Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


442 просмотра

Как бюджетирование сделать драйвером развития компании

Евгений Щербинин
CEO Prime Source

Вспомните фразу «Война план покажет». Сколько раз мы ее себе говорили, начиная какое-то дело или проект? Правильное планирование – это половина успеха, а, по данным KPMG, до 30% трудозатрат финансовых специалистов в успешных компаниях отведено на процедуры планирования, бюджетирования и анализа. При этом в 70–80% всех банкротств причиной являются ошибки в финансовом планировании.

С другой стороны, компании, использующие эффективные инструменты бюджетирования, на 70% опережают конкурентов по показателям прибыли. Такие цифры есть в исследовании IBM CFO Survey.

Для того чтобы построить современную систему бюджетирования, нужна аналитика, в которую интегрируются финансовые и операционные данные. Однако получение этих данных для аналитики не всегда бывает легким, порой их вообще нет. Значит, для начала эти данные нужно как-то собрать, а это уже оцифровка процесса. Стоит ли говорить, что регламенты планирования и реализации инвестиционных инициатив, в том числе проектов по автоматизации и цифровизации, во многих крупных казахстанских организациях кардинально устарели?

С одной стороны, необходимо постоянно повышать эффективность, снижать себестоимость, выпускать новые продукты в новые каналы, а с другой – преодолевать препоны процедур. Например, на среднестатистический процесс внедрения новой технологии в Казахстане уходит 2–3 года. Это разработка и согласование технико-экономического обоснования со сбором всех заключений, бюджетирование на следующий год, проведение конкурсных процедур и только затем непосредственно внедрение. 

На дворе осень, а значит, в корпоративном сегменте в самом разгаре период бизнес-планирования и формирования бюджетов следующего года. В это время закладывается основа для успешных результатов компании. На этом этапе нужно разобраться в том, что вы будете делать в течение года; изучать внутренние и внешние рынки; защищать планируемые операционные расходы и инвестиционные инициативы; смотреть на конкурентов и многое другое.

Hackett Benchmarking Solutions, изучившая ситуацию в 1,4 тыс. глобальных фирм, установила, что средняя компания инвестирует более 25 тыс. человеко-дней на $1 млрд доходов в бюджетном и плановом процессе. При этом среднее время, требующееся для разработки плана, составляет 4,5 месяца.

К успешным кейсам международных компаний, изменивших подход к бюджетированию и планированию, можно отнести Heineken. Они значительно ускорили разработку и утверждение стратегических планов, создав единый процесс, который помог устранить препятствия в планировании. В разработке нового процесса приняли участие сотрудники тысячи департаментов компании.

Другой пример – итальянский производитель керамических настенных и напольных покрытий Panariagroup, создавший для себя интегрированный бюджет с помощью специального программного обеспечения. Благодаря эффективности этого ПО удалось сократить бюджетный цикл с четырех месяцев до двух.

Для эффективности деятельности организации в наше время быстрых изменений необходимо пересматривать как подходы к организации IT, так и процессы бюджетирования.

С точки зрения IT важно развивать в организации сервис-ориентированную архитектуру. Это значит, что на единой интеграционной платформе компании находятся сервисы, которыми могут пользоваться все команды компании. Базовые технологии должны позволять реализовывать продукты, бизнес-процессы, отчетность и аналитику силами команд. Должна быть обеспечена возможность коллективной работы большого количества программистов в основных системах и поставленный процесс внедрения изменений.

Важно, чтобы над проектами работали команды с выделенными ресурсами по гибкой методологии. Подразделения IT должны являться ресурсными менеджерами, отвечающими за внедрение базовой инфраструктуры гибких технологий, эксплуатацию и организацию процесса развития. Мощность выделенных на развитие внешних и внутренних ресурсов должна соответствовать запланированным амбициям по скорости и объему изменений.

С точки зрения бюджетирования бизнес-подразделение, защитив свои прибыли и убытки (P&L), должно иметь возможность оперативно привлекать по мере необходимости отечественные или зарубежные аутсорсинговые ресурсы – это эксперты, дизайнеры, аналитики, разработчики, эксперты по большим данным.

Комментарии Disqus
Максат Нуриденулы

Красота сверхнового времени

Как технологии формируют диалог бизнеса и потребителя Непонимание между людьми станет аномалией в ближайшие десятилетия. Мы начнем понимать друг друга гораздо лучше, ведь в нашу жизнь приходит все больше технологий, которые стандартизируют общение между нами. Технологии изменят все до неузнаваемости: человек сможет больше времени посвящать саморазвитию и бизнесу, а весь личный быт уйдет в сервисный сектор. Как пелось в одной детской песне: «Вкалывают роботы, а не человек!»


Айдын БИКЕБАЕВ

Чтобы адвокатура стала сильной

В Казахстане на сегодняшний день создано 74 палаты юрконсультантов. Это слишком много. Нужна консолидация. Одни видят ее в объединении всех палат юрконсультантов в одну ассоциацию. Но такая ассоциация уже создана и в нее всех активно зазывают. Но с другой стороны, консолидация должна осуществляться путем объединения всех частнопрактикующих юристов в составе адвокатуры, поскольку и адвокаты, и юрконсультанты занимаются одним и тем же – правовым консультированием, подготовкой документов и представлением интересов в судах и перед иными лицами.


Куанышбек Есекеев

SmartCity: не технология – свобода

После внедрения в Казахстане пилотного проекта SmartAqkol и превращения райцентра Акколь в умный город в стране продолжает бытовать мнение о том, что умные города – это что-то вроде «потемкинских деревень». Нарядный фасад ради показухи, за которым не кроется никакой бытовой пользы, но когда-то то же самое говорилось и о сотовых телефонах.


Андрей Агеев

К 2022 году трансграничные покупки составят 20% от мирового рынка электронной торговли

Согласно данным Euromonitor International’s, в начале 2019 года рынок электронной коммерции в Казахстане оценивался в 287 млрд тенге. При этом доля онлайн-покупок в общем объеме торговли занимала всего 2,9%.


Куанышбек Есекеев

Big Data: кадры по-прежнему решают все

Использование больших данных в нынешнее время – это не дань моде, не тренд, а способ выживания бизнеса в конкурентной среде. Объем данных ежегодно вырастает на 40%, и тот, кто лучше справляется с анализом этого снежного кома, оказывается впереди в любой отрасли. При этом нехватка специалис­тов, способных укротить этот снежный ком, является одной из главных проблем современного казахстанского бизнеса.