Хэдхантинг 2.0: охота за студентами

Автор: Дидар Арыстан, аналитик казахстанского центра государственно-частного партнерства
Аналитик Казахстанского центра государственно-частного партнерства

Автор: Дидар Арыстан, аналитик казахстанского центра государственно-частного партнерства

Если немного окунуться в историю и привести примеры из создания Кремниевой долины в США, то одним из ключевых моментов развития долины стало создание Стэнфордского индустриального парка. После Второй мировой войны количество студентов в Стэнфордском университете быстро увеличилось, и возникли потребности в дополнительных финансах. Во владении Университета был большой участок земли (около 32 квад. метров), который Университет не имел права продавать (в соответствии с завещанием основателя университета Леланда Стэнфорда).

В этой ситуации декан инженерного факультета, профессор Фредерик Терман предложил сдавать землю в долговременную аренду для использования в качестве офисного парка. Тем самым, учебное заведение стало получать доход по аренде земли, а компании могли воспользоваться лизинговыми инструментами. Ввод ограничений на такую аренду только для высокотехнологических компаний и никого другого позволил решить вторую главную проблему университета — выпускники Стэнфорда получили возможность найти работу в непосредственной близости от альма-матер, а также решены были и проблемы компаний, связанные с поиском высококвалифицированных специалистов. Терман и раньше советовал своим студентам основывать компании поблизости от университета, он был, в частности, ментором Хьюлетта и Паккарда, основавших Hewlett-Packard (HP) в 1939 году.

Теперь же вернемся к нашим реалиям, где специалисты указывают на следующие проблемы в высшем образовании: несоответствующая либо недостаточная квалификация преподавательского состава, устаревшая материально-техническая база, отсутствие связи между теорией и практикой и т.д.

Основными предложениями для решения указанных проблем являются: переподготовка преподавательского состава, обновление материально-технической базы, увеличение грантов технических специальностей. При этом, не учитывается одна простая истина – для кого и зачем готовятся те или иные кадры? Задайте вопрос любому человеку коммерческой структуры «что наиболее важно для успеха любого предприятия?», и он вам уверенно ответит «маркетинг». Под маркетингом здесь подразумевается спрос на товар или услуги. В нашем случае это спрос на специалистов той или иной квалификации, которые выходят из казахстанских вузов. Именно исходя из потребностей существующих предприятий, в первую очередь, требуется пересмотреть учебную программу, повысить сроки и значение практики студентов (в отдельных странах практикуется временное трудоустройство студентов на период практики либо каникул) и исходя из этого уже производить переподготовку и обновление материальной базы.

Прочитав название статьи, вы зададитесь вопросом, какое отношение новомодный термин хэдхантинг, которое означает «охоту» за готовыми специалистами имеет к высшему образованию? Так вот, охота за готовыми специалистами уже давно стала вчерашним днем даже для сопоставимой по уровню развития России. Сейчас крупные компании (финансово-промышленные группы, ТНК, корпорации) и вузы на основании спроса со стороны указанных компаний начали охотиться уже за студентами, вплоть до того, что, начиная со школьной скамьи, все талантливые и перспективные студенты берутся на карандаш, и в дальнейшем представители вузов приезжают в город потенциального студента, общаются с ним, с его родителями (помните сцену из фильма «Вспоминая титанов», когда тренеры команд по очереди приходят домой к главному герою фильма, примерно тоже самое), ему предлагаются гранты, стипендии (получить так называемый scholarship в США является заветной мечтой многих выпускников школ), места в общежитиях и в некоторых случаях даже возможное трудоустройство.

При этом студент уже не тратит свои силы и время на что-то другое (подработка во время учебы и многое другое стало обычной практикой в Казахстане для иногородних студентов из небогатых семей), и вуз целенаправленно готовит такого специалиста к будущей работе. Обычная практика компании здесь состоит в заключении договора, согласно которого студент, получивший грант от данной компании, обязан отработать определенный срок, который составляет обычно от 3 лет и выше.

Задачей же государства в данном вопросе является стимулирование крупных работодателей для долгосрочного инвестирования в обучение и взращивание будущих кадров: преференции, налоговые стимулы, софинансирование, заключение договоров государственно-частного партнерства и многое другое.

Подытоживая, хочется отметить, что это абсолютно win-win стратегия для всех участников – вузы получают возможность модернизироваться и финансирование, работодатели получают достаточно компетентных и в целом готовых к работе специалистов, которых не требуется переобучать или повышать их квалификацию, государство решает ряд вопросов, такие как безработица, что за собой влечет повышение уровня благосостояния и снижение уровня преступности и многое другое.