Перейти к основному содержанию

909 просмотров

Как регулируется доступ иностранных авиакомпаний на рынок в странах СНГ

Олександр Ланецкий
директор Friendly Avia Support

Варианты доступа иностранных игроков на локальный авиарынок стран бывшего Союза – очень разные, от самого либерального до самого зарегулированного. 

Прибалтийские страны – члены ЕС и все авиаперевозки внутри Евросоюза для них – внутренний рынок. Это значит, любая авиакомпания, зарегистрированная в Европе, может летать из любого аэропорта ЕС в любой другой аэропорт ЕС, только договорившись с аэропортом – никакие дополнительные разрешения не нужны. Такой расклад привел к тому, что в Литве не осталось национальных перевозчиков, выполняющих регулярные рейсы, четыре местных авиакомпании обанкротились одна за другой. Похожая ситуация в Эстонии, где местным игрокам свободную конкуренцию выдержать не удалось, и сейчас там существует только «виртуальная авиакомпания» Nordica.
 
Грузия в одностороннем порядке объявила об «открытом небе» в 2006 году. Рассказывают, что Саакашвили пробовал договориться с местными авиакомпаниями о снижении цены, они ему долго объясняли, почему цена на билеты не может упасть. В конце концов Саакашвили бросил такую фразу «не можете летать вы, значит, будут летать другие». И Грузия в одностороннем порядке объявила о полной либерализации, разрешив не только любой иностранной авиакомпании летать в любой аэропорт Грузии, но и летать внутри Грузии. Правда, последнее предложение мало кого заинтересовало, только AZAL совсем недолго выполнял полеты Батуми – Тбилиси – Баку. Если говорить о результатах для грузинских авиакомпаний, то для них это был сильный удар. За время либерализации весь рынок авиаперевозок в Грузии вырос чуть ли не в 20 раз, а грузинские авиакомпании по-прежнему перевозят примерно столько же пассажиров, что и до «открытого неба». Для Грузии изначально ставила в приоритет развитие туризма, а добраться в страну европейским туристам можно только самолетом. Так что задача сделать авиацию доступной, запустить иностранные компании шла под номером один.   

Молдова  подписала договор соглашения о совместном авиационном пространстве с Европейским союзом. Согласно ему любая европейская авиакомпания  с любого аэропорта ЕС может летать в Молдову. Полеты с восточными соседями – Украиной, Россией – в Молдове строго регламентируют двусторонними соглашениями на основе паритета. Но и либерализация с Евросоюзом тоже относительная – и аэропортом, и нацперевозчиком Молдовы сейчас управляет один владелец, и можно сказать, что есть определенные компании, которые просто не пускают. 

Например, Ryanair несколько раз начинал переговоры, и ему не дают слот в нужное время или выставляют слишком высокие цены на обслуживание в аэропорту. Получается, с одной стороны, у тебя «открытое небо», с другой – протекция национального перевозчика.
   
Есть украинский вариант, где нет «открытого неба», этот режим объявлен только в двух аэропортах, но есть соглашения с Польшей, Литвой, сейчас еще подписано с Латвией и Германией. Смысл соглашений в том, что авиационные власти другой страны, допустим, Германии или Польши, могут назначать перевозчиком на маршрут авиакомпанию из другой страны ЕС. По такой схеме из Польши в Украину летает венгерский Wizz Air, ирландский Ryanair. Такая либерализация позволила запустить рейсы лоукостеров в разные страны. И если в Нур-Султан Wizz Air летает только из Будапешта, и больше  ниоткуда летать не может, то в Украину эта авиакомпания может летать еще из тех стран, которые заключили с Украиной отдельное соглашение. 

Последний вариант – это где либерализации рынка авиаперевозок нет вообще, и все строится на двусторонних паритетных отношениях. В варианте, например, Узбекистана и Беларуси, чтобы получить назначение, нужно разрешение от национального перевозчика. Объясню на примере: чтобы польская LOT стала летать из Варшавы в Гродно или в Бухару, она должна получить разрешение от национального перевозчика – в первом случае от «Белавиа», во втором – от «Узбекских авиалиний». Нужно понимать, что всегда есть стратегическая цель, ради чего «открывается» небо, – привлечение туристов, развитие финансового центра и т.д.

Игорь Ли

Кредитование бизнеса: состояние и перспективы

Проведенный нашим банком опрос клиентов из числа представителей МСБ показал, что постепенное снятие карантинных мер вкупе с программами государственной поддержки бизнеса укрепляет позитивные ожидания предпринимателей. Если две недели назад только 80% наших клиентов говорили о том, что ожидают восстановления своего бизнеса в течение одного-трех месяцев, то неделю назад их число увеличилось до 85%.


Анар Макашева

Пандемия прошлась по автопрому без серьезных последствий

Автопром, несмотря на пандемию коронавируса, демонстрирует стабильный рост. За четыре месяца было произведено более 23 тысяч транспортных средств на сумму свыше 172 миллиарда тенге. Производство автомобилей - одна из немногих отраслей экономики страны, где сегодня не наблюдается сокращения рабочих мест и заработных плат. Наоборот, за счет освоения производства новых моделей прогнозируется даже рост количества занятых.


Дармен Садвакасов

Big Tech бьет рекорды, но опасается будущего

Компании большой технологической четверки - Big Tech - переживают настоящий бум продаж. Конечно, определенный рост следовало ожидать после перехода многих бюджетных и частных организаций в онлайн-режим. Однако доходы технологических гигантов в первом квартале оказались выше даже самых оптимистичных прогнозов.


Мадина Нургалиева

Что нового в законе «О политических партиях»

Одним из самых ожидаемых законов политического блока, инициированных Национальным советом общественного доверия при президенте РК, стал Закон «О политических партиях». 


Олег Савеленко

Как предпринимателям отстоять то, что гарантировано законом?

Не секрет, что вопрос защиты своих прав в нашей правовой системе не является простым и однозначным. Есть такая поговорка: «Закон что дышло, как повернешь, так и вышло!». Эта поговорка отчасти тоже работает и в Казахстане. Имеется в виду, что именно от правильных действий зависит исход того или иного дела, получите ли вы штраф или понесете ли убытки, обманут ли вас ваши партнеры по бизнесу или вы сможете укрепить деловые связи.