Перейти к основному содержанию


3204 просмотра

Что я думаю о сделке ККБ и Халык

Владислав Ли
Владислав Ли
председатель правления Банка ЦентрКредит

По завершении сделки по покупке ККБ и Халык Банком читаю и слышу успевшее стать популярным, дескать, «не слишком ли щедрый подарок за 1 тенге»?

По этому поводу хочу высказать свое частное мнение.

Про сделку

Правительство выделило 2 трл.тенге на очистку частного банка и затем продало его за 1 тенге другому частному банку. И метафора про щедрый подарок тут неуместна и отражает очень поверхностное суждение.
На самом деле, что такое банк? Банк – это не только кредиты, это и обязательства перед вкладчиками, это деньги предприятия, ЮЛ и ФЛ. Если образно выразиться, то это такой большой котелок, в который собираются деньги и из которого деньги выдаются в виде кредитов. Но, когда кредиты плохие, то встает вопрос о сохранности вкладов. Поэтому правительство, приняв такое решение, прежде всего, думает об общем эффекте, который произойдет в результате не-спасения большого банка. Кроме акционеров, свои деньги потеряют и вкладчики, которые не виноваты в плохом управлении банком. Поэтому в таких случаях есть общепринятая международная схема, когда правительство приходит на помощь и спасает проблемные банки.

В частности, в этой сделке была применена данная схема - правительство выделило 2 трл.тенге, за счет которых оно абсорбировало проблемные кредиты, проблемные активы ККБ, банк вычищен. За счет этих 2 трл.тенге банк произвел расчеты со своими контрагентами: с правительством, в том числе с государственными компаниями, которые держат деньги на счетах этого банка, с ФЛ, с Национальным банком, который предоставлял временную финансовую помощь. Это первая сторона вопроса.

Вторая сторона вопроса - почему продали Халык Банку?

Понятно, что банк такого масштаба санировать и рекапитализировать мог только фин.институт соответствующего размера, т.е. равный по объему и не только в финансовом смысле. Предполагается, что Халык Банк, купив за 1 тенге контрольный пакет акций ККБ, в качестве дополнительного капитала вольет 185 млрд.тг. на докапитализацию ККБ. Таким образом, государство вместе с частным инвестором договорились о рекапитализации этого банка.

Банк это громадная машина, для того чтобы осуществлять управление этим банком нужен, прежде всего, организационный ресурс, человеческий капитал и потенциал.

Естественно, Халык Банку сейчас придется прилагать дополнительные усилия для того, чтобы наладить там управление.
Как мы знаем, прежние менеджеры ККБ покинули банк, сейчас туда пришла команда Халык Банка, которая по сути дела попытается наладить повседневную работу этого банка, выстроить новую стратегию, вдохнуть в него жизнь, заниматься текущим операционным менеджментом, т.е. администрировать кредиты, работать с вкладчиками, с текущей банковской клиентурой и пр.
Именно поэтому наряду с финансовым ресурсом нужен громадный, колоссальный организационный ресурс, который есть естественно только у банка, который сопоставим по размерам с размерами ККБ.

Я думаю, в КЗ другого банка сопоставимого по размерам и организационному потенциалу больше нет.

Халык Банк уже анонсировал, что будет разрабатывать новую стратегию, искать элементы синергии в рамках консолидированной группы, и эти банки будут существовать раздельно. Я поддерживаю такое решение, потому что на самом деле слияние вот таких двух крупных финансовых институтов несет в себе большие риски. Во-первых, это разница в корпоративной культуре. Во-вторых, это колоссальный объем инвестиций, который сделан в развитие обоих банков. По сути - когда происходит слияние банков, вы стоите перед выбором. Необходимо выбрать какую-то одну операционную модель и принять ее за базу. Мигрировать клиентов из одной базы в другую, т.е. передать активы и пассивы одного банка другому банку. Второй банк, с которого это все мигрирует, в результате становится ненужным. И его надо ликвидировать, сдавать лицензию.

Эффект синергии будет в экономии расходов на персонал (по моему опыту и по мировым практикам численность персонала сокращается на 30-40%). В масштабах бизнеса это не такая большая синергия, поскольку все эти процессы сопровождаются потерей клиентской базы, второе - теряется кадровый потенциал, т.е. какое-то время, особенно если речь идет о том, что есть банк, который поглощает и есть банк, который поглощается, то у поглощаемого банка происходит общая демотивация всех его целей и задач. И люди уходят, и клиенты уходят, в результате новая команда не может перехватить это.
На мой взгляд, лучше попытаться найти модель параллельного существования, сделать какую-то специализацию.

Про вызовы

Как я вижу дальнейшее развитие ситуации, перед руководящим составом Халык Банка стоит непростая задача – донести два полных стакана, не расплескав воду, до одного сосуда. Эти фин.институты приблизительно одного масштаба, и, бесспорно, в каждом есть своя культура, своя экология. Возможно, сейчас очень удачное время для банкиров, чтобы пересмотреть свои подходы, обновить состав, пригласить в команду представителей нового поколения управленцев. Мы, кстати, уже начали «омолаживать» ряды нашего правления – к примеру, к нам присоединился Галим Хусаинов, который, я считаю, является ярким представителем управленцев нового формата. В этом тренде мы видим большие перспективы.

Комментарии Disqus
Куанышбек Есекеев

Зачем Казахстану нужна фискальная цифровизация

Дополнительные поступ­ления от цифровизации фискальной сферы, по расчетам министерства финансов, позволят добирать в госказну около 4,5 трлн тенге дополнительно к 2025 году, – но это лишь тот эффект цифровизации, который лежит на поверхности. «Казахтелеком» привлечен к проектам цифровизации фискальной сферы как оператор, мы выстраиваем всю цепочку обслуживания этого направления и знаем о его преимуществах во всех аспектах. Уверенно можно констатировать – самым видимым аспектом из всех являются дополнительные сборы в государственный бюджет.


Максим Барышев

Почему бизнес попадает под «налоговую» блокировку своих счетов-фактур

Казахстанские предприниматели начали получать уведомления от Комитета государственных доходов Минфина РК. Теперь по новым правилам налоговики могут блокировать доступ любого бизнеса к информационной системе электронных счетов-фактур (ИС ЭСФ).


Максат Нуриденулы

Красота сверхнового времени

Как технологии формируют диалог бизнеса и потребителя Непонимание между людьми станет аномалией в ближайшие десятилетия. Мы начнем понимать друг друга гораздо лучше, ведь в нашу жизнь приходит все больше технологий, которые стандартизируют общение между нами. Технологии изменят все до неузнаваемости: человек сможет больше времени посвящать саморазвитию и бизнесу, а весь личный быт уйдет в сервисный сектор. Как пелось в одной детской песне: «Вкалывают роботы, а не человек!»


Айдын БИКЕБАЕВ

Чтобы адвокатура стала сильной

В Казахстане на сегодняшний день создано 74 палаты юрконсультантов. Это слишком много. Нужна консолидация. Одни видят ее в объединении всех палат юрконсультантов в одну ассоциацию. Но такая ассоциация уже создана и в нее всех активно зазывают. Но с другой стороны, консолидация должна осуществляться путем объединения всех частнопрактикующих юристов в составе адвокатуры, поскольку и адвокаты, и юрконсультанты занимаются одним и тем же – правовым консультированием, подготовкой документов и представлением интересов в судах и перед иными лицами.


Куанышбек Есекеев

SmartCity: не технология – свобода

После внедрения в Казахстане пилотного проекта SmartAqkol и превращения райцентра Акколь в умный город в стране продолжает бытовать мнение о том, что умные города – это что-то вроде «потемкинских деревень». Нарядный фасад ради показухи, за которым не кроется никакой бытовой пользы, но когда-то то же самое говорилось и о сотовых телефонах.