Контрафактная продукция: как с ней бороться?

В условиях сложной экономической ситуации, с которой столкнулась наша страна из-за падения цен на нефть и распространения коронавируса, особую актуальность приобрел вопрос продовольственной безопасности, качества товаров и продуктов. Иными словами, проблемы, связанные с контрафактной продукцией. 
Председатель Ассоциации лиги потребителей Казахстана

В условиях сложной экономической ситуации, с которой столкнулась наша страна из-за падения цен на нефть и распространения коронавируса, особую актуальность приобрел вопрос продовольственной безопасности, качества товаров и продуктов. Иными словами, проблемы, связанные с контрафактной продукцией. 

Если до ситуации с коронавирусом мы, как общество, могли где-то игнорировать вопросы качества, безопасности продуктов, товаров, то сейчас все это стало острее. Так раньше на территорию Казахстана проникало некоторое количество некачественных продуктов, а соответствующие службы не контролировали, насколько продукты соответствуют стандартам безопасности, сейчас на повестке дня стоит вопрос о том, что в условиях коронавирусной инфекции казахстанцам нужно питаться качественными продуктами и укреплять свой иммунитет. 
 
К примеру, если крупы не упаковываются, продаются в магазине на развес, то они могут стать источником заражения. Медицинские товары так же попадают в зону пристального внимания. К примеру, контрафактные медицинские маски или препараты, при производстве которых не соблюдались производственные нормы, могут дать обратный эффект и усугубить состояние здоровья пациентов. 

Потребителей также волнует вопрос проверки составов обеззараживающих средств, реализуемых на рынке Казахстана (мыло, антисептики, моющие средства и т.п.), действительно ли они соответствуют предоставленному описанию и не являются «пустышками».

Приведу пример из личной практики. В наших аптеках присутствуют лекарственные препараты, которые не внесены в государственный реестр. Когда мы задаем вопросы о том, кто поставляет эти препараты на рынок Казахстана, никто не знает ответа и Лиге Потребителей Казахстана не предоставляют наименований поставщиков. 

Мы разбирались в ситуации по поводу лидокаина. Из пяти видов лидокаина, которые мы взяли на анализ, два вида были изготовлены в Казахстане и официально зарегистрированы, а все остальные – иностранного производства и не внесены в государственный реестр лекарственных препаратов. Кто ввез их на территорию страны? Может быть, они проникли на прилавки аптек нелегально? По этому поводу Лига направляла жалобы аптекам, чтобы они приняли меры и сняли с реализации данные товары. 

На это влияет два фактора. Во-первых, фактор цены. Контрафактная продукция, как правило, дешевле, чем сертифицированная, так как организации, производящие и экспортирующие контрафакт, не беспокоятся о безопасности, качестве товаров и не тратят ресурсов для соблюдения производственных норм, на маркетинг и т.д. 

И если раньше контрафактная продукция была в разы дешевле оригинала, и из-за большой ценовой разницы люди могли уличить контрафакт, то теперь ситуация изменилась. Продавцы контрафактных товаров и продуктов стали «умнее» и дают цену чуть меньше, чем у оригинального товара. В результате люди не знают, покупают ли они оригинал или контрафакт. 

Второй фактор — вопрос упаковки. Раньше качество упаковки контрафактных товаров было хуже, чем у оригинальных. Упаковка выдавала происхождение продукции. Сейчас у несертифицированной продукции качество упаковки иногда даже лучше, чем у оригинальных продуктов.
Ярким примером манипулирования упаковкой является рынок игрушек, где отмечается высокий процент поддельного товара. Я беседовала на эту тему с руководством сети магазинов «Меломан» и оказалось, что 70% игрушек на рынке – не сертифицированы. А при покупке контрафактных игрушек вы рискуете своим здоровьем и здоровьем ребенка. Такая же ситуация наблюдается на рынке электронных сигарет. 

Как вы помните, вокруг безопасности электронных сигарет в прошлом году было очень много вопросов, и мы попросили всех пользователей данного девайса выслать свои жалобы нам на горячую линию (2518- Beeline и 2040- Activ). Когда мы стали разбираться с жалобами, то выяснилось, что все они были связаны именно с несертифицированными товарами. Ситуация на рынке одежды не отличается. Когда мы разбирались с ее качеством, выяснилось, что много жалоб было связано именно с контрафактной продукцией. Контрафактная одежда, часы, акссессуары вызывали у людей аллергические заболевания.

Сейчас на рынке представлено очень много подделок и контрафакта. К примеру, в прошлом году, согласно исследованию казахстанского проекта «Report Kontrafakt», среди задержанной контрафактной спортивной продукции поделанные бренды Adidas, Reebok и Nike составили 30%, 29% и 24%. В целом, по исследованию «Report Kontrafakt»,  основная доля задержаний контрафакта (более 80%) пришлась на алкогольную продукцию, спортивную одежду и люксовые бренды.  И тут встает вопрос о том, как с этим бороться. 

Во-первых, нужно усилить контроль со стороны властей за реализацией контрафактной продукции. На законодательном уровне на данный момент обсуждается вопрос защиты прав потребителей. Мы внесли ряд поправок в этот закон, но в нем все еще есть много недоработок, и его не стоит принимать в нынешнем виде. Сейчас уже прошли первые чтения законопроекта в Мажилисе Парламента РК, однако необходимо вернуть документ в рабочую группу для доработки. Ситуация с коронавирусом показала, что закон о защите прав потребителей в имеющейся редакции не регулирует все вопросы.

Во-вторых, нужна борьба с контрафактной продукцией со стороны самих предпринимателей и потребителей. Предприниматели должны продавать только сертифицированные товары и открыто жаловаться в органы власти, в СМИ и рассказывать в социальных сетях о контрафактных продуктах, подделках. А потребителям при покупке товаров необходимо требовать сертификаты качества, и в случае обмана имеют право защищать свои права. Мы уже несколько лет говорим о том, что нужно вводить образование для потребителей в школе, ПТУ и ВУЗах, чтобы они знали свои права и могли защищать их. Право на просвещение, закрепленное 9 статьей ЗРК «О защите прав потребителей» на сегодняшний день никак не осуществляется. Все общество, СМИ и блогеры должны поддерживать потребителей в защите их прав, что является своеобразным  гражданским контролем. 

Если нам удастся  как на законодательном, так и на общественном уровне создать механизм контроля над контрафактной продуцией, то добьемся исключения экспорта на территорию страны и производства в самой республике подобной продукции. Борясь с контрафактом, мы сможем поддержать добросовестных отечественных производителей, которые выпускают и продают сертифицированные товары, платят налоги.

Ситуация с карантином раскрыла острую необходимость страны в наличии своих производителей, как медицинских препаратов, продуктов питания, так и многих других товаров. У Лиги Потребителей Казахстана есть четкое осознание того, что вне зависимости от того кем мы являемся государственными служащими, предпринимателями, потребителями все мы #ДышимОднимВоздухом, а значит только вместе мы сможем улучшить качество нашей жизни.