Перейти к основному содержанию


586 просмотров

Как регулируется доступ иностранных авиакомпаний на рынок в странах СНГ

Олександр Ланецкий
директор Friendly Avia Support

Варианты доступа иностранных игроков на локальный авиарынок стран бывшего Союза – очень разные, от самого либерального до самого зарегулированного. 

Прибалтийские страны – члены ЕС и все авиаперевозки внутри Евросоюза для них – внутренний рынок. Это значит, любая авиакомпания, зарегистрированная в Европе, может летать из любого аэропорта ЕС в любой другой аэропорт ЕС, только договорившись с аэропортом – никакие дополнительные разрешения не нужны. Такой расклад привел к тому, что в Литве не осталось национальных перевозчиков, выполняющих регулярные рейсы, четыре местных авиакомпании обанкротились одна за другой. Похожая ситуация в Эстонии, где местным игрокам свободную конкуренцию выдержать не удалось, и сейчас там существует только «виртуальная авиакомпания» Nordica.
 
Грузия в одностороннем порядке объявила об «открытом небе» в 2006 году. Рассказывают, что Саакашвили пробовал договориться с местными авиакомпаниями о снижении цены, они ему долго объясняли, почему цена на билеты не может упасть. В конце концов Саакашвили бросил такую фразу «не можете летать вы, значит, будут летать другие». И Грузия в одностороннем порядке объявила о полной либерализации, разрешив не только любой иностранной авиакомпании летать в любой аэропорт Грузии, но и летать внутри Грузии. Правда, последнее предложение мало кого заинтересовало, только AZAL совсем недолго выполнял полеты Батуми – Тбилиси – Баку. Если говорить о результатах для грузинских авиакомпаний, то для них это был сильный удар. За время либерализации весь рынок авиаперевозок в Грузии вырос чуть ли не в 20 раз, а грузинские авиакомпании по-прежнему перевозят примерно столько же пассажиров, что и до «открытого неба». Для Грузии изначально ставила в приоритет развитие туризма, а добраться в страну европейским туристам можно только самолетом. Так что задача сделать авиацию доступной, запустить иностранные компании шла под номером один.   

Молдова  подписала договор соглашения о совместном авиационном пространстве с Европейским союзом. Согласно ему любая европейская авиакомпания  с любого аэропорта ЕС может летать в Молдову. Полеты с восточными соседями – Украиной, Россией – в Молдове строго регламентируют двусторонними соглашениями на основе паритета. Но и либерализация с Евросоюзом тоже относительная – и аэропортом, и нацперевозчиком Молдовы сейчас управляет один владелец, и можно сказать, что есть определенные компании, которые просто не пускают. 

Например, Ryanair несколько раз начинал переговоры, и ему не дают слот в нужное время или выставляют слишком высокие цены на обслуживание в аэропорту. Получается, с одной стороны, у тебя «открытое небо», с другой – протекция национального перевозчика.
   
Есть украинский вариант, где нет «открытого неба», этот режим объявлен только в двух аэропортах, но есть соглашения с Польшей, Литвой, сейчас еще подписано с Латвией и Германией. Смысл соглашений в том, что авиационные власти другой страны, допустим, Германии или Польши, могут назначать перевозчиком на маршрут авиакомпанию из другой страны ЕС. По такой схеме из Польши в Украину летает венгерский Wizz Air, ирландский Ryanair. Такая либерализация позволила запустить рейсы лоукостеров в разные страны. И если в Нур-Султан Wizz Air летает только из Будапешта, и больше  ниоткуда летать не может, то в Украину эта авиакомпания может летать еще из тех стран, которые заключили с Украиной отдельное соглашение. 

Последний вариант – это где либерализации рынка авиаперевозок нет вообще, и все строится на двусторонних паритетных отношениях. В варианте, например, Узбекистана и Беларуси, чтобы получить назначение, нужно разрешение от национального перевозчика. Объясню на примере: чтобы польская LOT стала летать из Варшавы в Гродно или в Бухару, она должна получить разрешение от национального перевозчика – в первом случае от «Белавиа», во втором – от «Узбекских авиалиний». Нужно понимать, что всегда есть стратегическая цель, ради чего «открывается» небо, – привлечение туристов, развитие финансового центра и т.д.

Комментарии Disqus
Максим Барышев

«Виртуальный склад» стал обязательным для новых групп товаров

Пять лет назад в Казахстане появилась возможность выписывать счета-фактуры в электронном виде в режиме реального времени. Государственная информационная система «Электронные счета-фактуры» (ИС ЭСФ) позволяет осуществлять выписку и обмен счетами-фактурами в электронном виде между участниками торговых операций в режиме реального времени. На сайте Комитета госдоходов Минфина РК говорится, что «наличие API-интерфейса дает возможность осуществлять интеграцию ИС ЭСФ с ERP-системами по ведению бухгалтерского учета».


Тимур Турлов

Почему Казахстану не хватает банков?

Современный финансовый бизнес весьма капиталоемкий. Для того чтобы просто поддерживать лицензионные требования, минимальную IT-инфраструктуру и конкурентоспособную технологическую платформу, практически любому банку приходится тратить несколько сотен тысяч долларов в месяц. Даже современный цифровой банк будет обходиться его акционерам примерно в 100 млн тенге в месяц, или 1,2 млрд тенге в год.


Евгений Питолин

Как «насмотреть» на миллион

За последние 12 месяцев нами было заблокировано более 930 тыс. попыток скачать вредоносное ПО, распространявшееся под видом нелицензионных видеоигр. Более 310 тыс. маскировалось под Minecraft, еще более 100 тыс. на каждую – под GTA 5 и Sims 4. Также вирусописатели пытались заинтересовать пользователей еще не выпущенными, но очень ожидаемыми новинками: вредоносные файлы распространялись под видом как минимум десяти официально еще не вышедших релизов, причем большинство этих зловредов (80%) пряталось под масками фейковых FIFA 20, Borderlands 3 и Elder Scrolls 6.


Виталий Веревкин

Почему буксует цифровизация в страховой отрасли

С момента внедрения электронного полиса ОГПО (обязательное страхование гражданско-правовой ответственности автовладельца) прошло шесть месяцев, и уже можно делать определенные выводы. Вывод общий. Объем продаж через сайты страховщиков составляет 0,5% от общего объема продаж ОГПО. Это значит, что надежды страховых компаний развить прямые продажи и оптимизировать агентскую аквизицию категорически не оправдались.


Константин Куница

Как транс­формируется HR – 5 новых трендов

Говорят, самый лучший способ предвидеть будущее – начать его создавать. Мы заглядываем в будущее, пытаясь понять и предугадать, что ждет HR в будущем. Наша команда собрала все предположения и сопоставила их с ключевыми трендами в HR-индустрии. Ниже кратко о том, что у нас получилось: