Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1159 просмотров

Интеграция при M&A

Динара Инкарбекова
управляющий партнер инвесткомпании Sigma Advisors

Распознать выгоду там, где никто ее не видит и улучшить свои операционные показатели и капитализацию компании – high level. В эпоху нестабильности на рынках выживание бизнеса является вызовом, а возможности роста представляют собой сложную задачу. Когда потенциал активов исчерпан и органический рост требует больших капиталовложений и драгоценного времени, компании задумываются о M&A (слияния и поглощения).

При сделках M&A расширение бизнеса и увеличение стоимости компании связано с синергией. Демонстрируется синергетический эффект простой формулой: 1 + 1 = 3. То есть при объединении ресурсов компаний минимизируются расходы и растет эффективность управления. Компания зарабатывает намного больше, а тратит на развитие гораздо меньше.

Звучит заманчиво, но на деле все не так просто. Бизнес всегда сопряжен с рисками, и в итоге не тонет именно тот, кто умеет их учитывать и правильно оценивает свои силы. Результаты исследования сделок M&A показывают, что как минимум 60–70% слияний и поглощений являются неэффективными. Очень часто объединившиеся компании генерируют меньший денежный поток, чем могли бы по отдельности. Одной из возможных причин является неоцененность интеграционных процессов, неправильная оценка стоимости приобретаемой компании, недооценка рисков и ошибки в структурировании.

Одна из крупнейших в истории сделок по поглощению между британским мобильным оператором Vodafone и немецким конгломератом Mannesmann – показательный, но неудачный кейс. Изначально немецкие власти и совет директоров Mannesmann выступили против сделки, но за $185,1 млрд актив все-таки решили продать. Сделка была закрыта в 2000 году. Стоимость компании, образовавшейся в результате сделки, оценивалась экспертами более чем в $342 млрд. Однако в 2017 году в рейтинге крупнейших публичных компаний мира Forbes Vodafone заняла лишь 419-е место, а ее капитализация составила лишь $67 млрд. Эксперты любят эту сделку за то, что она вобрала в себя все классические и зачастую фатальные ошибки: приобретение по завышенной стоимости, недооценка рисков, отсутствие структурирования сделки и процессов интеграции двух компаний.

Успешные же сделки отличаются тем, что компании не откусывают от пирога больше, чем они способны прожевать и проглотить. Благодаря этому происходит максимально правильное распределение ресурсов – человеческих, денежных и других. При этом компании привлекают правильных консультантов. Это позволяет сэкономить самое ценное – время, с течением которого размываются изначально поставленные цели сделки.

Ярким примером того, что слияние двух компаний с разной корпоративной культурой может быть успешным, является сделка Exxon и Mobil на $80 млрд в 1998 году. Годом ранее совокупная прибыль компаний составила $11,8 млрд при выручке в $203 млрд. В последующие годы ExxonMobil продемонстрировала ошеломляющий рост выручки и прибыли, а также капитализации. По итогам 2012 года компания заработала почти $45 млрд при выручке в $482 млрд. Кроме того, она стала мировым лидером по капитализации и значительно обошла своих конкурентов на нефтяном рынке.

В Казахстане рынок сделок M&A все еще ищет признания. Из-за недостаточно развитого фондового рынка в стране преобладают сделки прямой продажи и покупки определенного актива. Но тренд все же восходящий. Этому способствует, например, программа приватизации гос­компаний. Это означает, что уже сейчас владельцам бизнеса стоит обратить внимание на потенциал этого инструмента и изучить все его возможности и риски. 
 

Комментарии Disqus
Максим Барышев

Почему бизнес попадает под «налоговую» блокировку своих счетов-фактур

Казахстанские предприниматели начали получать уведомления от Комитета государственных доходов Минфина РК. Теперь по новым правилам налоговики могут блокировать доступ любого бизнеса к информационной системе электронных счетов-фактур (ИС ЭСФ).


Максат Нуриденулы

Красота сверхнового времени

Как технологии формируют диалог бизнеса и потребителя Непонимание между людьми станет аномалией в ближайшие десятилетия. Мы начнем понимать друг друга гораздо лучше, ведь в нашу жизнь приходит все больше технологий, которые стандартизируют общение между нами. Технологии изменят все до неузнаваемости: человек сможет больше времени посвящать саморазвитию и бизнесу, а весь личный быт уйдет в сервисный сектор. Как пелось в одной детской песне: «Вкалывают роботы, а не человек!»


Айдын БИКЕБАЕВ

Чтобы адвокатура стала сильной

В Казахстане на сегодняшний день создано 74 палаты юрконсультантов. Это слишком много. Нужна консолидация. Одни видят ее в объединении всех палат юрконсультантов в одну ассоциацию. Но такая ассоциация уже создана и в нее всех активно зазывают. Но с другой стороны, консолидация должна осуществляться путем объединения всех частнопрактикующих юристов в составе адвокатуры, поскольку и адвокаты, и юрконсультанты занимаются одним и тем же – правовым консультированием, подготовкой документов и представлением интересов в судах и перед иными лицами.


Куанышбек Есекеев

SmartCity: не технология – свобода

После внедрения в Казахстане пилотного проекта SmartAqkol и превращения райцентра Акколь в умный город в стране продолжает бытовать мнение о том, что умные города – это что-то вроде «потемкинских деревень». Нарядный фасад ради показухи, за которым не кроется никакой бытовой пользы, но когда-то то же самое говорилось и о сотовых телефонах.


Андрей Агеев

К 2022 году трансграничные покупки составят 20% от мирового рынка электронной торговли

Согласно данным Euromonitor International’s, в начале 2019 года рынок электронной коммерции в Казахстане оценивался в 287 млрд тенге. При этом доля онлайн-покупок в общем объеме торговли занимала всего 2,9%.