Перейти к основному содержанию


1352 просмотра

Как выглядит правильная корпоративная культура в компании

Ержан Есимханов
Ержан Есимханов
юрист фирма Грата

Автор: Ержан Есимханов, юрист, фирма "Grata"

Когда опытный и тертый офисный работник среднестатистического казахстанского предприятия слышит фразу "Нам нужно укреплять корпоративный дух!", его сразу охватывает уныние. Потому что он прекрасно понимает, как такое укрепление будет выглядеть в реальности. Некие "уникальные корпоративные ценности", как две капли воды повторяющие корпоративные ценности 99% всех когда-либо существовавших компаний. Пара добровольно-принудительных спортивных мероприятий, на которые нужно будет тратить законную субботу - и ладно бы нормальный футбол, а то ведь обычно бег в мешках. И новогодний корпоратив, на котором можно будет напиться халявного виски. Вот и все.

И происходит так потому, что для опытного и тертого владельца среднестатистического казахстанского предприятия все эти укрепления корпоративного духа - не более, чем формальность. И эта формальность выполняется, потому что так сейчас принято у нормальных компаний - иметь некие собственные ценности, вовлекать сотрудников в занятия спортом и оплачивать раз в год халявный виски. Так принято, и не хочется отставать от других. А то, что это чисто формальный подход, собственников бизнеса волнует мало - их собственная культура ведения бизнеса обычно очень сильно отличается от того, что является нормальной корпоративной культурой.

Потому что правильная корпоративная культура – это не совместные забеги, которые перемежаются совместными попойками. Правильная корпоративная культура выглядит совсем по-другому:

- Это когда нет правила «я начальник – ты дурак». Когда старший действительно слушает младшего, и не гоняет его за сигаретами. И делает это старший не по доброте, а по одной простой причине – в любой нормальной компании только у младших по-настоящему горят глаза. Их молодую энергию можно использовать для развития. У самого старшего глаза горят редко, он слишком многим озабочен – годовым бонусом, новой машиной, молодой любовницей и проблемами со здоровьем. А молодой, если он правильный, хочет только работать и зарабатывать. И гонять такого за сигаретами – преступление. Ходить за сигаретами, если тебя отправили, кстати – тоже;

- Это когда начальник принимает на себя ответственность за косяки подчиненных перед теми, кто выше. Не указывает пальцем «это не я, это молодой накосячил, увольте его!», а реально прикрывает свою команду, хотя и получает при этом по шее. Зато потом команда обязательно будет прикрывать его;

- Это когда нет грызни между группами влияния за доходы, потоки, клиентов. А грызня возникает, когда плохо, невнятно определены правила работы. Когда все зависит от сиюминутного решения самого главного. А еще грызня возникает, когда самые главные в компании заняты не своим делом, то есть стратегией, а мелочной опекой, и пытаются управлять в ручном режиме, поддерживая то одну, то другую группу. Вот тогда бывает совсем плохо;

- Это когда всем в компании, от ее владельца до студента-курьера, понятно в общих чертах, что с компанией происходит. И информацию о происходящем в компании они узнают не из слухов в курилке, и не из криминальной хроники, а от своего руководства, которое внятно доносит до сих ситуацию, даже если она неблагоприятная;

- Это когда есть четкий план развития, и нет авралов и киданий из стороны в сторону – сегодня компания засевает пески Нечерноземья, а завтра выращивает енотов в Южной Африке. И план этот не написан в субботу утром с похмелья по принцип «должен быть». Над ним думали. Считали финансовую сторону. Изучали рынки.

Вот примерно это и есть настоящая корпоративная культура. И ее наличие может любой бизнес вознести на космическую высоту. А ее отсутствие – разрушить до основания. И если такой культуры нет, никакой халявный виски не поможет. А если она есть, никакой бег в мешках не будет считаться слишком нелепым.

Но компаний с такой культурой в Казахстане я, к сожалению, почти не видел.

Комментарии Disqus
Таир Назханов

Какие налоги должны платить иностранцы и иностранные компании в Казахстане?

Продолжая тематику о правах иностранных лиц в стране, нельзя обойти финансовую составляющую. В данной статье хотелось бы разъяснить порядок налогообложения нерезидентов по одному из основных видов налогов – подоходному налогу (ИПН, КПН), не затрагивая сферу недропользования (в силу своей специфики).


Дана Токмурзина

Уклонение от уплаты налогов: о чем нужно знать топ-менеджменту

Эксперты PwC отмечают, что сегодня уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов является крайне актуальной проблемой. Она имеет различные масштабы, включая личную ответственность, участие в расследовании и, возможно, признание вины. Руководители крупных компаний часто подвергаются риску уголовного преследования и могут стать субъектом международного розыска. Соавторы:


Жандос Мамыткулов

Идеи инвестирования в решение глобальных проблем: дефицит воды

По данным ООН, к 2020 году в ряде регионов Казахстана и Центральной Азии ожидается существенный дефицит качественной питьевой воды. Уже сейчас порядка 20% населения Казахстана и Узбекистана живет на территориях, непригодных для выращивания растений и выпаса скота ввиду нехватки водных ресурсов.


Максим Ламсков

Искусственный интеллект в финансах: не вместо, а вместе

Машинное обучение является одной из самых перспективных областей Искусственного Интеллекта. Именно на развитие когнитивных сервисов делают ставку аналитики Deloitte: за текущий год, по сравнению с 2017-ым, количество внедряемых технологий и пилотных проектов в области МО должно вырасти в два раза и еще раз удвоиться к 2020 году.


Таир Назханов

Привлекателен ли Казахстан для иностранных инвесторов?

По критерию «инвестиционная привлекательность» Казахстан в 2018 году в рейтинге «Doing Business» (Ведение бизнеса), составляемой группой аналитиков Всемирного банка, занимает 36-е место (по 10 индикаторам) среди 190 стран. Казалось бы, страна достигла определенного роста, предпринимает меры по повышению показателей в указанном рейтинге, однако далеко не все иностранцы знают или осведомлены о Казахстане.