Почему бизнес попадает под «налоговую» блокировку своих счетов-фактур

Казахстанские предприниматели начали получать уведомления от Комитета государственных доходов Минфина РК. Теперь по новым правилам налоговики могут блокировать доступ любого бизнеса к информационной системе электронных счетов-фактур (ИС ЭСФ).
Основатель группы компаний Учёт

Казахстанские предприниматели начали получать уведомления от Комитета государственных доходов Минфина РК. Теперь по новым правилам налоговики могут блокировать доступ любого бизнеса к информационной системе электронных счетов-фактур (ИС ЭСФ).

В этих уведомлениях говорится: «На основании анализа сведений по приобретенным и реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в налоговой отчетности, ЭСФ, а также по данным импортных деклараций определено, что отражаемые Вами в ЭСФ финансово-хозяйственные операции имеют сомнительную экономическую обоснованность, низкую вероятность технической и производственной возможности их осуществления <…>».

Сейчас эти уведомления приходят в виде рекомендаций. Но! Уже есть предприятия, которым налоговики закрывают доступ к выписке ЭСФ. Это стало возможным из-за нового подпункта 1-1 в статье 68 Налогового кодекса, где говорится, что «в целях модернизации и совершенствования налогового администрирования налоговые органы вправе осуществлять реализацию (внедрение) пилотных проектов, предусматривающих иной порядок налогового администрирования и исполнения налоговых обязательств налогоплательщиками».

Напомним, 5 сентября 2019 года председатель Комитета госдоходов Марат Султангазиев утвердил «Методические рекомендации о некоторых вопросах признания сделок недействительными», после чего 3 октяб­ря министр финансов Алихан Смаилов подписал приказ «Об утверждении правил и сроков реализации пилотного проекта по совершенствованию администрирования НДС на основании ИС ЭСФ с применением системы управления рисками».

В рамках принятых изменений налогоплательщику с «высокой степенью риска» направляются уведомления в кабинет налогоплательщика с указанием перечня ЭСФ, к которым у налоговиков возникли вопросы. Предприниматель в свою очередь должен либо в течение пяти рабочих дней аннулировать ЭСФ (к которым возникли вопросы), либо предоставить копии всех документов, подтверждающих факт осуществления финансово-хозяйственной операции. И в случае если налоговиков эти копии не впечатлят, КГД МФ РК заблокирует доступ предпринимателя к информационной системе электронных счетов-фактур.

Таким образом, я считаю, КГД МФ РК вмешивается в бизнес-процессы предпринимателя, призывает производить аннулирование ЭСФ и наделяет себя правом признавать сделки недействительными, не дожидаясь налоговых проверок либо решения суда. А просьба отозвать ЭСФ приводит к исключению из вычетов по корпоративному подоходному налогу и зачета по НДС расходов по сделкам, которые еще не признаны в суде недействительными, – это противоречит статьям 264 и 403 Налогового кодекса.

Данная норма приведет к тому, что предприятие не сможет ни понизить свою степень риска, ни доказать свою «добросовестность».

Также в адрес «заблокированного» предприятия добросовестному налогоплательщику тоже нельзя будет выписать ЭСФ, что приведет к штрафам, а следовательно, повышает степень риска у поставщиков таких предприятий.

Получается, что данные нормы нарушают сразу несколько законов и кодексов. В частности, Предпринимательский кодекс, в котором есть четкие статьи, запрещающие контролирующим органам создавать препятствия для законного бизнеса.

Считаю, что необходимо отменить норму блокировки ЭСФ, потому что на момент совершения сделки у поставщика степень рис­ка чаще всего была нормальной или вообще отсутствовала (если взять периоды до 2019 года). Таким образом, покупатель не владел ситуацией о том, что с контрагентом опасно работать и есть определенные риски.

У наших соседей в России есть понятие «должная осмотрительность» – это комплекс мероприятий, который направлен на проявление необходимых действий со стороны нашей компании по выбору контрагента. То есть мы заранее должны знать, можем ли мы работать с контрагентом. Проверить его. И если у контрагента на момент совершения сделки высокий уровень риска, отказаться от сделки.

Например: мы берем в аренду технику у ИП. А ИП зарегистрирован под ОКЭД 01210 «Выращивание винограда», значит, мы берем на себя риск того, что эта сделка может быть признана недействительной. Таким образом, если налоговые органы действительно хотят помочь бизнесу, то рекомендую ввести норму по предупреждению, а не наказывать действующий бизнес уже после проведения операций и сделок и блокировать все бизнес-процессы.

Материалы по теме