Перейти к основному содержанию

2056 просмотров

Big Data: кадры по-прежнему решают все

Куанышбек Есекеев
Председатель правления АО «Казахтелеком»

Использование больших данных в нынешнее время – это не дань моде, не тренд, а способ выживания бизнеса в конкурентной среде. Объем данных ежегодно вырастает на 40%, и тот, кто лучше справляется с анализом этого снежного кома, оказывается впереди в любой отрасли. При этом нехватка специалис­тов, способных укротить этот снежный ком, является одной из главных проблем современного казахстанского бизнеса.

Единого понимания, что такое «большие данные», в мире до сих пор не выработано: одни понимают под этим сам объем информации, другие – подходы к работе с ежегодно нарастающими информационными массивами. Ближе к истине, наверное, второй взгляд на Big Data – как на способность собрать информацию из разных источников в один поток и на его основе выявить какие-то тренды, которые будут влиять на бизнес в обозримом будущем.

И с этой точки зрения основной проблемой наших компаний является не количество данных, которое они хранят и используют, а то, как происходит процесс этого накопления. На Западе в любой компании есть должность CDO – Chief Data Officer, то есть процесс сохранения и анализа данных выведен в особую нишу. У нас же чаще всего различные отделы – финансовые, маркетинговые, коммерческие, юридические и административно-хозяйственные – ведут свой особый учет.

И когда компания пытается использовать этот «винегрет» из данных, чаще всего получается то, о чем айтишники говорят: автоматизация хаоса приводит к автоматизированному хаосу. Тут дело даже не в том, что каждый отдел хранит сугубо свою информацию, а в том, что у специалистов этого отдела нет четкого представления о том, а что с этой информацией делать дальше. В каком виде ее лучше «консервировать», чтобы она потом была наиболее удобоварима для других отделов компании?

Отсутствие в компаниях отдельных структур, ответственных за эти вопросы (да хотя бы одного человека, который мог бы дать на них ответы), приводит к тому, что данные собираются в абсолютно разрозненном виде или от случая к случаю, хранятся в разных форматах в разных местах. И, в конце концов, могут стать «девятым валом», который накроет компанию с головой, если его не структурировать и не направить в мирное русло. Частично, как ни парадоксально, частные компании тут может спасти ужесточение требований со стороны государства: так было в Европе, когда компаниям дали три года на то, чтобы привести в соответствие с GDPR – европейскими правилами регулирования – свои информационные системы.

То есть там в роли своеобразного Chief Data Officer выступило государство, разработавшее и утвердившее одни стандарты для всех: проблема в том, что эти стандарты касались в первую очередь сферы информационной безопасности и не давали ответа на вопрос о том, как конкретной компании использовать информацию в работе. То есть стремление государства регулировать информационный поток не отменяет необходимость наличия собственного Chief Data Officer.

У нас, скорее всего, эта ситуация повторится – рано или поздно государство вынуждено будет ввести какие-то обязательные для всех требования в области инфобезопасности, но это вряд ли поможет компаниям в работе с большими данными. Создавать свою систему использования Big Data им придется самим, и этот процесс должен сопровождаться в первую очередь решением кадровых проблем. Потому что найти сегодня хорошего профессионала в этой сфере в стране очень сложно и очень дорого: кадровый дефицит порождает высокие зарплатные запросы востребованных специалистов.

Между тем спрос на них на рынке будет только расти: ими интересуются такие отрасли, как ритейл, телеком, интернет-бизнес, промышленность. И в этой ситуации искать готового специалиста на рынке можно долго и все равно безуспешно – легче подготовить его самому. «Казахтелеком» пошел именно по этому пути: мы работаем со студентами Назарбаев Университета, МУИТа, КБТУ и других вузов, начиная с третьих-четвертых курсов, берем их на стажировку. И тех, кто показывает лучшие результаты, приглашаем в штат.

В вузах теоретическая подготовка по большим данным достаточно серьезная, практическую же часть предоставляет телекоммуникационная компания. Таким образом, нам удается закрыть не только сиюминутную потребность в специалистах, но и подготовить их для рынка – они ведь не все и не всегда будут работать исключительно в одной компании. Хотя «Казахтелеком», исходя из своих накопленных данных, вполне уже может создавать профили для маркетинговых исследований других компаний и структур.

Например, используя мобильные данные, можно создавать тепловые карты, которые показывают, в какое время суток люди находятся в конкретных точках. Увязывая это с возрастом абонентов, можно сделать выводы о том, есть ли смысл строить в конкретном месте новые школы, детские сады, поликлиники или спортивные объекты. Поэтому, когда мы готовим студентов по специальностям, связанным с использованием больших данных, для себя, мы, в конечном счете, готовим их все равно для всей страны. В принципе, такой же подход могли бы взять на вооружение и другие компании.

Анар Макашева

Пандемия прошлась по автопрому без серьезных последствий

Автопром, несмотря на пандемию коронавируса, демонстрирует стабильный рост. За четыре месяца было произведено более 23 тысяч транспортных средств на сумму свыше 172 миллиарда тенге. Производство автомобилей - одна из немногих отраслей экономики страны, где сегодня не наблюдается сокращения рабочих мест и заработных плат. Наоборот, за счет освоения производства новых моделей прогнозируется даже рост количества занятых.


Дармен Садвакасов

Big Tech бьет рекорды, но опасается будущего

Компании большой технологической четверки - Big Tech - переживают настоящий бум продаж. Конечно, определенный рост следовало ожидать после перехода многих бюджетных и частных организаций в онлайн-режим. Однако доходы технологических гигантов в первом квартале оказались выше даже самых оптимистичных прогнозов.


Мадина Нургалиева

Что нового в законе «О политических партиях»

Одним из самых ожидаемых законов политического блока, инициированных Национальным советом общественного доверия при президенте РК, стал Закон «О политических партиях». 


Олег Савеленко

Как предпринимателям отстоять то, что гарантировано законом?

Не секрет, что вопрос защиты своих прав в нашей правовой системе не является простым и однозначным. Есть такая поговорка: «Закон что дышло, как повернешь, так и вышло!». Эта поговорка отчасти тоже работает и в Казахстане. Имеется в виду, что именно от правильных действий зависит исход того или иного дела, получите ли вы штраф или понесете ли убытки, обманут ли вас ваши партнеры по бизнесу или вы сможете укрепить деловые связи.


Алия Чыныбаева

Как обеспечить безопасность и лучший пользовательский опыт при онлайн-покупках?

В период, предшествующий COVID-19, мы наблюдали значительный рост электронной коммерции, в Казахстане объем рынка за 2019 год увеличился почти в 2 раза. Cегодня, на фоне временной приостановки работы объектов торговли и вынужденной самоизоляции, значимость присутствий в онлайн возросла как для бизнеса, так и для потребителей. Компании разной направленности устремились в онлайн-пространство, налаживая процессы цифровых операций. И эта тенденция, вероятно, сохранится и в будущем, подкрепленная общим ростом подключенных к интернету устройств.