Перейти к основному содержанию

423 просмотра

Контрафактная продукция: как с ней бороться?

Светлана Романовская
председатель Ассоциации Лиги Потребителей Казахстана

В условиях сложной экономической ситуации, с которой столкнулась наша страна из-за падения цен на нефть и распространения коронавируса, особую актуальность приобрел вопрос продовольственной безопасности, качества товаров и продуктов. Иными словами, проблемы, связанные с контрафактной продукцией. 

Если до ситуации с коронавирусом мы, как общество, могли где-то игнорировать вопросы качества, безопасности продуктов, товаров, то сейчас все это стало острее. Так раньше на территорию Казахстана проникало некоторое количество некачественных продуктов, а соответствующие службы не контролировали, насколько продукты соответствуют стандартам безопасности, сейчас на повестке дня стоит вопрос о том, что в условиях коронавирусной инфекции казахстанцам нужно питаться качественными продуктами и укреплять свой иммунитет. 
 
К примеру, если крупы не упаковываются, продаются в магазине на развес, то они могут стать источником заражения. Медицинские товары так же попадают в зону пристального внимания. К примеру, контрафактные медицинские маски или препараты, при производстве которых не соблюдались производственные нормы, могут дать обратный эффект и усугубить состояние здоровья пациентов. 

Потребителей также волнует вопрос проверки составов обеззараживающих средств, реализуемых на рынке Казахстана (мыло, антисептики, моющие средства и т.п.), действительно ли они соответствуют предоставленному описанию и не являются «пустышками».

Приведу пример из личной практики. В наших аптеках присутствуют лекарственные препараты, которые не внесены в государственный реестр. Когда мы задаем вопросы о том, кто поставляет эти препараты на рынок Казахстана, никто не знает ответа и Лиге Потребителей Казахстана не предоставляют наименований поставщиков. 

Мы разбирались в ситуации по поводу лидокаина. Из пяти видов лидокаина, которые мы взяли на анализ, два вида были изготовлены в Казахстане и официально зарегистрированы, а все остальные – иностранного производства и не внесены в государственный реестр лекарственных препаратов. Кто ввез их на территорию страны? Может быть, они проникли на прилавки аптек нелегально? По этому поводу Лига направляла жалобы аптекам, чтобы они приняли меры и сняли с реализации данные товары. 

На это влияет два фактора. Во-первых, фактор цены. Контрафактная продукция, как правило, дешевле, чем сертифицированная, так как организации, производящие и экспортирующие контрафакт, не беспокоятся о безопасности, качестве товаров и не тратят ресурсов для соблюдения производственных норм, на маркетинг и т.д. 

И если раньше контрафактная продукция была в разы дешевле оригинала, и из-за большой ценовой разницы люди могли уличить контрафакт, то теперь ситуация изменилась. Продавцы контрафактных товаров и продуктов стали «умнее» и дают цену чуть меньше, чем у оригинального товара. В результате люди не знают, покупают ли они оригинал или контрафакт. 

Второй фактор - вопрос упаковки. Раньше качество упаковки контрафактных товаров было хуже, чем у оригинальных. Упаковка выдавала происхождение продукции. Сейчас у несертифицированной продукции качество упаковки иногда даже лучше, чем у оригинальных продуктов.
Ярким примером манипулирования упаковкой является рынок игрушек, где отмечается высокий процент поддельного товара. Я беседовала на эту тему с руководством сети магазинов "Меломан" и оказалось, что 70% игрушек на рынке – не сертифицированы. А при покупке контрафактных игрушек вы рискуете своим здоровьем и здоровьем ребенка. Такая же ситуация наблюдается на рынке электронных сигарет. 

Как вы помните, вокруг безопасности электронных сигарет в прошлом году было очень много вопросов, и мы попросили всех пользователей данного девайса выслать свои жалобы нам на горячую линию (2518- Beeline и 2040- Activ). Когда мы стали разбираться с жалобами, то выяснилось, что все они были связаны именно с несертифицированными товарами. Ситуация на рынке одежды не отличается. Когда мы разбирались с ее качеством, выяснилось, что много жалоб было связано именно с контрафактной продукцией. Контрафактная одежда, часы, акссессуары вызывали у людей аллергические заболевания.

Сейчас на рынке представлено очень много подделок и контрафакта. К примеру, в прошлом году, согласно исследованию казахстанского проекта «Report Kontrafakt», среди задержанной контрафактной спортивной продукции поделанные бренды Adidas, Reebok и Nike составили 30%, 29% и 24%. В целом, по исследованию «Report Kontrafakt»,  основная доля задержаний контрафакта (более 80%) пришлась на алкогольную продукцию, спортивную одежду и люксовые бренды.  И тут встает вопрос о том, как с этим бороться. 

Во-первых, нужно усилить контроль со стороны властей за реализацией контрафактной продукции. На законодательном уровне на данный момент обсуждается вопрос защиты прав потребителей. Мы внесли ряд поправок в этот закон, но в нем все еще есть много недоработок, и его не стоит принимать в нынешнем виде. Сейчас уже прошли первые чтения законопроекта в Мажилисе Парламента РК, однако необходимо вернуть документ в рабочую группу для доработки. Ситуация с коронавирусом показала, что закон о защите прав потребителей в имеющейся редакции не регулирует все вопросы.

Во-вторых, нужна борьба с контрафактной продукцией со стороны самих предпринимателей и потребителей. Предприниматели должны продавать только сертифицированные товары и открыто жаловаться в органы власти, в СМИ и рассказывать в социальных сетях о контрафактных продуктах, подделках. А потребителям при покупке товаров необходимо требовать сертификаты качества, и в случае обмана имеют право защищать свои права. Мы уже несколько лет говорим о том, что нужно вводить образование для потребителей в школе, ПТУ и ВУЗах, чтобы они знали свои права и могли защищать их. Право на просвещение, закрепленное 9 статьей ЗРК «О защите прав потребителей» на сегодняшний день никак не осуществляется. Все общество, СМИ и блогеры должны поддерживать потребителей в защите их прав, что является своеобразным  гражданским контролем. 

Если нам удастся  как на законодательном, так и на общественном уровне создать механизм контроля над контрафактной продуцией, то добьемся исключения экспорта на территорию страны и производства в самой республике подобной продукции. Борясь с контрафактом, мы сможем поддержать добросовестных отечественных производителей, которые выпускают и продают сертифицированные товары, платят налоги.

Ситуация с карантином раскрыла острую необходимость страны в наличии своих производителей, как медицинских препаратов, продуктов питания, так и многих других товаров. У Лиги Потребителей Казахстана есть четкое осознание того, что вне зависимости от того кем мы являемся государственными служащими, предпринимателями, потребителями все мы #ДышимОднимВоздухом, а значит только вместе мы сможем улучшить качество нашей жизни.

Аскар Елемесов

Испытание COVID-19

Пандемия коронавируса уже отразилась на банках страны: часть клиентов (физические и юридические лица) запросили отсрочку займов, другие фиксировали убытки из-за простоя предприятий, попавших в зону карантина. Все это происходит на фоне роста инфляции и снижения доходов населения.  


Шалкар Жусупов

Что происходит на рынке микрозаймов

В I квартале этого года в Казахстане работало 199 микрофинансовых организаций (МФО). Рост кредитования в этом секторе составил всего 2%, хотя в предыдущие годы был не ниже 15–20%. Доля KMF в общем кредитном портфеле МФО составляет 45% (рост на 3% в I квартале). Слабый рост кредитования в секторе МФО обусловлен как увеличивающейся конкуренцией с банками, так и введением карантинных мер во второй половине марта. При этом концентрация нашего рынка увеличилась: усилились позиции топ-5 МФО, а доля небольших игроков совокупно уменьшилась на треть.


Игорь Ли

Кредитование бизнеса: состояние и перспективы

Проведенный нашим банком опрос клиентов из числа представителей МСБ показал, что постепенное снятие карантинных мер вкупе с программами государственной поддержки бизнеса укрепляет позитивные ожидания предпринимателей. Если две недели назад только 80% наших клиентов говорили о том, что ожидают восстановления своего бизнеса в течение одного-трех месяцев, то неделю назад их число увеличилось до 85%.


Анар Макашева

Пандемия прошлась по автопрому без серьезных последствий

Автопром, несмотря на пандемию коронавируса, демонстрирует стабильный рост. За четыре месяца было произведено более 23 тысяч транспортных средств на сумму свыше 172 миллиарда тенге. Производство автомобилей - одна из немногих отраслей экономики страны, где сегодня не наблюдается сокращения рабочих мест и заработных плат. Наоборот, за счет освоения производства новых моделей прогнозируется даже рост количества занятых.


Дармен Садвакасов

Big Tech бьет рекорды, но опасается будущего

Компании большой технологической четверки - Big Tech - переживают настоящий бум продаж. Конечно, определенный рост следовало ожидать после перехода многих бюджетных и частных организаций в онлайн-режим. Однако доходы технологических гигантов в первом квартале оказались выше даже самых оптимистичных прогнозов.