании по подписанию этих документов и, соответственно, снизить нагрузку на персонал компании, высвобождая его возможности для реализации других проектов.