Перейти к основному содержанию


13125 просмотров

Nike против Adidas: кто победит?

Алем Бектемиров
Младший аналитик АО «Фридом Финанс»

Nike (Just do it) и Adidas (Impossible is nothing) – эти два гиганта полностью перевернули индустрию спортивной атрибутики и разделили мир на две части. Сегодня мы поговорим об этих двух компаниях и узнаем, каким же образом они добились таких результатов.

Adidas, или как говорится в обиходе «три полоски», была основана в 1924 году. Изначально компания называлась Gebrüder Dassler и управлялась двумя братьями – Адольфом и Рудольфом Дасслерами. Братья для узнаваемости бренда использовали на то время необычный подход: они подкупали спортсменов, чтобы те рекламировали их кроссовки. Таким образом, первая слава не заставила себя долго ждать. Благодаря победе бегуна Джесси Оуэнса на XI Летних Олимпийских играх в Берлине (1936 год) о них заговорил весь мир. Но все пошло не так после Второй мировой войны, когда два брата поссорились, а их конфликт привел к созданию двух знаменитых немецких производителей спортивной обуви – PUMA и Adidas. 

Что же касается Nike, то все началось с одержимости 24-летнего Фила Найта оставить свой след в истории. В 1962 году Фил занял у своего отца $300 и отправился в Японию, где заключил контракт с компанией Onitsuka Tiger (известной сегодня как ASICS) на 300 пар обуви. В 1964 году Найт привлек своего тренера по легкой атлетике Билла Бауэрмана, который стал партнером и вложил $500. На перепродаже 300 пар они заработали $800, а компания получила свое первое имя – Blue Ribbon Sports.

Первое столкновение двух компаний началось в США. Беспощадная война за многомиллиардный рынок продлилась недолго. Компания Adidas, которая на то время была близка к мировому господству на рынке спортивной обуви, в 1978 году потеряла свое главное звено – создателя компании Адольфа Дасслера. Бразды правления на себя приняла его жена Катарина Дасслер, но компания уже проиграла свои позиции в США и из последних сил еще сохраняла позиции на европейском рынке. С конца 80-х годов компания Adidas «впала» в глубокую депрессию. 

Компания сменила несколько руководителей, пока не попала в руки Луи Дрейфусу. Под его руководством Adidas вновь вернулась на мировую арену, став спонсором футбольного чемпионата мира в 1994 году, следом – спонсором в 1998 году и техническим спонсором победителя мундиаля – Франции. Выручка компании составила 7,9 млрд марок, но, несмотря на это, выход на рынок США был практически закрыт из-за прочных позиций Nike. 

После ухода Луи Дрейфуса в 2004 году на его смену пришел Герберт Хайнер, который  горел идеей потеснить Nike в США. С этого момента и началась беспощадная война двух гигантов. 

Nike и Adidas начали войну за известные спортивные клубы, популярных спортсменов, олимпиады и различные мировые чемпионаты. Большие деньги постепенно вливались в один из самых популярных видов спорта – футбол. Вспомните эти старые знаменитые рекламные ролики с Зиданом, Анри, Роналдо, Роберто Карлосом и другими известными футболистами. Тогда футбольные клубы получали не самые большие деньги за спонсорские контракты, но сейчас игра сменила масштабы. 

Один из самых известных случаев был с английским футбольным клубом «Манчестер Юнайтед», когда компания Adidas пошла в обход Nike и предложила рекордный спонсорский контракт в 750 млн фунтов стерлингов за 10 лет. Данный контракт на 40 млн фунтов меньше суммы, за которую семья Глейзеров приобрела клуб в 2005 году. Nike же ответила тем, что предложила более выгодный контракт футбольному клубу «Челси», который после разорвал контракт с Adidas. Компании продолжают использовать звезд как «маркетинговую мощь», предлагая за это большие деньги. Например, один из самых известных спортсменов по версии Forbes Криштиану Роналду по контракту с Nike в год получает 14,1 млн евро. Adidas же выбрал основного конкурента Роналду – Лионеля Месси, который по контракту получает около 13,6 млн евро в год. 

Борьба Nike и Adidas вышла за рамки спорта. На сегодняшний день компания Adidas подписала контракт с Канье Уэстом, благодаря чему продажи в Китае увеличились на 16%. В апреле текущего года также было объявлено о партнёрских отношениях с певицей Beyoncé для разработки новой линейки обуви и одежды. В свою очередь, компания Nike подписала контракт с 9-летним мальчиком, а именно с сыном знаменитого футболиста Патрика Клюйверта. Он еще не провел ни одного официального матча, и можно сказать, что Nike вряд ли ставит на его карьеру. В эпоху цифровых медиа это вполне оправданный ход, ведь простые видео, где Шейн завтракает или желает хорошего дня, собирают по 100–200 тысяч просмотров, и это вполне оправданная инвестиция. 

Какого характера акции данных компаний?

Эти акции можно отнести к «голубым фишкам». Такие акции, как правило, считаются максимально безопасными, исправно приносят стабильную прибыль, по ним платят дивиденды и ими интересуются крупные инвестиционные фонды. 
Обе акции обычно покупаются на долгосрочный период и для диверсификации рисков портфеля. В среднем за год котировки акций компании вырастают на 20%. 

График Adidas за последние 5 лет (торгуются на Франкфуртской бирже под тикером ADS в евро)

График 1_фф.jpg

График Nike за последние 5 лет (торгуется на NYSE под тикером NKE в долларах)

График 2_фф.jpg

Сравнение выручки компаний с 2008 года

График 3_фф.jpg

Сравнение капитализации компаний

График 4_фф.jpg

Перспективы компаний на текущий год

Цели компаний на текущий год: компания Nike нацелилась на женский рынок одежды, ассортимент которого намного больше и шире мужского. Adidas, в свою очередь, нацелена на решение проблемных точек бизнеса – решение проблем с поставками в США и «реанимирование» роста выручки в Европе. 

Но главной целью для обеих компаний станет продолжение укрепления бренда в Китае, который, по данным аналитиков eMarketer, в текущем году обгонит потребительский рынок США. В текущем году продажи на рынке Китая оцениваются в $5,636 трлн. 

Сейчас есть большая возможность приобрести акции двух известных брендов по привлекательной цене. Ведь недооцененность новых точек роста в лице рынка Китая, выпуск новой линейки одежды и «звездная» маркетинговая стратегия создают потенциал роста на текущий год для двух компаний. Можно ожидать, что в текущем году Nike обновит свой исторический максимум в $90, а Adidas достигнет цены в 280–285 евро.
Не упустите шанс заработать на акциях любимого бренда, доходность которого принесет успех и вам.
 

 

Комментарии Disqus
Максим Барышев

«Виртуальный склад» стал обязательным для новых групп товаров

Пять лет назад в Казахстане появилась возможность выписывать счета-фактуры в электронном виде в режиме реального времени. Государственная информационная система «Электронные счета-фактуры» (ИС ЭСФ) позволяет осуществлять выписку и обмен счетами-фактурами в электронном виде между участниками торговых операций в режиме реального времени. На сайте Комитета госдоходов Минфина РК говорится, что «наличие API-интерфейса дает возможность осуществлять интеграцию ИС ЭСФ с ERP-системами по ведению бухгалтерского учета».


Тимур Турлов

Почему Казахстану не хватает банков?

Современный финансовый бизнес весьма капиталоемкий. Для того чтобы просто поддерживать лицензионные требования, минимальную IT-инфраструктуру и конкурентоспособную технологическую платформу, практически любому банку приходится тратить несколько сотен тысяч долларов в месяц. Даже современный цифровой банк будет обходиться его акционерам примерно в 100 млн тенге в месяц, или 1,2 млрд тенге в год.


Евгений Питолин

Как «насмотреть» на миллион

За последние 12 месяцев нами было заблокировано более 930 тыс. попыток скачать вредоносное ПО, распространявшееся под видом нелицензионных видеоигр. Более 310 тыс. маскировалось под Minecraft, еще более 100 тыс. на каждую – под GTA 5 и Sims 4. Также вирусописатели пытались заинтересовать пользователей еще не выпущенными, но очень ожидаемыми новинками: вредоносные файлы распространялись под видом как минимум десяти официально еще не вышедших релизов, причем большинство этих зловредов (80%) пряталось под масками фейковых FIFA 20, Borderlands 3 и Elder Scrolls 6.


Виталий Веревкин

Почему буксует цифровизация в страховой отрасли

С момента внедрения электронного полиса ОГПО (обязательное страхование гражданско-правовой ответственности автовладельца) прошло шесть месяцев, и уже можно делать определенные выводы. Вывод общий. Объем продаж через сайты страховщиков составляет 0,5% от общего объема продаж ОГПО. Это значит, что надежды страховых компаний развить прямые продажи и оптимизировать агентскую аквизицию категорически не оправдались.


Константин Куница

Как транс­формируется HR – 5 новых трендов

Говорят, самый лучший способ предвидеть будущее – начать его создавать. Мы заглядываем в будущее, пытаясь понять и предугадать, что ждет HR в будущем. Наша команда собрала все предположения и сопоставила их с ключевыми трендами в HR-индустрии. Ниже кратко о том, что у нас получилось: