Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


382 просмотра

SmartCity: не технология – свобода

Куанышбек Есекеев
председатель правления АО «Казахтелеком»

После внедрения в Казахстане пилотного проекта SmartAqkol и превращения райцентра Акколь в умный город в стране продолжает бытовать мнение о том, что умные города – это что-то вроде «потемкинских деревень». Нарядный фасад ради показухи, за которым не кроется никакой бытовой пользы, но когда-то то же самое говорилось и о сотовых телефонах.

Вернемся лет на двадцать с лишним в прошлое и вспомним, с чего начиналась сотовая связь в стране. MotorolaDynaTAC 8000X и по форме и по весу напоминала многофункциональный утюг. Этим величественным утюгом можно было и орехи при случае поколоть, и от шпаны на улице отбиться, а самое главное – приобрести в глазах окружающих определенный статус. Статус избранного, который на связи везде и всегда. Как правило, этот мобильник шел в комплекте с малиновым пиджаком и шестисотым «мерседесом». Расскажи кто тогда счастливым обладателям этих «утюгов», что менее чем через пять лет сотовый не надо будет постоянно таскать в руках, потому что он будет помещаться в кармане, они бы не поверили. Расскажи им, что через 10 лет мобильник будет по цене доступен и студентам, и пенсионерам, они бы рассмеялись. Расскажи им, что через 15–20 лет сотовый превратится в маленький компьютер и люди не будут представлять своей жизни без него – покрутили бы пальцем у виска.

В середине 90-х перебои с мобильным интернетом в стране никто бы не заметил. Не только потому, что его тогда просто не было, а потому, что потенциальных его потребителей было мизерное количество и их возмущение подавляющим большинством воспринималось бы с недоумением. Как требование подать черной икры к бутерброду с маслом на завтрак…

Сейчас эта черная икра в виде мобильного интернета есть у всех. И воспринимается ее наличие у всех как должное всеми. Люди быстро привыкают к хорошему – и быстро забывают о том, что еще каких-то 5, 10, 15 лет назад этого хорошего просто не было. Причем не только у них, а вообще в природе. Люди также быстро забывают о том, что это хорошее многими из них изначально воспринималось в штыки и расценивалось как та самая «потемкинская деревня».

Когда-то мы воспринимали сотовую связь как роскошь, а не как предмет ежедневной и даже ежеминутной необходимости. Но это восприятие изменилось на глазах буквально одного поколения, за двадцать лет. С одной стороны, потому что мобильная связь сумела развиться и трансформироваться, с другой – потому что общество оказалось готовым к этой трансформации. Общество всегда оказывается готовым к переменам, когда четко понимает, какие бонусы эти перемены ему несут. А главный бонус умных городов для потребителя, в принципе, тот же самый, что и у сотовой связи. Это свобода.

Что дала сотовая связь абоненту? Возможность звонить в любое время из любой пространственной точки, не привязываясь к стационарному телефону. Что дает абоненту мобильный интернет? Возможность получать, обрабатывать и отправлять информацию в любом ее виде (звуковом, текстовом, в формате видео) без привязки к стационарному компьютеру. Абонент за счет этого не только выигрывает время, которое деньги, – он получает свободу.

Свободу в планировании своего рабочего дня, свободу в перемещениях, свободу в выборе времени и даже способов работы. Умные города – это следующий за сотовой связью шаг в высвобождении времени современного человека. А значит, и следующий шаг к еще большей его свободе.

Чтобы убедиться в том, что это так, достаточно назвать лишь одну из обязательных составляющих любого современного SmartSity: систему управления транспортными потоками. Которая автоматически изменяет режим работы светофоров на перекрестках в зависимости от скопления автомобилей, «рассасывая» пробки. Это пример того, как системы SmartSity высвобождают время горожан напрямую, а есть ведь и опосредованное влияние: система датчиков температурного режима в домах позволяет наладить оптимальный микроклимат в квартирах без заявки от их обитателей. А они по приходу домой тратили бы на разговоры с КСК ведь не только время, но и нервы.

Круглосуточное видеонаблюдение за квартирами и подъездами, контроль за давлением в коммуникациях, позволяющий определить течь в трубе до того, как вода зальет целую улицу, приборы учета потребления воды и тепла, которые сами передают показания – во всех этих услугах сидит экономия нашего времени. Какая-то часть нашей несвободы, которую отменит новая технология. Технология, которая для следующего поколения станет такой же обыденной повседневностью, каковой для нынешних 16 и даже 25-летних является сотовая связь.

Комментарии Disqus
Айдын БИКЕБАЕВ

Чтобы адвокатура стала сильной

В Казахстане на сегодняшний день создано 74 палаты юрконсультантов. Это слишком много. Нужна консолидация. Одни видят ее в объединении всех палат юрконсультантов в одну ассоциацию. Но такая ассоциация уже создана и в нее всех активно зазывают. Но с другой стороны, консолидация должна осуществляться путем объединения всех частнопрактикующих юристов в составе адвокатуры, поскольку и адвокаты, и юрконсультанты занимаются одним и тем же – правовым консультированием, подготовкой документов и представлением интересов в судах и перед иными лицами.


Андрей Агеев

К 2022 году трансграничные покупки составят 20% от мирового рынка электронной торговли

Согласно данным Euromonitor International’s, в начале 2019 года рынок электронной коммерции в Казахстане оценивался в 287 млрд тенге. При этом доля онлайн-покупок в общем объеме торговли занимала всего 2,9%.


Куанышбек Есекеев

Big Data: кадры по-прежнему решают все

Использование больших данных в нынешнее время – это не дань моде, не тренд, а способ выживания бизнеса в конкурентной среде. Объем данных ежегодно вырастает на 40%, и тот, кто лучше справляется с анализом этого снежного кома, оказывается впереди в любой отрасли. При этом нехватка специалис­тов, способных укротить этот снежный ком, является одной из главных проблем современного казахстанского бизнеса.


Евгений Питолин

Компрометация корпоративной почты как способ потерять миллионы

За последний год было обнаружено много различных схем злоумышленников, которые пытаются завладеть учетными записями сотрудников компаний. Захваченный почтовый ящик может быть использован для самых неприятных вещей, к примеру, целевой атаки с применением компрометации корпоративной почты. В прошлом месяце в результате такой атаки пострадала одна из дочерних фирм Toyota, ущерб оценивается более чем в $37 млн.


Максим Барышев

Безработные и бездействующие ИП обязаны платить взносы в фонд медстрахования

С 2017 года в Казахстане действуют новые правила в области здравоохранения в виде обязательного социального медицинского страхования (ОСМС). Суть системы заключается в том, что каждый гражданин получает право бесплатно пользоваться медицинскими услугами и получать лекарственные средства. Однако чтобы получать услуги и лекарства бесплатно, каждый гражданин должен производить перечисления в фонд медицинского страхования (ФМС).