Перейти к основному содержанию

479 просмотров

Закат нефтяного ренессанса

Олег Червинский
Издатель журнала Petroleum, автор книги «Черная кровь Казахстана»

Разрыв сделки ОПЕК+ по ограничению добычи нефти, случившийся в Вене 6 марта, – это лишь лежащая на поверхности причина обвала цен на нефть. Источники в отрасли говорят, что не позднее осени мировые ключевые игроки будут вынуждены вновь собраться за столом переговоров и искать общий язык. Удастся ли поднять нефтяные цены со дна, куда они опустятся к тому времени, – большой вопрос.

Есть большие сомнения в восстановлении в этом году глобального спроса на энергоносители, нокаутированного пандемией вируса COVID-19. Экономика одного из основных потребителей нефти и газа – Китая, с января жившего практически на осадном положении, обвалилась до рекордных показателей. По данным официальной статистики, спад промышленного производства там составил по итогам января-февраля 13,5%, это худший показатель с 1990 года. Наибольшее падение показали отрасли – главные потребители энергоресурсов: автомобильный сектор (почти на треть), производство оборудования для железнодорожного, аэрокосмического, морского и другого транспорта (без малого на 30%), обрабатывающая промышленность. По иронии судьбы одна из двух отраслей, и в таких условиях показавших рост, – добыча нефти и газа.

Китаю удалось справиться с эпидемией. Представители госкомитета по развитию и реформам КНР заявляют о начале восстановления производства. И восстановление это, можно быть уверенным, будет идти достаточно динамично. Но! Экономический кризис, вместе с коронавирусом, вышел за границы КНР и импортирован в Европу и США. 

А это значит, что европейскую экономику ожидает трудный год. Во-первых, COVID-19 фактически приземлил авиацию. 700 из 763 самолетов концерна Lufthansa останутся на земле как минимум до середины апреля. Также поставили на стоянку большинство самолетов крупнейшие европейские лоукостеры Ryanair и EasyJet, не исключая при этом полного прекращения полетов. Латвийская airBaltic прекратила полеты по всем маршрутам. IAG, владелец British Airways, Iberia, Vueling и Aer Lingus, оставит в небе лишь 25% бортов в течение апреля-мая. 

Закрывшиеся в домах люди перестали ездить на междугородних и международных автобусах. Во многих европейских городах сокращена частота курсирования муниципального транспорта. Из-за закрытия границ между странами и городами поставлена на прикол часть личного автотранспорта. Все это вызывает колоссальное снижение спроса на нефтепродукты.
По причине карантина в Европе временно закрываются заводы, сокращается промышленное производство, а вместе с ним и потребность в сырье и энергии. Надежды на быстрое восстановление баланса между стремительно уменьшающимся спросом и растущим после развала ОПЕК+ предложением призрачны. 

Не стоит сбрасывать со счетов и спекулятивную составляющую нынешнего ажиотажа. На нем очень хорошо играют те, кто продает и покупает нефтяные фьючерсы. Биржевым спекулянтам как раз важны волатильность и неопределенность – именно с них они получают свою прибыль.

Нефтегазовые гиганты пытаются успокоить рынок. Но они не в силах стимулировать спрос. Chevron объявил о планах выплатить акционерам до $80 млрд в виде дивидендов и выкупа акций в течение следующих пяти лет. Одновременно концерн заявил о сокращении расходов на $2 млрд. При этом пообещав продолжить реализацию программы капиталовложений с низким уровнем риска, частью которой является проект расширения мес­торождения Тенгиз в Западном Казахстане.

Как долго продлится эпидемия в Европе и в США, предсказать трудно, практически невозможно. А без этого невозможно сказать, когда начнется восстановление мировой экономики, а значит, и рост глобального спроса на сырую нефть. Но одно несомненно: наш мир после пандемии не будет прежним. Пройдя через этот кризис, мировая экономическая архитектура будет переформатирована. 

Аналитики Рокфеллера еще четыре года назад рекомендовали совету директоров прекратить инвестирование в добычу нефти и газа. «В то время как мировое сообщество прилагает усилия, чтобы избавиться от необходимости использовать ископаемое топливо, нет смысла, как в финансовом отношении, так и в этическом, продолжать инвестировать в эти компании, – говорится в заявлении фонда, датированном мартом 2016 года. – Нет разумных оснований компаниям продолжать разведку новых месторождений углеводородов». Фонд отметил необходимость сохранения большей части уже открытых запасов в земле ради дальнейшего экологического благополучия, выживания и процветания человечества.
«Каменный век закончился не потому, что закончились камни» – эти слова приписывают бывшему министру нефти Саудовской Аравии легендарному шейху Заки Ямани. Так и конец нефтяной эры случится раньше, чем в недрах иссякнет последняя капля нефти.

Аскар Елемесов

Испытание COVID-19

Пандемия коронавируса уже отразилась на банках страны: часть клиентов (физические и юридические лица) запросили отсрочку займов, другие фиксировали убытки из-за простоя предприятий, попавших в зону карантина. Все это происходит на фоне роста инфляции и снижения доходов населения.  


Шалкар Жусупов

Что происходит на рынке микрозаймов

В I квартале этого года в Казахстане работало 199 микрофинансовых организаций (МФО). Рост кредитования в этом секторе составил всего 2%, хотя в предыдущие годы был не ниже 15–20%. Доля KMF в общем кредитном портфеле МФО составляет 45% (рост на 3% в I квартале). Слабый рост кредитования в секторе МФО обусловлен как увеличивающейся конкуренцией с банками, так и введением карантинных мер во второй половине марта. При этом концентрация нашего рынка увеличилась: усилились позиции топ-5 МФО, а доля небольших игроков совокупно уменьшилась на треть.


Игорь Ли

Кредитование бизнеса: состояние и перспективы

Проведенный нашим банком опрос клиентов из числа представителей МСБ показал, что постепенное снятие карантинных мер вкупе с программами государственной поддержки бизнеса укрепляет позитивные ожидания предпринимателей. Если две недели назад только 80% наших клиентов говорили о том, что ожидают восстановления своего бизнеса в течение одного-трех месяцев, то неделю назад их число увеличилось до 85%.


Анар Макашева

Пандемия прошлась по автопрому без серьезных последствий

Автопром, несмотря на пандемию коронавируса, демонстрирует стабильный рост. За четыре месяца было произведено более 23 тысяч транспортных средств на сумму свыше 172 миллиарда тенге. Производство автомобилей - одна из немногих отраслей экономики страны, где сегодня не наблюдается сокращения рабочих мест и заработных плат. Наоборот, за счет освоения производства новых моделей прогнозируется даже рост количества занятых.


Дармен Садвакасов

Big Tech бьет рекорды, но опасается будущего

Компании большой технологической четверки - Big Tech - переживают настоящий бум продаж. Конечно, определенный рост следовало ожидать после перехода многих бюджетных и частных организаций в онлайн-режим. Однако доходы технологических гигантов в первом квартале оказались выше даже самых оптимистичных прогнозов.