Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


728 просмотров

Big Data: кадры по-прежнему решают все

Куанышбек Есекеев
Председатель правления АО «Казахтелеком»

Использование больших данных в нынешнее время – это не дань моде, не тренд, а способ выживания бизнеса в конкурентной среде. Объем данных ежегодно вырастает на 40%, и тот, кто лучше справляется с анализом этого снежного кома, оказывается впереди в любой отрасли. При этом нехватка специалис­тов, способных укротить этот снежный ком, является одной из главных проблем современного казахстанского бизнеса.

Единого понимания, что такое «большие данные», в мире до сих пор не выработано: одни понимают под этим сам объем информации, другие – подходы к работе с ежегодно нарастающими информационными массивами. Ближе к истине, наверное, второй взгляд на Big Data – как на способность собрать информацию из разных источников в один поток и на его основе выявить какие-то тренды, которые будут влиять на бизнес в обозримом будущем.

И с этой точки зрения основной проблемой наших компаний является не количество данных, которое они хранят и используют, а то, как происходит процесс этого накопления. На Западе в любой компании есть должность CDO – Chief Data Officer, то есть процесс сохранения и анализа данных выведен в особую нишу. У нас же чаще всего различные отделы – финансовые, маркетинговые, коммерческие, юридические и административно-хозяйственные – ведут свой особый учет.

И когда компания пытается использовать этот «винегрет» из данных, чаще всего получается то, о чем айтишники говорят: автоматизация хаоса приводит к автоматизированному хаосу. Тут дело даже не в том, что каждый отдел хранит сугубо свою информацию, а в том, что у специалистов этого отдела нет четкого представления о том, а что с этой информацией делать дальше. В каком виде ее лучше «консервировать», чтобы она потом была наиболее удобоварима для других отделов компании?

Отсутствие в компаниях отдельных структур, ответственных за эти вопросы (да хотя бы одного человека, который мог бы дать на них ответы), приводит к тому, что данные собираются в абсолютно разрозненном виде или от случая к случаю, хранятся в разных форматах в разных местах. И, в конце концов, могут стать «девятым валом», который накроет компанию с головой, если его не структурировать и не направить в мирное русло. Частично, как ни парадоксально, частные компании тут может спасти ужесточение требований со стороны государства: так было в Европе, когда компаниям дали три года на то, чтобы привести в соответствие с GDPR – европейскими правилами регулирования – свои информационные системы.

То есть там в роли своеобразного Chief Data Officer выступило государство, разработавшее и утвердившее одни стандарты для всех: проблема в том, что эти стандарты касались в первую очередь сферы информационной безопасности и не давали ответа на вопрос о том, как конкретной компании использовать информацию в работе. То есть стремление государства регулировать информационный поток не отменяет необходимость наличия собственного Chief Data Officer.

У нас, скорее всего, эта ситуация повторится – рано или поздно государство вынуждено будет ввести какие-то обязательные для всех требования в области инфобезопасности, но это вряд ли поможет компаниям в работе с большими данными. Создавать свою систему использования Big Data им придется самим, и этот процесс должен сопровождаться в первую очередь решением кадровых проблем. Потому что найти сегодня хорошего профессионала в этой сфере в стране очень сложно и очень дорого: кадровый дефицит порождает высокие зарплатные запросы востребованных специалистов.

Между тем спрос на них на рынке будет только расти: ими интересуются такие отрасли, как ритейл, телеком, интернет-бизнес, промышленность. И в этой ситуации искать готового специалиста на рынке можно долго и все равно безуспешно – легче подготовить его самому. «Казахтелеком» пошел именно по этому пути: мы работаем со студентами Назарбаев Университета, МУИТа, КБТУ и других вузов, начиная с третьих-четвертых курсов, берем их на стажировку. И тех, кто показывает лучшие результаты, приглашаем в штат.

В вузах теоретическая подготовка по большим данным достаточно серьезная, практическую же часть предоставляет телекоммуникационная компания. Таким образом, нам удается закрыть не только сиюминутную потребность в специалистах, но и подготовить их для рынка – они ведь не все и не всегда будут работать исключительно в одной компании. Хотя «Казахтелеком», исходя из своих накопленных данных, вполне уже может создавать профили для маркетинговых исследований других компаний и структур.

Например, используя мобильные данные, можно создавать тепловые карты, которые показывают, в какое время суток люди находятся в конкретных точках. Увязывая это с возрастом абонентов, можно сделать выводы о том, есть ли смысл строить в конкретном месте новые школы, детские сады, поликлиники или спортивные объекты. Поэтому, когда мы готовим студентов по специальностям, связанным с использованием больших данных, для себя, мы, в конечном счете, готовим их все равно для всей страны. В принципе, такой же подход могли бы взять на вооружение и другие компании.

Комментарии Disqus
Максат Нуриденулы

Красота сверхнового времени

Как технологии формируют диалог бизнеса и потребителя Непонимание между людьми станет аномалией в ближайшие десятилетия. Мы начнем понимать друг друга гораздо лучше, ведь в нашу жизнь приходит все больше технологий, которые стандартизируют общение между нами. Технологии изменят все до неузнаваемости: человек сможет больше времени посвящать саморазвитию и бизнесу, а весь личный быт уйдет в сервисный сектор. Как пелось в одной детской песне: «Вкалывают роботы, а не человек!»


Айдын БИКЕБАЕВ

Чтобы адвокатура стала сильной

В Казахстане на сегодняшний день создано 74 палаты юрконсультантов. Это слишком много. Нужна консолидация. Одни видят ее в объединении всех палат юрконсультантов в одну ассоциацию. Но такая ассоциация уже создана и в нее всех активно зазывают. Но с другой стороны, консолидация должна осуществляться путем объединения всех частнопрактикующих юристов в составе адвокатуры, поскольку и адвокаты, и юрконсультанты занимаются одним и тем же – правовым консультированием, подготовкой документов и представлением интересов в судах и перед иными лицами.


Куанышбек Есекеев

SmartCity: не технология – свобода

После внедрения в Казахстане пилотного проекта SmartAqkol и превращения райцентра Акколь в умный город в стране продолжает бытовать мнение о том, что умные города – это что-то вроде «потемкинских деревень». Нарядный фасад ради показухи, за которым не кроется никакой бытовой пользы, но когда-то то же самое говорилось и о сотовых телефонах.


Андрей Агеев

К 2022 году трансграничные покупки составят 20% от мирового рынка электронной торговли

Согласно данным Euromonitor International’s, в начале 2019 года рынок электронной коммерции в Казахстане оценивался в 287 млрд тенге. При этом доля онлайн-покупок в общем объеме торговли занимала всего 2,9%.


Евгений Питолин

Компрометация корпоративной почты как способ потерять миллионы

За последний год было обнаружено много различных схем злоумышленников, которые пытаются завладеть учетными записями сотрудников компаний. Захваченный почтовый ящик может быть использован для самых неприятных вещей, к примеру, целевой атаки с применением компрометации корпоративной почты. В прошлом месяце в результате такой атаки пострадала одна из дочерних фирм Toyota, ущерб оценивается более чем в $37 млн.