Перейти к основному содержанию


550 просмотров

Зачем Казахстану нужна фискальная цифровизация

Куанышбек Есекеев
председатель правления АО «Казахтелеком»

Дополнительные поступ­ления от цифровизации фискальной сферы, по расчетам министерства финансов, позволят добирать в госказну около 4,5 трлн тенге дополнительно к 2025 году, – но это лишь тот эффект цифровизации, который лежит на поверхности.

«Казахтелеком» привлечен к проектам цифровизации фискальной сферы как оператор, мы выстраиваем всю цепочку обслуживания этого направления и знаем о его преимуществах во всех аспектах. Уверенно можно констатировать – самым видимым аспектом из всех являются дополнительные сборы в государственный бюджет.

Возьмем проект, в котором наша компания выступает оператором фискальных данных – внедрение контрольно-кассовых машин (ККМ), способных передавать данные о реализованных товарах, работах и услугах в режиме реального времени. Вице-министр финансов Руслан Енсебаев в начале ноября сообщил, что уже в этом году онлайн-ККМ позволили Минфину получить сведения по 3,7 млрд выбитых чеков.

Эти сведения фискалами были получены не в конце месяца или квартала, не в результате проверки и доначисления, а минута в минуту.

Преимущества, которые получили представители фискальных органов, очевидны: увеличение сбора налогов и оперативность в принятии решений по налоговой нагрузке на субъект рынка. И многие замечают только этот аспект выстраиваемой системы. Хотя цифровизация дает преимущества и самим предпринимателям (система онлайн-ККМ охватит 500 тыс. налогоплательщиков). Например, после установки ККМ с функцией передачи данных торговая точка будет освобождена от физических контактов с налоговыми органами. Причин для визитов не останется: данные передаются в режиме онлайн, а если у фискальной службы возникают какие-то вопросы, то есть механизм рассылки уведомлений с помощью сотовой связи. Все понимают, чем чреваты визиты в торговые точки, поэтому неудивительно, что руководство Комитета госдоходов их давно стремилось минимизировать.

И цифровизация процесса с помощью «Казахтелекома» дает государству и бизнесу такую возможность: на начало ноября количество ККМ, способных передавать фискальные данные дистанционно, перевалило за 490 тыс. единиц, это 98% от 500 тыс. налогоплательщиков, у которых эти аппараты должны стоять с 1 января.

К Новому году государство получит 100%-ный охват бизнеса дистанционно. А этот бизнес получит свободу от проверок вживую, в ходе которых его деятельность могла быть заморожена на день-два, а то и на неделю-другую, а бывало, что и на месяц-другой – тут уж как повезет…

Еще одно преимущество цифровизации для бизнеса стало очевидным в ходе работы «Казахтелекома» над системой маркировки товаров. Цифровизация за счет обеспечения полной прозрачности бизнес-процессов выравнивает условия для участников рынка. В случае с электронной маркировкой товаров речь шла о закрытии рынка для контрабанды, в случае с онлайн-ККМ речь идет о выходе бизнеса из тени. И то, и другое дает возможность добросовестным предпринимателям получить равные условия с конкурентами, которые часть своих доходов укрывают. Все мечтали о платформе, позволяющей отделить зерна от плевел, «Казахтелеком» ее создал.

Знаете, во сколько обходится одна учетно-контрольная марка для шубы? В 400 тенге. При стоимости мехового изделия в десятки тысяч тенге смешно предполагать, будто ее себестоимость может серьезно ударить по карману потребителя. К тому же себестоимость услуг в процессе становления цифровых систем в фискальной сфере будет постоянно снижаться – как за счет увеличения объемов потребления, так и за счет совершенствования самих этих услуг. И вот здесь мы подходим к третьему аспекту преимуществ цифровизации – а что она дает для самого оператора фискальных данных?

Прежде всего, «Казахтелеком» выстраивает под обслуживание таких систем инфраструктуру обработки информации, которая может быть задействована и в других направлениях. Но главное: когда мы получаем гарантированный рынок сбыта каких-то услуг, мы можем привлекать для совершенствования систем, работающих на этом рынке, отечественных IT-специалистов.

Выстроить цифровую систему – это одно, обслуживать ее в текущем режиме – это другое, а развивать и совершенствовать ее – это задача совершенно иного уровня. И нам, как компании, интересны все три эти задачи – как с точки зрения сиюминутной коммерциализации, так и с позиций стратегического развития самого «Казахтелекома» и телекоммуникационного рынка страны в будущем.

Комментарии Disqus
Азиза Умарова

Приватизация в Узбекистане – это трансформация всей экономики страны

В Узбекистане остро стоит вопрос о сокращении роли государства в экономике. Анализ показал, что госпредприятия, пользуясь индивидуальными таможенными и налоговыми льготами, создают перекосы на рынке, вредят конкуренции и при этом у самих компаний практически отсутствует эффективное управление. Сегодня в Узбекистане заговорили о мерах, которые позволят сократить долю государства в экономике и высвободить рынок для настоящего частного сектора.


Олег Червинский

Закат нефтяного ренессанса

Разрыв сделки ОПЕК+ по ограничению добычи нефти, случившийся в Вене 6 марта, – это лишь лежащая на поверхности причина обвала цен на нефть. Источники в отрасли говорят, что не позднее осени мировые ключевые игроки будут вынуждены вновь собраться за столом переговоров и искать общий язык. Удастся ли поднять нефтяные цены со дна, куда они опустятся к тому времени, – большой вопрос.


Аскар Елемесов

«С точки зрения валютных рисков ситуация сейчас стабильнее»

Республика Казахстан, располагая в мировом масштабе относительно небольшой по размерам и в то же время достаточно открытой (то есть с высоким объемом экспорта и импорта относительно ВВП) экономикой, будет сильно затронута событиями, происходящими на мировых финансовых и товарных рынках.


Максат Нуриденулы

Появятся ли в банках философы и лингвисты?

Deutsche Bank рассказал о закате «фиатных» денег и морали для искусственного интеллекта


Тамерлан Абсалямов

Киберспорт – новая эра спортивных соревнований

Киберспорт очень быстро стал частью жизни миллионов людей, которые ежедневно интересуются новостями, смотрят трансляции, болеют за команды и играют сами. Люди испытывают волну эмоций, наблюдая как их любимая команда совершает эпичный «камбэк» в гранд-финале «The International» или очередным «рэмпейджем» от Миракла (профессиональный игрок в Dota 2) практически в «соло».