Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


3249 просмотров

Почему Казахстану не хватает банков?

Тимур Турлов
Основатель и владелец Freedom Holding Corp.

Современный финансовый бизнес весьма капиталоемкий. Для того чтобы просто поддерживать лицензионные требования, минимальную IT-инфраструктуру и конкурентоспособную технологическую платформу, практически любому банку приходится тратить несколько сотен тысяч долларов в месяц. Даже современный цифровой банк будет обходиться его акционерам примерно в 100 млн тенге в месяц, или 1,2 млрд тенге в год.

Все это означает, что при норме безрисковой доходности в 8% в год капитал в 15 млрд тенге уже позволит банку не «проедать» собственные деньги и работать как минимум по нулям, даже если у него не будет никаких доходов от непосредственно банковского бизнеса. Цифра эта не маленькая, но в Казахстане уже нет банков с капиталом меньше 10 млрд тенге, а те, что есть, очевидно, имеют клиентов и ведут бизнес, способный окупить их текущие расходы. Повышать дальше требования к собственному капиталу, на мой взгляд, уже избыточно и никак не приводит к росту качества игроков на рынке.

Почти все проблемы наших БВУ, из-за которых мы так не любим наши банки, никак не коррелируют с самим размером финансовых институтов. Более того, как только банк становится системно значимым и достаточно крупным, Национальный банк и общество в целом становятся заложниками ситуации и вынуждены спасать кредиторов, оказывая дополнительную поддержку со стороны налогоплательщиков прямо или косвенно.

Большие финансовые институты действительно устойчивее мелких, но и ущерб, который может нанести крупный финансовый институт, несравнимо больший, часто совершенно недопустимый для общества.

Сейчас нам нужны не крупные игроки любой ценой и не избавление от мелких игроков, нам катастрофически нужна молодая кровь на рынке и новые, здоровые финансовые институты, не являющиеся заложниками своих проблем десятилетней давности, вне зависимости от размера.

Казахстану как раз очень не хватает конкуренции в банковской сфере как в розничном сегменте, так и в сегменте МСБ. Даже если сравнивать с сопоставимыми рынками, у нас есть огромное поле как для специализированных, так и для универсальных банков практически везде. Сейчас есть очень много сегментов, в которых ситуация близка даже не к олигополии, а к монополии: один банк в автосалоне, один банк с хорошим дистанционным обслуживанием, единственный банк, способный кредитовать большие проекты. Нам нужны современные, легкие и ликвидные «расчетные банки», которые могли бы фокусироваться на карточных продуктах и интернет-банкинге без необходимости становиться полностью универсальными и лезть туда, где менеджмент не силен.

Нам нужны инвестиционные банки, которые вместо классических кредитов и депозитов начнут активнее выпускать ценные бумаги для финансирования бизнеса своих клиентов, а своим клиентам-сберегателям предложат эти же облигации в качестве аналога депозиту. Для этого нужно совершенствовать регулирование брокерских компаний и позволить им получать лицензии на отдельные виды банковских операций, совмещать ее с прочими лицензиями и довольно сильно совершенствовать и либерализовать пруденциальное регулирование.

Нам нужны цифровые банки для предпринимателей, которые могли бы предлагать полноценное дистанционное обслуживание, активно конкурировать с монстрами и более агрессивно развивать различные формы овердрафтного, эквайрингового финансирования.

Да нам даже обычных POS-банков не хватает! Два активных игрока на всю страну!

Чтобы сектор активно жил и двигался, в нашем большом банковском трюме, кроме квалифицированного регулятора, нужны еще и небольшие хищники, которые будут заставлять монстров держать тонус и не почивать на лаврах. При восьмикратной разнице населения между Россией и Казахстаном банков в РФ больше в 16 раз, чем в РК, а требования к капиталу даже универсальных банков более чем в 2 раза ниже! Если мы посмотрим на рынки Западной Европы или Америки, то обнаружим, что там банков на душу населения тоже существенно больше, чем у нас сейчас.

На мой взгляд, сейчас действительно главная угроза для стабильного развития и нормальной конкуренции – чудовищное количество различных государственных программ льготного кредитования и различных инструментов поддержки совершенно разных социальных групп. Если нам не удастся договориться и упорядочить это, то любое количество банков в стране, превышающее единицу, будет слишком большим.

Комментарии Disqus
Ержан Игибаев

Лифт вниз не поднимает

«В настоящее время в сенате парламента рассматривается новый Закон РК «О жилищно-коммунальном хозяйстве». Полагаю, что уже в конце ноября – начале декабря текущего года президент подпишет этот закон. Согласно данному документу и Жилищному кодексу лифты являются объектами кондоминиумов. Кроме того, нормы данного документа позволяют наделить акиматы не только контрольными, но и надзорными функциями. Свое – не дорого


Дмитрий Чуприна

Организационное развитие малого и среднего бизнеса

Вторую статью из серии начинает казахстанский кейс. Дело было в 2010 году. Нам практически «навязали» проект по развитию HR-системы крупной строительной компании, занимающейся строительством цехов и промышленных объектов, для крупных производственных предприятий. Дело в том, что в этой компании мы 6 месяцев строили систему продаж и внедряли все составляющие SVART-системы продаж. Первую часть вы можете прочесть здесь.


Максим Барышев

Налоговая либерализация должна поднять казахстанский малый бизнес с колен

Малый и микробизнес во многих странах – это основа экономики. Развитые государства поддерживают МСБ на всех уровнях – от нормативного до финансового, делая это направление приоритетом государственной политики.


Диана Есембекова

Как добиться рентабельности мусорного бизнеса через ГЧП

Уже несколько раз в регионах Казахстана возникали пожары на мусорных полигонах. Жители близлежащих населенных пунктов страдают от запаха гари и непонятного едкого дыма, который очень тяжело выветривается. Сложно определить, какой именно вид отходов дает такой эффект. Или это результат нездорового симбиоза органического мусора и химических отходов, типа пластика? Однозначно одно – пришло время решать проблему управления твердо-бытовыми отходами в Казахстане. Как правильно выстроить систему управления ТБО, чтобы население поверило в идею переработки мусора? 


Дмитрий Чуприна

Что нужно знать об организационном развитии малого и среднего бизнеса в Казахстане

На заре моей практики развития организации у меня был интересный кейс. А дело было в далеком 2000 году, когда эпоха накопления первоначального капитала в Казахстане переходила в эпоху производства и продаж.