Перейти к основному содержанию

2168 просмотров

Время бесконтактных платежей

Алия Чыныбаева
региональный менеджер Visa в странах Центральной Азии

Глобальная пандемия значительно повлияла на нашу жизнь: потребовала быстрой адаптации к новой реальности и изменений в повседневных привычках. Во всем мире люди отказываются от длительного нахождения на улице и стараются избегать общественных мест. Мы проводим почти все время дома, а многие из нас – жители столицы и ряда других крупных городов, оказавшихся на карантине, – ограничены выходами на улицу только случаями крайней необходимости.

Но неизменной осталась потребность совершения регулярных платежей, в частности, покупки товаров первой необходимости: продуктов питания, лекарств, бытовых товаров, бензина и так далее. При этом торговые предприятия также должны обслуживать своих клиентов, обеспечивая безопасность как покупателей, так и персонала. Каждая сторона ищет пути наилучшим образом обеспечить эти потребности в условиях необходимого социального дистанцирования и выполнения требуемых санитарных норм, и мы видим еще больший интерес к быстрым и безопасным платежным инструментам, которые уменьшают необходимость в физическом контакте. В то время как электронная коммерция является драйвером для растущей отрасли доставки, бесконтактные платежи предлагают оптимальное решение для совершения транзакций в присутствии держателя платежной карты.

Бесконтактные платежи обеспечивают потребителям простой, быстрый и безопасный способ оплаты, особенно потому, что смартфоны и умные бесконтактные носимые устройства, подключенные к сети, все плотнее входят в нашу жизнь. Прогнозируется, что их количество глобально увеличится к 2025 году почти в три раза: с 26 млрд IoT устройств сегодня до 75 млрд к 2025 году, или около 9 устройств на потребителя.

Что касается торговых предприятий, то платеж в одно касание (технология tap to pay) уменьшает время ожидания в очереди, снижает нагрузку на обработку наличных и в целом обеспечивает более удобный пользовательский опыт.

Преимущество бесконтактных платежей - прежде всего, в их скорости, удобстве и простоте. В настоящее время почти в 50 странах бесконтактные платежи составляют не менее трети всех личных транзакций, а в странах Центральной Европы, Ближнего Востока и Африки (CEMEA) эта цифра еще выше, здесь более семи из каждых десяти транзакций уже осуществляются с использованием бесконтактных карт или устройств. Абсолютным лидером на глобальном уровне является Грузия, где девять из десяти внутристрановых транзакций в POS-терминалах совершаются бесконтактно.

Если говорить о Казахстане, то на сегодняшний день более 72% транзакций в стране совершаются с использованием бесконтактных платежных инструментов. В течение 2018-2019 гг. в стране были запущены сервисы Apple Pay и Garmin pay, а в начале 2020 - Samsung Pay. В результате количество транзакций, совершенных с помощью smart-устройств, выросло более чем в два раза за последний год. Кроме того, в соответствии с требованиями Visa, все новые карты Visa, выпускаемые в стране, должны быть бесконтактными.

Мы понимаем, что сейчас бесконтактные платежи еще более востребованы, поэтому продолжаем работать с нашими банками-партнерами и вносим изменения, наиболее комфортные для людей. Одним из значительных шагов, которые Visa предприняла благодаря сотрудничеству со многими из наших правительственных и отраслевых партнеров, стало оперативное увеличение лимита для бесконтактных транзакций, при проведении которых не требуется аутентификация держателя карты вводом PIN-кода, в 26 странах региона CEMEA. Для Казахстана этот лимит увеличен до 25 тыс. тенге. Данный шаг делает ежедневные транзакции удобнее и позволяет покупателям оплачивать более крупные покупки, используя бесконтактную платежную карту. Новый платежный лимит без ввода PIN-кода на 79% выше предыдущего, который ранее составлял 14 тыс. тенге. В зависимости от особенностей других рынков Центральной Азии, лимиты в каждой из них были увеличены на 25-56% (источник: данные Visa, апрель 2020).

Следующий шаг – тесное сотрудничество с представителями розничной торговли и банками для реализации необходимых технических изменений в точках продаж.

С точки зрения развития инфраструктуры приема бесконтактных платежей перспективной является технология Visa Tap to Phone, позволяющая легко превратить смартфон на базе Android с NFC-модулем в POS-терминал без дополнительного оборудования. Tap to Phone значительно упрощает и ускоряет операционную деятельность предприятий, содействует расширению сети приема бесконтактных платежей и снижению стоимости подключения к услугам эквайринга. В Казахстане интерес к данной технологии очень велик, несколько банков уже запустили ее тестирование. В течение ближайшего времени мы будем готовы предложить рынку коммерческие решения Visa Tap to Phone.

Бесконтактные платежи дают потребителям уверенность при совершении необходимых покупок и в то же время обеспечивают стабильный и безопасный опыт. Кроме того, в бесконтактных картах используется та же динамическая защита EMV® Chip, что и в контактном чипе. При каждой транзакции генерируется уникальный одноразовый код, гарантирующий, что даже в случае кражи данных карты информация не может быть использована для создания поддельных карт.

Сотрудничество и поддержка во всей отрасли по повышению лимитов, включая работу Visa с государственными структурами, показывает своевременность и важность этого решения. Visa остается приверженной - сейчас и всегда - поддержке потребителей, торговых предприятий и клиентов в эти трудные времена.

Аскар Елемесов

Испытание COVID-19

Пандемия коронавируса уже отразилась на банках страны: часть клиентов (физические и юридические лица) запросили отсрочку займов, другие фиксировали убытки из-за простоя предприятий, попавших в зону карантина. Все это происходит на фоне роста инфляции и снижения доходов населения.  


Шалкар Жусупов

Что происходит на рынке микрозаймов

В I квартале этого года в Казахстане работало 199 микрофинансовых организаций (МФО). Рост кредитования в этом секторе составил всего 2%, хотя в предыдущие годы был не ниже 15–20%. Доля KMF в общем кредитном портфеле МФО составляет 45% (рост на 3% в I квартале). Слабый рост кредитования в секторе МФО обусловлен как увеличивающейся конкуренцией с банками, так и введением карантинных мер во второй половине марта. При этом концентрация нашего рынка увеличилась: усилились позиции топ-5 МФО, а доля небольших игроков совокупно уменьшилась на треть.


Игорь Ли

Кредитование бизнеса: состояние и перспективы

Проведенный нашим банком опрос клиентов из числа представителей МСБ показал, что постепенное снятие карантинных мер вкупе с программами государственной поддержки бизнеса укрепляет позитивные ожидания предпринимателей. Если две недели назад только 80% наших клиентов говорили о том, что ожидают восстановления своего бизнеса в течение одного-трех месяцев, то неделю назад их число увеличилось до 85%.


Анар Макашева

Пандемия прошлась по автопрому без серьезных последствий

Автопром, несмотря на пандемию коронавируса, демонстрирует стабильный рост. За четыре месяца было произведено более 23 тысяч транспортных средств на сумму свыше 172 миллиарда тенге. Производство автомобилей - одна из немногих отраслей экономики страны, где сегодня не наблюдается сокращения рабочих мест и заработных плат. Наоборот, за счет освоения производства новых моделей прогнозируется даже рост количества занятых.


Дармен Садвакасов

Big Tech бьет рекорды, но опасается будущего

Компании большой технологической четверки - Big Tech - переживают настоящий бум продаж. Конечно, определенный рост следовало ожидать после перехода многих бюджетных и частных организаций в онлайн-режим. Однако доходы технологических гигантов в первом квартале оказались выше даже самых оптимистичных прогнозов.