Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


619 просмотров

Какие нормативы оживят казахстанский фондовый рынок?

Талгат Камаров
председатель правления АО «Сентрас Секьюритиз»

С сообщением о создании нового Агентства по регулированию и развитию финансовых рынков у рынка ценных бумаг появился шанс на рывок в развитии. Прошлая эпоха регулирования рынка ценных бумаг прошла под знаком либерализации условий для компаний – эмитентов ценных бумаг, тогда были значительно упрощены и смягчены требования к выпуску и размещению компаниями на рынке ценных бумаг.

Однако к заметной эмиссионной активности это не привело. Стало понятно, что для рынка было бы полезным разобраться и с ключевыми инвесторами – институциональными. Именно от их активного участия во многом зависит успех первичного размещения акций и облигаций и их дальнейшее вторичное обращение. По данным Национального банка, по состоянию на 1 апреля 2019 года совокупный инвестированный на рынке ценных бумаг портфель у ЕНПФ составил 8,8 трлн тенге, у банков второго уровня – 5,8 трлн тенге, у страховых и перестраховочных организаций – 632,6 млрд тенге, у профессиональных участников рынка – 150,1 млрд тенге, активы инвестиционных фондов – 53,0 млрд тенге.

На днях на площадке Ассоциа­ции финансистов Казахстана началось обсуждение пруденциальных нормативов для страховых компаний и профессиональных участников рынка ценных бумаг, требуемых к безусловному исполнению. Нормативы определяют инвестиционный приоритет участников рынка при выборе ценных бумаг исходя из ликвидности и надежности последних. Соответственно, чем мягче требования нормативов, тем выше интерес инвесторов к корпоративным ценным бумагам и тем активнее развитие рынка ценных бумаг. Ведь разница в доходности между корпоративными облигациями и государственными ценными бумагами составляет до 5% годовых. А инвестиционный доход является важнейшей составляющей доходности любого бизнеса.

С другой стороны, жесткость нормативов продиктована исходя из бизнес-модели участников рынка ценных бумаг. Например, страховые компании обязаны при наступлении страхового случая выплатить страховую сумму, которая в сотни раз выше суммы страховой премии. А чтобы премии не обесценивались из-за инфляции и приносили инвестиционный доход, их необходимо инвестировать в ликвидные финансовые инструменты. И здесь участники обсуждения разошлись во мнениях: какие критерии ликвидности должны применяться при расчете пруденциальных нормативов? Традиционный подход подразумевает наличие у выпуска ценных бумаг определенного минимального кредитного рейтинга. Но большинству компаний, желающих выпустить в обращение ценные бумаги, они недоступны как по стоимости, так и по присваиваемой им оценке. А практика показывает, что наличие высокого кредитного рейтинга не является гарантией высокой ликвидности ценной бумаги.

Разумно было бы применять другие критерии, исходя из текущих реалий и возможностей самих участников рынка. Так, предлагаемые нами критерии для корпоративных облигаций заключаются в обязательном наличии маркетмейкера и представителя держателей облигаций. Маркетмейкер – это брокер, который поддерживает обязательные двусторонние котировки по облигациям и гарантирует их исполнение. К функциям представителя держателей облигаций относится мониторинг финансового состояния эмитента и анализ его корпоративных событий. Наличие маркетмейкера и представителя держателей облигаций является условной гарантией адекватности рыночной стоимости и ликвидности облигаций. Их услуги обойдутся, по крайней мере, на порядок ниже, чем услуги международных рейтинговых агентств в прежнем, традиционном подходе.

Что это даст помимо развития отечественного фондового рынка самим институциональным инвесторам? В первую очередь, на местный рынок вернется значительная часть денег из тех, что ушли на международные рынки в поисках инвестиционных вложений. Во-вторых, улучшится риск-профиль, поскольку страховые выплаты исчисляются в национальной валюте. В-третьих, повысится доходность вложений на местном облигационном рынке по сравнению с низкими ставками, предлагаемыми в иностранной валюте на зарубежных рынках.

Комментарии Disqus
Марат Бекжанов

Цифровое надувательство

Рост популярности сервисов по цифровому оформлению кредитов сказался на увеличении числа попыток мошенничества. В микрофинансовых организациях ведут учет таких попыток, выявляя определенные корреляции.


Ержан Игибаев

Лифт вниз не поднимает

«В настоящее время в сенате парламента рассматривается новый Закон РК «О жилищно-коммунальном хозяйстве». Полагаю, что уже в конце ноября – начале декабря текущего года президент подпишет этот закон. Согласно данному документу и Жилищному кодексу лифты являются объектами кондоминиумов. Кроме того, нормы данного документа позволяют наделить акиматы не только контрольными, но и надзорными функциями. Свое – не дорого


Дмитрий Чуприна

Организационное развитие малого и среднего бизнеса

Вторую статью из серии начинает казахстанский кейс. Дело было в 2010 году. Нам практически «навязали» проект по развитию HR-системы крупной строительной компании, занимающейся строительством цехов и промышленных объектов, для крупных производственных предприятий. Дело в том, что в этой компании мы 6 месяцев строили систему продаж и внедряли все составляющие SVART-системы продаж. Первую часть вы можете прочесть здесь.


Максим Барышев

Налоговая либерализация должна поднять казахстанский малый бизнес с колен

Малый и микробизнес во многих странах – это основа экономики. Развитые государства поддерживают МСБ на всех уровнях – от нормативного до финансового, делая это направление приоритетом государственной политики.


Диана Есембекова

Как добиться рентабельности мусорного бизнеса через ГЧП

Уже несколько раз в регионах Казахстана возникали пожары на мусорных полигонах. Жители близлежащих населенных пунктов страдают от запаха гари и непонятного едкого дыма, который очень тяжело выветривается. Сложно определить, какой именно вид отходов дает такой эффект. Или это результат нездорового симбиоза органического мусора и химических отходов, типа пластика? Однозначно одно – пришло время решать проблему управления твердо-бытовыми отходами в Казахстане. Как правильно выстроить систему управления ТБО, чтобы население поверило в идею переработки мусора?