Декриминализация налоговых правонарушений и развитие бизнеса

Автор: Накипов Адильжан, старший консультант департамента налогов и права, «Делойт»
Старший консультант департамента налогов и права, «Делойт»

Автор: Накипов Адильжан, старший консультант департамента налогов и права, «Делойт»

Как известно, в условиях кризиса весьма актуальна задача эффективного устранения барьеров, мешающих развитию экономики, и создания дополнительных условий для развития бизнеса.

В настоящее время в Казахстане факторами, тормозящими развитие бизнеса, являются, среди прочих, действующая система наказания за налоговые правонарушения и процедуры передачи материалов налоговых проверок в правоохранительные органы, которые не соответствуют международной практике, в частности, стандартам Организации экономического сотрудничества и развития.

Так, в нашей стране возбуждение уголовных дел на налогоплательщиков основывается только на факте превышение порога доначисления налогов в 20 000 МРП. При этом не учитывается основной признак преступления – прямой умысел. Признаками прямого умысла являются подделка документов и незаконное уничтожение бухгалтерских книг, разработка схем по сокрытию налогов, основанных на предоставлении ложной документации, ведение двойной бухгалтерии и т.п.

Согласно Уголовно-процессуальному кодексу РК, с 2015 года отменена доследственная проверка, в связи с чем правоохранительные органы, получив материалы от налоговых органов, сразу должны возбуждать уголовные дела на налогоплательщиков, учитывая лишь указанный выше порог. 

В международной практике невозможно применение уголовной ответственности к налогоплательщикам за налоговые правонарушения без признаков прямого умысла, т.к. за обычные ошибки, добросовестное заблуждение и спорные вопросы уголовные дела не возбуждаются. Кроме того, в ряде стран порог доначисления налогов не является фиксированной суммой, а измеряется как процент от совокупных налоговых обязательств юридического лица, что создает равные условия для малых, средних и крупных компаний.

В Казахстане большинство доначислений налогов и других обязательных платежей в бюджет при налоговых проверках производится по спорным вопросам, которые возникают как следствие неясности положений налогового законодательства и следования указаниям налоговых органов, которые были пересмотрены позже. Решения судов в большинстве случаев, как показывает практика, принимаются в пользу налоговых органов. На основании таких решений возбуждаются уголовные дела на главных бухгалтеров и руководителей компаний при отсутствии прямого умысла в их действиях.

В целях снятия барьеров для развития предпринимательства и создания нормальных условий для привлечения инвестиций бизнес-сообщество начиная с 2013 года предлагается правительству и парламенту внести изменения в Уголовный и Налоговый кодексы по декриминализации налоговых правонарушений.

24 февраля 2016 года вышло Постановление Правительства Республики Казахстан № 103, предусматривающее в частности выработку предложений по декриминализации налоговых правонарушений и исключению уголовной ответственности за налоговые правонарушения в случае добровольной уплаты налогов и штрафов.

Кроме того, Ассоциация налогоплательщиков Республики Казахстан совместно с Комитетом государственных доходов Министерства финансов разработали проект Постановления Правительства Республики Казахстан «Об утверждении критериев и условий направления материалов по результатам налоговой проверки в правоохранительные органы», который в настоящее время находится на рассмотрении Генеральной прокуратуры республики.

Учитывая, что указанные инициативы пока не нашли отражения в Уголовном и Налоговом кодексах республики, налогоплательщики возлагают большие надежды на разработку предложений по декриминализации налоговых правонарушений, переходу на цивилизованную международную практику применения ответственности за налоговые преступления только по умышленным деяниям, увеличению порога крупного ущерба до 10% от совокупных налоговых обязательств за проверяемый период, неприменению уголовной ответственности в случае неясности и противоречивости налоговых положений и нарушения принципа определенности налогообложения, а также в случае полного погашения задолженности по налогам.

Принятие данных изменений в законодательстве придаст больше уверенности налогоплательщикам в том, что их бизнес не будет разрушен по необоснованным и надуманным причинам, а их не привлекут к уголовной ответственности без справедливого на то основания.