О проблемах мошенничества в закупках

Автор: Дмитрий Коновалов, руководитель практики по противодействию мошенничеству SAS Россия/СНГ
Руководитель практики по противодействию мошенничеству SAS Россия / СНГ

Автор: Дмитрий Коновалов, руководитель практики по противодействию мошенничеству SAS Россия/СНГ

Проблема мошенничества в закупках актуальна как в Казахстане, так и во всем мире, так что меры, которые уже в апреле собирается принять Комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей, весьма своевременны. По данным Ассоциации «Объединение сертифицированных специалистов по расследованию хищений» (ACFE) ежегодные потери компаний от мошенничества составляют около 5% от выручки. При этом партнёр компании SAS – FACT Consulting – оценивает, что около 10% от общего объема закупок организаций может быть подвержено риску мошенничества.

Оценки абсолютных значений потерь от этой проблемы впечатляют еще больше: по данным ACFE, 3.7 миллиарда долларов составляют потери от мошенничества в закупках каждый год, а организация The Chartered Institute of Purchasing and Supply заявляет, что еще в далеком в 2011 году в Великобритании был запущен проект по борьбе с мошенничеством в госзакупках с оценкой риска в 2,3 миллиардов фунтов. В дополнение к этим цифрам, показывающим прямые потери от мошенничества в закупках, можно привести и общие потери от коррупции – по данным Организации Европейского Экономического Сотрудничества, они составляют 2,6 триллионов долларов. Важно отметить, что это довольно острая проблема для всех стран независимо от уровня их развития – в большинстве государств около 20% компаний несут прямые потери от мошенничества в закупках.

Естественно, что правительства разных стран борются с этой проблемой, причем основным инструментом становятся штрафы. Так, например, министерство юстиции США и комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) с помощью закона о коррупции за рубежом (FCPA) и регуляторов других стран постоянно увеличивают объем штрафов за нарушения в закупках. При этом важно отметить, что эта проблема приводит не только к прямым финансовым потерям, но и к другим последствиям: штрафам, уголовным делам и, возможно, самое главное в век высочайшей конкуренции – к ухудшению репутации.

Одним из самых ярких примеров стала история с компанией Telia в Узбекистане – штрафы достигли суммы 965 миллионов долларов, а расследование в 2012 году было запущено сразу в трёх странах. История всплыла на шведском телевидении в 2013-м, после чего глава компании и совет директоров подали в отставку. Оказалось, что это была структурная, а не точечная проблема. После этой истории были внесены изменения в процесс управления закупками, а именно была проведена централизация этой функции в Евразии – при этом задача была достаточно сложной, поскольку охватывала более 40 000 поставщиков.

В чём же причины того, что эта проблема достигла столь значительных масштабов? Их несколько. Во-первых, мошенничество в закупках – это почти всегда хорошо спланированная и организованная деятельность, в сокрытие которой вовлечено сразу несколько сторон, так что раскрывать подобные преступления достаточно сложно. Во-вторых, часто преступники лучше знают, что и как закупается, чем те, кто пытается разобраться в их схемах. В-третьих, методы мошенников могут отличаться, и применять логику одной схемы по отношению к другой не всегда удается.

Кроме того, важно понимать, что мошенничество возникает там, где не хватает прозрачности и где процессы выстроены не всегда четко. Не так просто найти экспертов, которые смогут независимо оценить закупочную деятельность. Во многих организациях процессы корпоративного управления, в том числе закупочные процессы, оставляют желать лучшего: нужен независимый аудит, принципы разграничения полномочий и т.д., и все это уже внедряется, но требует огромных усилий со стороны организаций.

Соответственно, для эффективного решения этой проблемы необходимо работать по всем упомянутым направлениям: выстраивать систему корпоративного управления и надежные процессы, работать с людьми, и, конечно, использовать технологии, без которых в современном мире невозможно проводить изменения в организации. При этом речь идет о вполне конкретных технологических подходах. Подход data-driven decision management – то есть принятие решений на основании проанализированных данных – в вопросе выявления проблем и уязвимостей в закупочных процедурах очень хорошо себя показывает.

Что это значит на практике? Закупки связаны с созданием огромного количества разной сопутствующей информации об условиях закупок, участниках торгов, результатах тендеров, условиях контрактов, платежах и т.д. С одной стороны, именно поэтому сложно разобраться и увидеть, что происходит что-то не то, но одновременно это открывает новые возможности. В век, когда вычислительные технологии позволяют применять интеллектуальные подходы к анализу данных (например, у всех на слуху слова «машинное обучение»), это становится залогом эффективного подхода к поиску иголки в стоге сена.

Существуют разные методы для выявления признаков нарушений. В качестве иллюстрации: когда мы ранее обозначили проблему о сложности переноса логики одной схемы мошенничества на другую – это означает, что бить по известным областям риска недостаточно, то есть нужно пытаться анализировать неизвестные области. Как это сделать? Например, необходимо выявлять аномалии в разных характеристиках закупки, и для этого существует целый пласт математических методов. Большое количество договоров чуть меньше очередного лимита согласования? Цена на стандартные ТМЦ значительно отличается в регионах? Две компании встречаются в закупках гораздо чаще других? Это простейшие примеры, но они дают понимание вектора, куда можно двигаться. Аномалии будут показывать косвенные признаки того, что что-то не то — при том, что иногда это будет просто реалии бизнеса, а не нарушения. Но дальше есть более сложные подходы, базирующиеся на предиктивных моделях, анализе связей, текстовой аналитике и т.д. Совокупное использование этих методов повышает итоговое качество аналитики и снижает количество необходимых ресурсов для проведения расследований по каждому выявленному кейсу.

Так какие рекомендации можно дать менеджерам, которые решили повысить прозрачность процесса закупок? Прежде всего – это получить знание о процессах, а в цифровую эпоху знание прежде всего лежит в базах данных информационных систем. В конечном итоге именно это знание позволит гибко управлять рисками мошенничества и злоупотребления полномочиями.

Материалы по теме