Перейти к основному содержанию


5394 просмотра

Налоговая либерализация должна поднять казахстанский малый бизнес с колен

Максим Барышев
Основатель группы компаний «Учёт»

Малый и микробизнес во многих странах – это основа экономики. Развитые государства поддерживают МСБ на всех уровнях – от нормативного до финансового, делая это направление приоритетом государственной политики.

На днях в Казахстане произошло одно из самых либеральных событий в налоговой политике государства последних лет: освобождение микро- и малого бизнеса от уплаты налога от основной деятельности на три года и запрет на проверки. Данные изменения будут приняты в текущем году и вступят в силу с января 2020 года. Об этом Касым-Жомарт Токаев объявил в своем первом послании народу Казахстана.

В Предпринимательском кодексе прописано, что микропредпринимательство – это частное предпринимательство со среднегодовой численностью работников не более 15 человек или среднегодовым доходом не свыше 30 тыс. МРП (75,75 млн тенге). В свою очередь, малое предпринимательство – это ИП без образования юрлица и юридические лица со среднегодовой численностью работников не более 100 человек и среднегодовым доходом не свыше 300 тыс. МРП (757,5 млн тенге). Если следовать этой трактовке, то под налоговую амнистию попадают многие предприятия Казахстана.

Но думаю, что под микро- и малым бизнесом президент подразумевал индивидуальных предпринимателей, работающих по упрощенному режиму и патенту. Поэтому сейчас следует не спешить с выводами и дождаться внесения изменений в законодательство.

Решение власти Казахстана облегчить существование микро- и малого бизнеса лишь на первый взгляд выглядит внезапным. За последние годы властями были инициированы мероприятия, чтобы упорядочить и сократить количество проверок. К примеру, внедрена система управления рисками, которой руководствуются при назначении проверок; активно используются элементы камерального контроля. Эти действия снижают количество проверок государственными органами субъектов частного предпринимательства, при этом зачастую проверки проходят в автоматическом режиме, что снижает коррупционный риск.

В действиях второго президента Казахстана прослеживается преемственность в этом вопросе. Моратории на проверки малого и среднего бизнеса, объявленные Нурсултаном Назарбаевым, показали свою эффективность. Так, во время мораториев на проверки наблюдался рост количества активных субъектов МСБ, количества занятых и увеличение поступлений в бюджет.

Любая проверка государственных органов для бизнесмена – это отвлечение от основной задачи предпринимателя – ведения бизнеса, ведь ревизии зачастую парализуют бизнес. 

Временная отмена налогов и проверок позволит бизнесу встать на ноги, а на сэкономленные средства можно привлечь новых сотрудников, увеличить зарплаты работникам. В целом позитива достаточно: эти меры позволят предпринимателям повысить эффективность своего бизнеса. 

Налоговая либерализация в отношении микро- и малого бизнеса и выделение государственных средств на развитие предпринимательства дадут толчок для роста нашей экономики и повышения благосостояния всех казахстанцев.
 
Предприниматели добились еще одной победы на фискальном поле споров бизнеса и власти. Планировалось, что с 2020 года будет введена дополнительная нагрузка на предпринимателей в связи с введением 5% обязательных пенсионных взносов работодателя, увеличением ставки ОСМС с 1,5% до 2%, а также с оплатой взносов на обязательное медицинское страхование.

В настоящее время предприниматели помимо подоходного налога уплачивают в бюджет за счет своих средств социальный налог по ставке 9,5%, социальные отчисления – 3,5% и отчисления на обязательное медицинское страхование по ставке 1,5%. А если компания является плательщиком НДС, то также обязаны платить НДС 12%.

Поэтому дополнительное введение в 2020 году обязательных пенсионных взносов за счет работодателя по ставке 5% отразилось бы не только на доходах предпринимателей, но и на экономике страны в целом. Так как существуют волне реальные риски, что работодатели потеряют интерес к созданию рабочих мест и повышению заработной платы и бизнес будет уходить в тень.

Совместно с НПП «Атамекен», членом регионального совета которого я являюсь, и бизнес-сообществом мы добились положительного результата: президент поручил отложить введение ОПВР до 2023 года. Это дает нам время на доработку этого вопроса со всеми заинтересованными сторонами.

Комментарии Disqus
Куанышбек Есекеев

Зачем Казахстану нужна фискальная цифровизация

Дополнительные поступ­ления от цифровизации фискальной сферы, по расчетам министерства финансов, позволят добирать в госказну около 4,5 трлн тенге дополнительно к 2025 году, – но это лишь тот эффект цифровизации, который лежит на поверхности. «Казахтелеком» привлечен к проектам цифровизации фискальной сферы как оператор, мы выстраиваем всю цепочку обслуживания этого направления и знаем о его преимуществах во всех аспектах. Уверенно можно констатировать – самым видимым аспектом из всех являются дополнительные сборы в государственный бюджет.


Максим Барышев

Почему бизнес попадает под «налоговую» блокировку своих счетов-фактур

Казахстанские предприниматели начали получать уведомления от Комитета государственных доходов Минфина РК. Теперь по новым правилам налоговики могут блокировать доступ любого бизнеса к информационной системе электронных счетов-фактур (ИС ЭСФ).


Максат Нуриденулы

Красота сверхнового времени

Как технологии формируют диалог бизнеса и потребителя Непонимание между людьми станет аномалией в ближайшие десятилетия. Мы начнем понимать друг друга гораздо лучше, ведь в нашу жизнь приходит все больше технологий, которые стандартизируют общение между нами. Технологии изменят все до неузнаваемости: человек сможет больше времени посвящать саморазвитию и бизнесу, а весь личный быт уйдет в сервисный сектор. Как пелось в одной детской песне: «Вкалывают роботы, а не человек!»


Айдын БИКЕБАЕВ

Чтобы адвокатура стала сильной

В Казахстане на сегодняшний день создано 74 палаты юрконсультантов. Это слишком много. Нужна консолидация. Одни видят ее в объединении всех палат юрконсультантов в одну ассоциацию. Но такая ассоциация уже создана и в нее всех активно зазывают. Но с другой стороны, консолидация должна осуществляться путем объединения всех частнопрактикующих юристов в составе адвокатуры, поскольку и адвокаты, и юрконсультанты занимаются одним и тем же – правовым консультированием, подготовкой документов и представлением интересов в судах и перед иными лицами.


Куанышбек Есекеев

SmartCity: не технология – свобода

После внедрения в Казахстане пилотного проекта SmartAqkol и превращения райцентра Акколь в умный город в стране продолжает бытовать мнение о том, что умные города – это что-то вроде «потемкинских деревень». Нарядный фасад ради показухи, за которым не кроется никакой бытовой пользы, но когда-то то же самое говорилось и о сотовых телефонах.