Перейти к основному содержанию


1894 просмотра

Почему бизнес попадает под «налоговую» блокировку своих счетов-фактур

Максим Барышев
основатель группы компаний «Учет»

Казахстанские предприниматели начали получать уведомления от Комитета государственных доходов Минфина РК. Теперь по новым правилам налоговики могут блокировать доступ любого бизнеса к информационной системе электронных счетов-фактур (ИС ЭСФ).

В этих уведомлениях говорится: «На основании анализа сведений по приобретенным и реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в налоговой отчетности, ЭСФ, а также по данным импортных деклараций определено, что отражаемые Вами в ЭСФ финансово-хозяйственные операции имеют сомнительную экономическую обоснованность, низкую вероятность технической и производственной возможности их осуществления <…>».

Сейчас эти уведомления приходят в виде рекомендаций. Но! Уже есть предприятия, которым налоговики закрывают доступ к выписке ЭСФ. Это стало возможным из-за нового подпункта 1-1 в статье 68 Налогового кодекса, где говорится, что «в целях модернизации и совершенствования налогового администрирования налоговые органы вправе осуществлять реализацию (внедрение) пилотных проектов, предусматривающих иной порядок налогового администрирования и исполнения налоговых обязательств налогоплательщиками».

Напомним, 5 сентября 2019 года председатель Комитета госдоходов Марат Султангазиев утвердил «Методические рекомендации о некоторых вопросах признания сделок недействительными», после чего 3 октяб­ря министр финансов Алихан Смаилов подписал приказ «Об утверждении правил и сроков реализации пилотного проекта по совершенствованию администрирования НДС на основании ИС ЭСФ с применением системы управления рисками».

В рамках принятых изменений налогоплательщику с «высокой степенью риска» направляются уведомления в кабинет налогоплательщика с указанием перечня ЭСФ, к которым у налоговиков возникли вопросы. Предприниматель в свою очередь должен либо в течение пяти рабочих дней аннулировать ЭСФ (к которым возникли вопросы), либо предоставить копии всех документов, подтверждающих факт осуществления финансово-хозяйственной операции. И в случае если налоговиков эти копии не впечатлят, КГД МФ РК заблокирует доступ предпринимателя к информационной системе электронных счетов-фактур.

Таким образом, я считаю, КГД МФ РК вмешивается в бизнес-процессы предпринимателя, призывает производить аннулирование ЭСФ и наделяет себя правом признавать сделки недействительными, не дожидаясь налоговых проверок либо решения суда. А просьба отозвать ЭСФ приводит к исключению из вычетов по корпоративному подоходному налогу и зачета по НДС расходов по сделкам, которые еще не признаны в суде недействительными, – это противоречит статьям 264 и 403 Налогового кодекса.

Данная норма приведет к тому, что предприятие не сможет ни понизить свою степень риска, ни доказать свою «добросовестность».

Также в адрес «заблокированного» предприятия добросовестному налогоплательщику тоже нельзя будет выписать ЭСФ, что приведет к штрафам, а следовательно, повышает степень риска у поставщиков таких предприятий.

Получается, что данные нормы нарушают сразу несколько законов и кодексов. В частности, Предпринимательский кодекс, в котором есть четкие статьи, запрещающие контролирующим органам создавать препятствия для законного бизнеса.

Считаю, что необходимо отменить норму блокировки ЭСФ, потому что на момент совершения сделки у поставщика степень рис­ка чаще всего была нормальной или вообще отсутствовала (если взять периоды до 2019 года). Таким образом, покупатель не владел ситуацией о том, что с контрагентом опасно работать и есть определенные риски.

У наших соседей в России есть понятие «должная осмотрительность» – это комплекс мероприятий, который направлен на проявление необходимых действий со стороны нашей компании по выбору контрагента. То есть мы заранее должны знать, можем ли мы работать с контрагентом. Проверить его. И если у контрагента на момент совершения сделки высокий уровень риска, отказаться от сделки.

Например: мы берем в аренду технику у ИП. А ИП зарегистрирован под ОКЭД 01210 «Выращивание винограда», значит, мы берем на себя риск того, что эта сделка может быть признана недействительной. Таким образом, если налоговые органы действительно хотят помочь бизнесу, то рекомендую ввести норму по предупреждению, а не наказывать действующий бизнес уже после проведения операций и сделок и блокировать все бизнес-процессы.

Комментарии Disqus
Куанышбек Есекеев

Зачем Казахстану нужна фискальная цифровизация

Дополнительные поступ­ления от цифровизации фискальной сферы, по расчетам министерства финансов, позволят добирать в госказну около 4,5 трлн тенге дополнительно к 2025 году, – но это лишь тот эффект цифровизации, который лежит на поверхности. «Казахтелеком» привлечен к проектам цифровизации фискальной сферы как оператор, мы выстраиваем всю цепочку обслуживания этого направления и знаем о его преимуществах во всех аспектах. Уверенно можно констатировать – самым видимым аспектом из всех являются дополнительные сборы в государственный бюджет.


Максат Нуриденулы

Красота сверхнового времени

Как технологии формируют диалог бизнеса и потребителя Непонимание между людьми станет аномалией в ближайшие десятилетия. Мы начнем понимать друг друга гораздо лучше, ведь в нашу жизнь приходит все больше технологий, которые стандартизируют общение между нами. Технологии изменят все до неузнаваемости: человек сможет больше времени посвящать саморазвитию и бизнесу, а весь личный быт уйдет в сервисный сектор. Как пелось в одной детской песне: «Вкалывают роботы, а не человек!»


Айдын БИКЕБАЕВ

Чтобы адвокатура стала сильной

В Казахстане на сегодняшний день создано 74 палаты юрконсультантов. Это слишком много. Нужна консолидация. Одни видят ее в объединении всех палат юрконсультантов в одну ассоциацию. Но такая ассоциация уже создана и в нее всех активно зазывают. Но с другой стороны, консолидация должна осуществляться путем объединения всех частнопрактикующих юристов в составе адвокатуры, поскольку и адвокаты, и юрконсультанты занимаются одним и тем же – правовым консультированием, подготовкой документов и представлением интересов в судах и перед иными лицами.


Куанышбек Есекеев

SmartCity: не технология – свобода

После внедрения в Казахстане пилотного проекта SmartAqkol и превращения райцентра Акколь в умный город в стране продолжает бытовать мнение о том, что умные города – это что-то вроде «потемкинских деревень». Нарядный фасад ради показухи, за которым не кроется никакой бытовой пользы, но когда-то то же самое говорилось и о сотовых телефонах.


Андрей Агеев

К 2022 году трансграничные покупки составят 20% от мирового рынка электронной торговли

Согласно данным Euromonitor International’s, в начале 2019 года рынок электронной коммерции в Казахстане оценивался в 287 млрд тенге. При этом доля онлайн-покупок в общем объеме торговли занимала всего 2,9%.