Кредитование бизнеса: состояние и перспективы

Проведенный нашим банком опрос клиентов из числа представителей МСБ показал, что постепенное снятие карантинных мер вкупе с программами государственной поддержки бизнеса укрепляет позитивные ожидания предпринимателей. Если две недели назад только 80% наших клиентов говорили о том, что ожидают восстановления своего бизнеса в течение одного-трех месяцев, то неделю назад их число увеличилось до 85%.
Директор департамента по работе с корпоративными клиентами, член правления Банка ВТБ (Казахстан)

Проведенный нашим банком опрос клиентов из числа представителей МСБ показал, что постепенное снятие карантинных мер вкупе с программами государственной поддержки бизнеса укрепляет позитивные ожидания предпринимателей. Если две недели назад только 80% наших клиентов говорили о том, что ожидают восстановления своего бизнеса в течение одного-трех месяцев, то неделю назад их число увеличилось до 85%.

При этом еще раз подчеркну, что пока это только настроения предпринимателей. Порядка 30% клиентов, получивших отсрочку по обслуживанию кредита, все еще не возобновили свой бизнес. Все это накладывает значительные ограничения на возобновление кредитования в докризисных объемах. 

Я думаю, что в ближайшее время мы будем наблюдать дальнейший рост влияния государства на кредитование МСБ, так как программы господдержки предпринимателей выходят на первое место. Основными инструментами здесь являются механизм субсидирования процентной ставки, кредитование через обусловленное финансирование банков и государственное гарантирование либо их комбинирование. 

Отдельно хотелось бы отметить механизм предоставления госгарантий через различные институты развития, например, такие как ФРП «Даму» и KazakhExport. В существующих условиях карантина и экономической турбулентности банки не понимают, кто хороший заемщик, а кто нет, кто сможет пережить трудности, а кто с ними не справится. И в итоге у банков возникает синдром неприятия риска (Risk Avoidance), при котором БВУ предпочитают держать деньги в безрисковых инструментах денежного рынка вместо того, чтобы выдать их реальному сектору. В этой ситуации государство может значительно помочь как банкам, так и предпринимателям, если начнет более активно предоставлять гарантии, облегчив банкам процесс принятия решения. 

Конечно же, нужно будет решить вторую проблему – так называемого морального риска (Moral Hazard), когда банки, получив госгарантию/страховку от дефолта, теряют мотивацию в проведении качественной экспертизы заемщика и оценки рисков. В случае повышения морального риска кредиты начнут выдавать всем без оглядки, а это в свою очередь может привести к серьезным финансовым потерям, мошенническим действиям и т. д. 

Хотя есть и другой способ борьбы с синдромом неприятия риска – если существенно снизить информационную асимметричность между заемщиком и банком. Она имеет место всегда, так как заемщикам известно о своем бизнесе гораздо больше, чем банкам, что также может порождать недоверие со стороны банков, например, к качеству финансовой отчетности заемщиков. У нас в стране предъявляются серьезные требования к банкам в части прозрачности финотчетности, к системам корпоративного управления и т.  д. При этом к предпринимателям, обращающимся в банки за кредитами, таких требований нет, и зачастую отчетность клиентов не отражает реальную картину финансового состояния их бизнеса. 

Государству надо задуматься о том, чтобы требования к прозрачности применялись в двустороннем порядке, тогда банкам будет намного проще оценивать свои риски. Но это начнет работать только в том случае, если предпринимателю будет выгодно иметь прозрачную отчетность, что в свою очередь затрагивает огромный пласт вопросов, включая реформирование системы налогообложения, повышение прозрачности судебной системы, снижение бюрократических барьеров и издержек, возникающих из-за коррупции, и т. п. 

Нам часто задают вопрос: если Нацбанк понизит базовую ставку, позволит ли это снизить процентную ставку банков при кредитовании? На мой взгляд, добиться положительного влияния на экономику исключительно монетарными способами не получится. Предположим, Нацбанк понизит базовую ставку примерно до 5%. Означает ли это, что в банки потекут депозиты в тенге под 3–4%, чтобы они могли с соответствующей маржой выдавать кредиты под 6–7%? Скорее всего, нет, так как существует более глобальная проблема низкого доверия к национальной валюте. Когда в обществе есть высокие девальвационные ожидания, физические и юридические лица, имеющие свободную ликвидность, будут стараться держать ее в иностранной валюте. 

Следовательно, сейчас оказать реальную поддержку экономике могут только госпрограммы. Но и тут возникает некоторое противоречие. Если верить идеям либеральных экономистов, усиление роли государства вредит экономике. Несмотря на это, пока нет альтернативных методов, которые могли бы быстро перезапустить экономику Казахстана. И тут мы снова возвращаемся к вопросу о том, как сделать нашу экономику более конкурентоспособной. Конечно же, нужны мероприятия, направленные на повышение предпринимательской активности населения.

Государству следует делать серьезные шаги в этом направлении. 

Оценив все вышеперечисленные моменты, мы полагаем, что корпоративное кредитование может вернуться к докризисному уровню примерно к середине следующего года. При этом нынешний кризис покажет, у кого из банков была сильная система управления рисками, а у кого в этом есть пробелы. Банки с качественной системой управления кредитными рисками могут даже воспользоваться текущей ситуацией и нарастить кредитный портфель за счет других банков.