Перейти к основному содержанию


1215 просмотров

Как государству монетизировать инвестиции в IT?

Марат Аталин
Марат Аталин
Аналитик казахстанского центра государственно-частного партнерства

Автор: Марат Аталин, аналитик казахстанского центра  государственно-частного партнерства

В большинстве случаев при разработке и планировании любого проекта из сферы IT, государственный сектор не использует возможность получения дохода из этих проектов.

В реалии происходит так, что государство выделяет огромные суммы на создание или разработку информационной системы, и предусматривает не меньшие суммы для поддержания и обслуживания данных систем. Проходит какое-то время, и созданная информ система устаревает или становится не актуальной и требует модернизации. Затем процедура выделения бюджетных средств повторяется, так как эти информационные системы необходимы для функционирований государственных органов. Данный подход является не самым эффективным.

Частный сектор давно зарабатывает на информ системах, и зарабатывают хорошо. Одним из главных таких инструментов является РЕКЛАМА. В социальных сетях одним из первых кто начал монетизировать сеть за счет рекламы был Марк Цукерберг (около 98% выручки за счет рекламы из информации сайта www.nasdaq.com), затем эту идею перенял Павел Дуров (Вконтакте), и свободные места на страницах все больше и больше стали забиваться рекламными баннерами.

Но они пошли дальше, они раскрутили этот инструмент для продвижения бренда, начиная от промоутирования страниц до вылезающих подсказок с их названиями. Вы когда-нибудь задавались вопросом почему после посещения 10-15 страниц или пабликов, Facebook уже знал ваши предпочтения и интересы, и тут сработал один из принципов клиент ориентированности «Знание потребностей своего клиента». И вот уже на вашей странице выплывают рекламы в которых вы потенциально заинтересованы.

Идея применения данного инструмента государственным сектором заключается в том, что в своих информационных системах будут размещаться рекламы в зависимости от интереса клиента.

В Казахстане все знают про тендера. И вот представьте на площадках где проводятся тендера, будет присутствовать Реклама.

К примеру, объявлена закупка «Телевизор» с определенными техническими характеристиками, и у поставщика появляется возможность просмотреть поставщиков, дилеров с информацией о товаре, цене, месторасположении, контактные данные и самое главное оценка качества.

В этом случае, поставщики будут стремиться попасть в этот список рекламы, что бы их продукт был куплен, там же где его и заказывают. Все средства от продажи рекламы, будут направлены на техническое обеспечение информационной платформы или закупа оборудования для поддержания данной системы, и тогда необходимость в выделении бюджетных средств отпадет.

Близким примером к этому, может послужить сайты Kolesa или Krisha, их интерфейс и сама структура сайта устроена интуитивно понятно.

В век рыночных отношений, на самом деле государственный сектор должен изменить свою ментальность «если это нужно государству, государство будет платить», пришло время использовать бюджетные ассигнования эффективно, а значит должны смотреть на проекты не только как исполнение основной цели, но и как возможность заработка, другими словами через коммерческую призму. Тогда получиться, что только создание информационной системы будет требовать бюджетных средств, а все последующие развития, доработки будут покрываться за счет своих средств, вырученных из рекламы.

Однако создание информационной системы изначально должна предусматривать коммерческую эффективность проекта. На данный момент в мире существует решения, которые используется для отбора стартапов в сфере IT, оно предусматривает несколько этапов прохождения, но суть этих решений в том, что, через эти этапы определяется именно коммерческая эффективность и жизнеспособность Проекта в целом.

В целом, коммерческий подход применим ко всем отраслям страны, который положительно повлияет на эффективность использования бюджетных средств и экономики страны.

Комментарии Disqus
Таир Назханов

Какие налоги должны платить иностранцы и иностранные компании в Казахстане?

Продолжая тематику о правах иностранных лиц в стране, нельзя обойти финансовую составляющую. В данной статье хотелось бы разъяснить порядок налогообложения нерезидентов по одному из основных видов налогов – подоходному налогу (ИПН, КПН), не затрагивая сферу недропользования (в силу своей специфики).


Дана Токмурзина

Уклонение от уплаты налогов: о чем нужно знать топ-менеджменту

Эксперты PwC отмечают, что сегодня уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов является крайне актуальной проблемой. Она имеет различные масштабы, включая личную ответственность, участие в расследовании и, возможно, признание вины. Руководители крупных компаний часто подвергаются риску уголовного преследования и могут стать субъектом международного розыска. Соавторы:


Жандос Мамыткулов

Идеи инвестирования в решение глобальных проблем: дефицит воды

По данным ООН, к 2020 году в ряде регионов Казахстана и Центральной Азии ожидается существенный дефицит качественной питьевой воды. Уже сейчас порядка 20% населения Казахстана и Узбекистана живет на территориях, непригодных для выращивания растений и выпаса скота ввиду нехватки водных ресурсов.


Максим Ламсков

Искусственный интеллект в финансах: не вместо, а вместе

Машинное обучение является одной из самых перспективных областей Искусственного Интеллекта. Именно на развитие когнитивных сервисов делают ставку аналитики Deloitte: за текущий год, по сравнению с 2017-ым, количество внедряемых технологий и пилотных проектов в области МО должно вырасти в два раза и еще раз удвоиться к 2020 году.


Таир Назханов

Привлекателен ли Казахстан для иностранных инвесторов?

По критерию «инвестиционная привлекательность» Казахстан в 2018 году в рейтинге «Doing Business» (Ведение бизнеса), составляемой группой аналитиков Всемирного банка, занимает 36-е место (по 10 индикаторам) среди 190 стран. Казалось бы, страна достигла определенного роста, предпринимает меры по повышению показателей в указанном рейтинге, однако далеко не все иностранцы знают или осведомлены о Казахстане.