Какие права имеет иностранец в Казахстане?

В Казахстане работает множество иностранных компаний, у которых часто возникают одни и те же вопросы относительно прав, свобод и обязанностей иностранных граждан в Казахстане. В этой статье раскрываются общие понятия, которые касаются проживания и работы нерезидентов РК.  
Член Президиума Алматинской городской коллегии адвокатов

В Казахстане работает множество иностранных компаний, у которых часто возникают одни и те же вопросы относительно прав, свобод и обязанностей иностранных граждан в Казахстане. В этой статье раскрываются общие понятия, которые касаются проживания и работы нерезидентов РК.  

Итак, основными документами, регламентирующим основные права и обязанности иностранцев, порядок их въезда в Республику Казахстан, пребывание, передвижение по ее территории и выезда, являются Закон РК «О правовом положении иностранцев» (далее – Закон), Закон РК «О миграции населения» (далее – Закон о миграции), Закон РК «О занятости населения» (далее – Закон о занятости). При этом законодателем предусмотрена оговорка о регулировании правового положения иностранцев в республике и международными договорами, ратифицированными РК, имеющим приоритетное право применения над национальными законами.

Кто же такие иностранцы? Каков их статус?

Иностранцами в Казахстане признаются лица, не являющиеся гражданами РК, и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иного государства. В случае несоответствия указанным требованиям, т.е. лицо, не является гражданином республики и не имеет доказательства своей принадлежности к гражданству иного государства, то такое лицо признается лицом без гражданства. Закон о миграции иностранцев или лиц без гражданства, прибывших в РК для временного или постоянного проживания, относит к понятию иммигрантов.

Как правило, по статусу пребывания в стране иностранцев законодательство разделяет на 2 категории:

1) постоянно проживающие в РК, т.е. иностранцы, получившие на то разрешение и документ на право постоянного проживания, – при подтверждении своей платежеспособности. Данный порядок устанавливает Правительство РК;

2) временно пребывающие в РК, т.е. иностранцы, находящиеся в РК на ином законном основании, а также признанные стороной/участником по уголовным делам, до вступления в силу приговора суда или принятия иного процессуального решения уполномоченными органами, — при получении разрешения на временное проживание (регистрацию) в случае пребывания свыше 5 календарных дней со дня пересечения границы.

Как и любое другое государство, Казахстан предоставляет право убежища иностранцам, которые стали жертвами нарушений прав человека. Вопрос о предоставлении политического убежища решается Президентом страны.

Иностранцы в Казахстане имеют все права и свободы, а также несут все обязанности, установленные законами и международными договорами РК, если ими же не установлено иное. За совершение уголовных, административных или иных правонарушений на территории страны иностранцы несут ответственность (вплоть до выдворения) на общих основаниях с гражданами РК, если международными договорами РК не предусмотрено иное.

Как независимое и светское государство, Казахстан гарантирует иностранцам равенство перед законом, независимо от их происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий. Понятно, что использование иностранцами своих прав и свобод не должно наносить ущерб интересам страны, правам и законным интересам граждан РК и других лиц.

В части реализации права на труд, трудовое законодательство разделяет иностранцев на иммигрантов, бизнес-иммигрантов, сезонных работников, трудовых иммигрантов.

Указанной категории иностранцев для осуществления трудовой деятельности необходимо соблюсти 2 условия:

1) получить разрешение местного исполнительного органа на привлечение иностранной рабочей силы либо иностранному работнику на (самостоятельное) трудоустройство;

2) получить разрешение на въезд в страну. 

Справедливости ради надо отметить, что первое условие определено в целях защиты внутреннего рынка труда (Закон о занятости предусматривает и исключения о нераспространении требования Закона в части квотирования), а второе условие – в порядке учета и регистрации пребывающих в страну иностранцев.

В Казахстане для получения указанных разрешений установлены ряд несложных, но обязательных требований, таких как: быть совершеннолетними, обладать образованием, квалификацией и опытом, необходимыми для выполнения предстоящей работы, предъявить подтверждение наличия либо отсутствия судимости, иметь медицинскую страховку, покрывающую первичную медико-санитарную помощь (стационарную помощь), предъявить медицинскую справку, подтверждающую отсутствие заболеваний, препятствующих трудовой деятельности по избранной специальности.

В ходе анализа национального законодательства нами не выявлены сверх требования, невозможности соответствия логичным, понятным, несложным требованиям законодательства.

Государство в целях защиты отечественного работника установило ряд особых условий, выполнение которых для работодателя, намеривающего привлечь иностранного работника, обязательно, такие как профессиональная подготовка, переподготовка граждан РК по специальности привлекаемого иностранного работника, повышение квалификации, создание дополнительных рабочих мест для граждан РК. Единственным исключением от выполнения особых условий является наличие у работодателя программы по увеличению местного содержания в кадрах.

Результаты проведенного нами анализа показали, что казахстанские кадры по занятию руководящих и иных должностей уступают лидирующие позиции иностранцам, имеющим соответствующие квалификации, в том числе и в части оплаты труда. Конечно, стране недостает знаний в определенных отраслях, к примеру IT-технологий, биоинженерии, тяжелого машиностроения и др. Однако проверить квалификацию привлеченного иностранца проверить достаточно сложно в силу ряда причин (на наш взгляд, это отсутствие надлежащей компетенции уполномоченных органов). Как нам представляется, эффективное решение вопроса о привлечении иностранной рабочей силы вполне достижимо и реализуемо за счет найма отечественных работников, т.е. усиление роли увеличения местного содержания в кадрах для работодателя, что позволяет работодателю, привлекающего иностранного работника, не затрачивать ресурсы по получению необходимых разрешительных документов, а стране даст своих высококвалифицированных специалистов.