Три мифа о ГЧП или свет в Атырау

Автор: Шынасыл Ерназар, аналитик казахстанского центра государственно-частного партнерства
Аналитик Казахстанского центра государственно-частного партнерства

Автор: Шынасыл Ерназар, аналитик казахстанского центра государственно-частного партнерства

В последнее время стало «модным» употребление фразы «государственно-частное партнерство» более известное как ГЧП, однако каждый понимает данную схему сотрудничества государства и бизнеса по-своему. К примеру, кто-то считает, что процедуры те же, что и при традиционных государственных закупках; государство объявляет тендер, выделяет бюджетные средства и в итоге получает готовый объект. В другом понимании это обязательное создание совместного предприятия с долей участия государства или же предоставление различных объектов недвижимости бизнесменам для осуществления различного рода деятельности.

Итак, давайте разберемся с самыми частными заблуждениями касательного данного, относительного нового для Казахстана механизма взаимодействия государства и бизнеса.

Миф 1. ГЧП и государственные закупки это одно и то же

На самом деле данные процедуры в корне отличаются друг от друга, ниже представлена таблица, которая наглядно демонстрирует ключевые отличия ГЧП от государственных закупок:

Миф 2. Процедуры планирования проектов ГЧП занимают около двух лет

С 2006 года в Казахстане действовал Закон Республики Казахстан «О концессиях», в рамках данного Закона процедуры реализации проектов ГЧП занимали около 2 лет. Однако после принятия в 2015 году Закона Республики Казахстан «О государственно-частном партнерстве», длительность данной процедуры сократилась до 6 месяцев.

Миф 3. Проекты ГЧП это только крупные инфраструктурные или социальные объекты

Данный миф является результатом Закона «О концессиях», однако в Законе «О ГЧП» нет ограничений по сферам экономики при реализации проектов ГЧП. Единственным условием является баланс интересов государства и бизнеса.

Среди всего перечня проектов ГЧП предлагаемых как государством, так и бизнесом, наиболее обсуждаемыми и интересными являются проекты по обслуживанию сетей уличного освещения. Однако регионом, который первый сумел реализовать данный проект это Атырауская область. Ранее в Казахстане не было опыта реализации подобных проектов с применением механизма ГЧП.

При этом в городах Казахстана имеются проблемы, связанные с уличным освещением, к которым относятся:

физический износ осветительного оборудования;

недостаточная освещенность дорог, что не отвечает нормам безопасности;

неэффективность энергосбережения;

дорогостоящее обслуживание на ремонт и другие виды затрат при эксплуатации оборудования.

Согласно данным McKinsey большинство финансовых затрат составляет  осветительная система, а не этапы и меры инвестирования в проекты. Общая стоимость типичной установки уличного освещения в течение 25 лет делится примерно следующим образом: 85% уходит на обслуживание / работы и 15% на стоимость капитала. Также показатели по расходам уличного освещения городов меняются в зависимости от времени года, в зимний период продолжительность светового дня короче, соответственно затрат коммунальных служб по электроэнергии больше.

Проект ГЧП по строительству сетей уличного освещения в г. Атырау был инициирован АО «Батыс транзит» в рамках прямых переговоров, согласно статье 44 Закона Республики Казахстан «О государственно-частном партнерстве», которая позволяет субъектам предпринимательства, при соблюдении определенный условий, инициировать реализацию проектов ГЧП. К слову, сама компания — АО «Батыс транзит», является одним из первых примеров успешного государственно-частного партнерства в области для осуществления проекта национального значения. В 2005 году предприятие было образовано для строительства межрегиональной линии электропередачи, соединяющей Северный Казахстан с Актюбинской областью.

Проект имеет социальную направленность, так как подразумевает повышение безопасности населения и участников дорожного движения, а также формирует комфортные условия проживания населения города Атырау.

В рамках реализации проекта ГЧП планируется строительство 2816 штук новых опор со светодиодными диммируемыми светильниками, для освещения 39 улиц города.

Для реализации проекта частный партнер вложил собственные средства на сумму 1,168 млрд. тенге, и привлек заемные средства на такую же сумму.

Так как данный проект не генерирует денежные потоки и имеет социальную направленность, было принято решение о предоставлении источников возмещения затрат и получения доходов частного партнера. Так, для возмещения расходов частного партнера по строительству объекта ГЧП, предусмотрена выплата компенсации инвестиционных затрат частного партнера.

Для покрытия эксплуатационных расходов частного партнера, связанных с обслуживанием сетей уличного освещения, проектом предполагается выплата операционных затрат частного партнера.

Также в рамках реализации проекта предусмотрено вознаграждение за управление объектом ГЧП, в целях повышения финансовой привлекательности проекта ГЧП.

Реализация проекта разделена на 2 этапа. Во время первого этапа до конца текущего года частный партнер осветит 20 улиц города, в рамках второго этапа (в течение 2018 года) – оставшиеся улицы. Общий срок контракта ГЧП до 2024 года (7 лет).

«Виновниками» успеха данного проекта являются следующие организации:

Государственный партнер в лице ГУ «Управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Атырауской области», который выполнял все необходимые процедуры согласования проекта.

Частный партнер АО «Батыс транзит» как инициатор проекта.

АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства», нанятый в качестве консультанта по сопровождению проекта, что включает такие услуги как: рекомендации по разработке документации, помощь в переговорной позиции, структурирование контракта и прочее.

Одним из потенциальных выгод данного проекта является перспектива реализации аналогичных проектов по всему Казахстану.