Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1263 просмотра

Цифровой насос

Евгений Щербинин
CEO Prime Source

Как открыть свежую «нефть» на старом месторождении

Все слышали фразу создателя Alibaba Джека Ма «Большие данные – это новая нефть». Под данными имеется в виду технология BigData и тренд по тотальной цифровизации всего окружающего нас мира. А как же обстоят дела с цифровизацией в самой нефтяной отрасли? Здесь мы наблюдаем интересный эффект.

Во-первых, в автоматизации компаний «нефтянки» не действует принцип цикличности – период высоких цен на нефть не был использован для внедрения цифровых технологий. Зачем это делать, если и так прибыль бьет рекорды? Во-вторых, не действует и принцип контрцикличности – в период, когда пришлось затягивать пояса, никто в полную силу не использует мощь IT-технологий для роста производительности и эффективности производства. Ведь доходы и так не дотягивают до желаемых значений, а внедрение IТ-систем – это дополнительные расходы. Сначала было непонятно, потом некогда, сейчас – самое время.

Да, на бумаге, в презентациях, в обсуждениях на конференциях мы читаем и слышим о прогрессе в автоматизации компаний нефтяного сектора. IT-системы в нефтянке становятся цифровым месторождением, затем производством по стандартам индустрии 4.0, потом цифровым двойником, и, наверное, когнитивным производством в скором будущем. Складывается впечатление, что в нефтяной отрасли суперэффективное, технологичное IT, и искать лайфхаки и вдохновение при цифровизации нужно именно здесь.

Однако на практике мы наблюдаем несколько более прозаичную картину, имеющую несколько особенностей.

Первое. Разрозненность и неинтегрированность большого количества систем и продуктов, выполняющих узкоспециализированные задачи. В каждой ведутся справочники. В итоге у компании 5–10 систем с контрагентами, столько же с сотрудниками, видами сырья и товарами. Количество времени сотрудников на эксплуатацию и обслуживание таких разрозненных и дублирующих данные систем увеличивается на 20–70%. Попутно рождаются ошибки, и, как следствие – относительно высокая недостоверность информации.

Второе. Низкий уровень зрелости процессных подходов. В компании может иметься отдельно производственный учет в одной системе, бухгалтерский – в другой, кадровый – в третьей, а планирование производства – в четвертой. И отдельно процессы и метрики их эффективности – в головах людей, на бумаге или максимум в нарисованном в графическом редакторе виде. Следствие – собрать показатели, и тем более оптимизировать процессы, в целом затруднительно.

Третье. Децентрализация данных для отчетности, аналитики и прогнозирования. Как правило, в каждой системе имеется отчет, который показывает результаты одного процесса – без начала и без конца. Увидеть картину по предприятию в целом не получается, так как полноценного хранилища с полными, достоверными и качественными данными, как правило, нет. А значит и управление возможно только на веру и без прогнозирования на основе прошлого и анализа макрофакторов.

Как сократить расходы и обеспечить анализ, прогнозирование и управление?

Первое. Необходимо уйти от приобретения систем к приобретению платформ. Автоматизировать все процессы возможно при помощи одной BPM-платформы. Формирование отчетов необходимо делать на одном едином источнике – хранилище данных – платформе BigData. Интегрировать системы необходимо не друг с другом, а через интеграционную платформу.
Второе. Необходимо разработать и следовать общей промышленной IT-архитектуре предприятия. Это позволит не плодить системы, а понимать, какую можно использовать для решения схожей задачи.

Третье. Имея интегрированные между собой платформы и IT-архитектуру, компания может перейти от внедрения систем к решению бизнес-задач современным способом. А именно, владелец продукта будет понимать, что необходимо оптимизировать или автоматизировать. Соответственно, команда аналитиков и разработчиков из числа сотрудников предприятия (или на аутсорсе) быстро могла бы решать поставленные задачи на основе имеющихся технологий.

Применяя современные технологические платформы и подходы к автоматизации, предприятия нефтяного сектора в скором времени смогут стать цифровыми и когнитивными. При помощи IoT, machine learning и robotic process automation предприятия будут работать с минимальным участием людей. Это не будущее, а настоящее. Например, у нас был проект по видеоаналитике и компьютерному зрению, когда установленные камеры автоматически останавливают оборудование, если не выполнены требования техники безопасности и имеется риск для жизни и здоровья человека. Механизм остановится, если рабочий не вовремя куда-то полез.

Комментарии Disqus
Евгений Питолин

Компрометация корпоративной почты как способ потерять миллионы

За последний год было обнаружено много различных схем злоумышленников, которые пытаются завладеть учетными записями сотрудников компаний. Захваченный почтовый ящик может быть использован для самых неприятных вещей, к примеру, целевой атаки с применением компрометации корпоративной почты. В прошлом месяце в результате такой атаки пострадала одна из дочерних фирм Toyota, ущерб оценивается более чем в $37 млн.


Максим Барышев

Безработные и бездействующие ИП обязаны платить взносы в фонд медстрахования

С 2017 года в Казахстане действуют новые правила в области здравоохранения в виде обязательного социального медицинского страхования (ОСМС). Суть системы заключается в том, что каждый гражданин получает право бесплатно пользоваться медицинскими услугами и получать лекарственные средства. Однако чтобы получать услуги и лекарства бесплатно, каждый гражданин должен производить перечисления в фонд медицинского страхования (ФМС).


Куанышбек Есекеев

Зачем «Самруку» нужны киберигроки в штате

На прошлой неделе фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» провел первый корпоративный турнир по киберспорту в первом умном городе Казахстана – Акколе. Событие, вроде бы не выходящее за рамки одной корпорации, на самом деле может стать новой казахстанской тенденцией.


Максат Нуриденулы

Для чего нужна «карта путешествия» и как клиенту не заблудиться в банке

Современный банк изнутри похож на комфортную городскую среду – красиво, удобно, функцио­нально, естественно. Давайте прогуляемся сверху вниз по проспекту Назарбаева в Алматы.


Максим Барышев

Всеобщее декларирование: процедуры упрощаются

30 сентября 2019 года обновился веб-сервис «Кабинет налогоплательщика». Теперь он работает без электронно-цифровой подписи (ЭЦП), а вход возможен через подтверждение смс-кода.