Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


1 просмотр

Таможенная стоимость импорта и уплата лицензионных платежей: как это связано между собой

Шолпан Досымханова
менеджер по таможенным вопросам, «Делойт» в Каспийском регионе

Вопрос включения лицензионных и подобных им платежей является достаточно сложным и спорным для участников торгово-экономической деятельности. В этой связи Евразийская экономическая комиссия разработала специальные рекомендации, которые помогают понять логику таможенных органов ЕАЭС.

В настоящее время ввоз большой части импортных товаров из-за пределов Евразийского экономического союза тем или иным образом связан с вопросами определения таможенной стоимости товаров. На практике каждый участник внешнеэкономической деятельности сталкивался с ситуацией, когда заявляемая (декларируемая) им таможенная стоимость импортируемых товаров вызывала у таможенных органов много различных вопросов, как на этапе декларирования товаров, так и после выпуска товаров в ходе таможенной проверки. Особо важным является исключение случаев занижения таможенной стоимости. 

Для представителей бизнеса данный вопрос также актуален, так как определение таможенной стоимости и расчёты по уплате таможенных пошлин тесно связаны с вопросами налогообложения и оказывают непосредственное влияние на коммерческую деятельность компаний.

В действующем Таможенном кодексе Республике Казахстан отдельная глава посвящена описанию методов определения таможенной стоимости как ввозимых, так и вывозимых товаров.

При таможенном декларировании товаров самым распространённым методом определения таможенной стоимости ввозимых товаров является метод 1 по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Таможенный кодекс РК даёт определение методу 1 и устанавливает, что таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС, с учётом дополнительных начислений и при выполнении определённых условий.

Каждое дополнительное начисление, включаемое в таможенную стоимость, подлежит отдельному рассмотрению.

Подробнее остановимся на одном из видов начислений, добавляемых к стоимости сделки при применении метода 1 определения таможенной стоимости, в частности, речь идёт о включении лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности.

Таможенный кодекс РК устанавливает, что подлежат добавлению к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, включая роялти, платежи за патенты, товарные знаки, авторские права, которые относятся к ввозимым товарам и которые прямо или косвенно произвёл или должен произвести покупатель в качестве условия продажи ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза, в размере, не включённом в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары.

Учитывая, что вопрос включения лицензионных платежей в таможенную стоимость является сложным и неоднозначным ввиду его широкого толкования таможенными органами, Евразийская экономическая комиссия разработала Рекомендацию Коллегии Евразийской экономической комиссии № 20 от 15 ноября 2016 года (далее, «Рекомендация»), отражающую согласованную позицию и подходы таможенных органов государств-членов и бизнеса ЕАЭС при рассмотрении отдельных примеров и конкретных ситуаций, связанных с ввозом товаров и уплатой лицензионных платежей.

Несмотря на то, что этот документ носит больше рекомендательный характер, текст Рекомендации позволяет нам понять подходы, логику и позиции таможенных органов ЕАЭС при решении вопросов о включении или не включении лицензионных платежей в таможенную стоимость ввозимых товаров.

Решающее значение для принятия решения о включении лицензионных платежей в таможенную стоимость ввозимых товаров при рассмотрении конкретной ситуации имеет выполнение двух основных условий включения: относятся ли лицензионные платежи к ввозимым товарам (1), и является ли уплата лицензионных платежей условием продажи ввозимых товаров (2).

Следуя рекомендациям, декларант должен обратить внимание на следующие аспекты: при определении того, относятся ли лицензионные платежи к оцениваемым (ввозимым) товарам, ключевым вопросом является не то, как рассчитывается сумма лицензионных платежей, а то, почему они уплачиваются и что именно покупатель (лицензиат) получает в обмен на их уплату. 

Считается, что лицензионные платежи могут рассматриваться как относящиеся к ввозимым товарам, когда ввозимые товары содержат объект интеллектуальной собственности и (или) произведены с использованием объекта интеллектуальной собственности, в отношении которого предоставлены права по лицензионному договору. Соответственно, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать какие права на использование объекта интеллектуальной собственности предоставляются лицензиату в лицензионном договоре. К примеру, если лицензионные платежи уплачиваются за использование товарного знака при импорте товаров, то такое обстоятельство будет означать, что первое условие, предусматривающее отнесение лицензионных платежей к ввозимым товарам, выполняется. Как правило, в этой ситуации ввозимые товары содержат нанесённый товарный знак или при их изготовлении использовались ноу-хау. 

Согласно Рекомендаций при определении того, является ли уплата лицензионных платежей условием продажи ввозимых товаров, основным критерием является отсутствие у покупателя (лицензиата) возможности приобрести ввозимые товары без уплаты лицензионных платежей.

Для рассмотрения выполнения второго условия следует проанализировать тексты внешнеэкономических договоров и лицензионных договоров на предмет взаимосвязи в части уплаты лицензионных платежей. В то же время отсутствие упоминания об уплате лицензионных платежей во внешнеэкономическом договоре не может служить доказательством отсутствия зависимости продажи ввозимых товаров от уплаты лицензионных платежей. 

Во всех случаях решение о том, является ли уплата лицензионных платежей условием продажи ввозимых товаров, должно приниматься с учётом анализа всех факторов, содержащихся во внешнеэкономическом договоре и/или лицензионном договоре, а также в иных документах, имеющих отношение к продаже товаров и уплате лицензионных платежей. 

Особо следует выделить наличие положений о расторжении внешнеэкономического договора или лицензионного договора в случае неуплаты покупателем (лицензиатом) лицензионных платежей, либо наличие в лицензионном договоре условия, предоставляющего правообладателю осуществлять контроль за производством или продажей товаров, выходящего за рамки контроля качества. Наличие таких положений в описанных выше документах может свидетельствовать о том, что уплата лицензионных платежей является условием продажи ввозимых товаров и подлежит включению в таможенную стоимость.

Текущий текст рекомендации содержит примеры с описанием ситуаций, касающихся лицензионных платежей за право использования товарного знака, за право на воспроизведение (тиражирование) ввозимых товаров, за право использования секретов производства (ноу-хау). В настоящее время на площадке Евразийской экономической комиссии обсуждаются новые примеры, описывающие ситуации касательно лицензионных платежей за комплекс прав по договорам франчайзинга (коммерческой концессии), которые впоследствии будут включены в рекомендации. 

Важно знать всем декларантам, что для принятия правильного решения о включении или о не включении лицензионных платежей в таможенную стоимость ввозимых товаров, важное значение имеет анализ и изучение положений как внешнеэкономического договора, так и условий лицензионного соглашения. Следует каждую конкретную ситуацию рассматривать отдельно с учётом всех факторов и обстоятельств. И главное, не стоит забывать о ваших таможенных представителях/брокерах, чтобы вовремя их сориентировать о ваших выводах по формированию таможенной стоимости ввозимых товаров с учётом или без учёта сумм лицензионных платежей.

 

Комментарии Disqus
Андрюс Гудайтис

Почему рабочие так медленно работают?

Когда проходишь по производственным цехам, почти всегда глаз цепляется за «неуклюжую» работу рабочих – чересчур много лишних действий, всегда все чего-то ищут, куда-то ходят. Даже невооруженным глазом видно, что они могут сделать в два или даже в три раза больше работы, чем сейчас, и могли бы с меньшими усилиями заработать больше. Так откуда взять таких людей, чтобы старались заработать себе и компании, чтобы предлагали, как организовать работу, чтобы всем было бы лучше? Может, надо уволить и заново принять HR-персонал, чтобы нашли новых людей?


Алем Бектемиров

Nike против Adidas: кто победит?

Nike (Just do it) и Adidas (Impossible is nothing) – эти два гиганта полностью перевернули индустрию спортивной атрибутики и разделили мир на две части. Сегодня мы поговорим об этих двух компаниях и узнаем, каким же образом они добились таких результатов.


Максим Баженов

Какие сложности создает налоговый камеральный контроль для бизнеса

Камеральный контроль – это одна из форм налогового контроля, осуществляемого путем анализа налоговой отчетности и сведений о налогоплательщиках. Цель камерального контроля – выявить нарушения и предоставить налогоплательщикам возможность самостоятельно их устранить. Несмотря на такую цель, камеральный контроль может создать для налогоплательщиков ряд сложностей, что возможно из-за неясности некоторых положений Налогового кодекса и определенных процедурных моментов.


Евгений Щербенин

Как роботы с ИИ захватывают банковские процессы

Технологии искусственного интеллекта (ИИ) за последние несколько лет из сказки превратились в реальность. За те 20 лет, что я в IT-отрасли, появлялись и угасали многие тренды, однако не было столь стремительного прогресса, какой сегодня мы наб­людаем с ИИ. При этом технологии ИИ легко масштабируются на целые отрасли экономики, например финансовую. Мы считаем, что следующий этап эволюции банков – это роботизированный на ИИ банк без людей, и даже придумали ему имя для внутреннего пользования – RoboBank.


Талгат Камаров

Какие нормативы оживят казахстанский фондовый рынок?

С сообщением о создании нового Агентства по регулированию и развитию финансовых рынков у рынка ценных бумаг появился шанс на рывок в развитии. Прошлая эпоха регулирования рынка ценных бумаг прошла под знаком либерализации условий для компаний – эмитентов ценных бумаг, тогда были значительно упрощены и смягчены требования к выпуску и размещению компаниями на рынке ценных бумаг.