Перейти к основному содержанию

7174 просмотра

Почему у нас запрещают InDriver, но разрешают UBER и Яндекс.Такси?

Амир Бегдесенов
Амир Бегдесенов
ПОЧЕМУ У НАС ЗАПРЕЩАЮТ INDRIVER, НО РАЗРЕШАЮТ UBER И ЯНДЕКС.ТАКСИ

Амир Бегдесенов, партнер и патентный поверенный в Sayat Zholshy & Partners

Не только автолюбители у нас знают, что в Казахстане госорганы заблокировали доступ к InDriver. При этом, у нас процветают Uber и Яндекс.Такси, не говоря уже о Апару, EST и других интернет-агрегаторов меньшего размера, некоторые наши госорганы даже заключили с ними меморандумы.

Я не вижу каких-то принципиальных различий между этими сервисами. Для интереса в Алматы знакомые заказывали обе службы — ни у одного из приезжавших водителей Uber и Яндекс не было государственной регистрации, обозначений такси, единой цветовой гаммы, контрольно-кассовых аппаратов, таксометров. Деньги принимаются наличными.

Если запрещать один сервис, то логично запрещать и другие. Такой разный подход регуляторов потенциально может являться АНТИКОНКУРЕНТНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ ГОСОРГАНОВ – такие действия запрещаются согласно пункту 1 статьи 194 Предпринимательского кодекс, если они привели или могут привести к ограничению или устранению конкуренции. В свою очередь, невозможность работы сервиса InDriver свидетельствует об ОГРАНИЧЕНИИ КОНКУРЕНЦИИ – блокировки ведут к уменьшению количества игроков на рынке.

Я еще даже не говорю о КОРРУПЦИИ, хотя эта версия достойна отдельного изучения. Так, к примеру, Президент Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса Константин Горожанкин в интервью пишет: «У людей складывается ощущение, что с приходом Яндекс.Такси и Uber кто-то из людей, которые находятся наверху, получил какую-то долю и начинает просто нечестными методами убирать конкурентов».

Официальная причина блокировки – доступ к сервису InDriver в Казахстане ограничен из-за нарушения законов об автомобильном транспорте и связи (https://tengrinews.kz/…/pochemu-v-kazahstane-ogranichen-do…/).

Разберем же юридическую сторону вопроса.

СМИ пишут: «В результате проверки деятельности сервиса InDriver комитетом транспорта МИР РК было установлено нарушение пункта 4 статьи 26 Закона РК "Об автомобильном транспорте».

Смотрим «предписание об устранении нарушений законодательства Республики Казахстан о связи» Комитета связи и сразу возникают вопросы. На некоторые по мере своих возможностей попытаюсь дать ответы:

1) Речь о нарушениях законодательства о СВЯЗИ или АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ?
В тексте предписания ссылаются на Закон РК "Об автомобильном транспорте".

2) Может ли Комитет СВЯЗИ дать предписание по нарушениям в области ТРАНСПОРТА?
Затрудняюсь ответить. Вопрос, скорее всего, к прокуратуре или правоохранительным органам.

3) Достаточно ли предписания для блокировки?
Пунктом 1-3 статьи 36 Закон Республики Казахстан от 5 июля 2004 года № 567-II «О связи» указано, что при оказании услуг доступа к Интернету оператор связи обязан ограничить доступ к информации, запрещенной вступившим в законную силу РЕШЕНИЕМ СУДА или законами Республики Казахстан».
Решение суда о блокировке отсутствует. Законов, которые запрещают информацию с сайта Индрайвера, я не слышал.

4) Кого именно проверяли то? Сервис же не юридическое лицо!
Проверки не было. Была просто переписка или, как пишет Комитет транспорта – «была проведена работа».

5) А проверили ли Uber и Яндекс.Такси? 
Нет. По крайней мере, в СМИ такая информация отсутствует.

6) Была ли проверка законной, ее регистрировали в прокуратуре?
См. выше – проверки не было. А проведение «переписки» регистрировать в органах правовой статистики не нужно.

7) На основании чего блокировали сервис?
На основании письма Комитета транспорта…

ВЫВОД: Комитет транспорта, выявив (без проверки) нарушения в области автомобильного транспорта, попросил Комитет связи вынести свое предписание. Звучит уже странно. Один госорган просит другой госорган вынести предписание по своей же сфере?!

Идем дальше – изучим норму, на которую ссылается в своем предписании Комитет транспорта… т.е. Комитет связи:

«4. Информационно-диспетчерская служба такси, создаваемая иным лицом, не являющимся перевозчиком такси, заключает договор по информационно-диспетчерскому обслуживанию с перевозчиками такси, включенными в реестр перевозчиков такси, и оказывает свои услуги при условии выполнения перевозчиком такси требований подпунктов 3), 5) и 8) пункта 2 настоящей статьи.».
«9-1) информационно-диспетчерская служба такси – служба, создаваемая перевозчиком или иным лицом для обработки заказов клиентов и их передачи водителю такси, в том числе с применением аппаратно-программного комплекса».

8) Является ли InDriver, Uber или Яндекс.Такси информационно-диспетчерской службой такси?
Нет. Клиент размещает свой заказ, который видят ВСЕ водители того или иного сервиса. Заказ конкретному водителю НЕ ПЕРЕДАЕТСЯ – он сам на него откликается! Т.е. здесь исключен человеческий фактор – нет операторов или операционистов, которые созваниваются с клиентом и водителем. Сервисы – лишь платформа для прямого взаимодействия клиентом и водителей.

ВЫВОД: если InDriver, Uber или Яндекс.Такси не являются информационно-диспетчерскими службами такси, то пункт 4 статьи 26 Закона РК «Об автомобильном транспорте» они даже теоретически нарушить не могут!

Ок, для эксперимента представим, что эти сервисы являются информационно-диспетчерскими службами такси. Если так, то они обязаны (цитирую):

«заключить договор по информационно-диспетчерскому обслуживанию с перевозчиками такси, включенными в реестр перевозчиков такси, и оказывать свои услуги при условии выполнения перевозчиком такси требований подпунктов 3), 5) и 8) пункта 2 настоящей статьи». Возникает резонный вопрос:

9) А что делать, если перевозчик не выполняет указанные требования?
Ответ логичен – InDriver, Uber или Яндекс.Такси отказывают в предоставлении своих услуг. Наверное, здесь надо наказать конкретного перевозчика, а не интернет-сервис? У него же есть, наверное, добросовестные перевозчики?! Но нет, нашим госорганам проще наказать «корень всех бед», т.е. владельца информационно-диспетчерской службы такси!

10) А что за требования к перевозчикам?
Это следующие требования:

3) обеспечить прохождение предрейсового технического осмотра автотранспортных средств предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей такси;
5) обеспечить своевременную замену такси в случае его неисправности;
8) обеспечить соблюдение режима труда и отдыха водителей такси.

11) Соответствуют ли перевозчики Uber или Яндекс.Такси данным требованиям?
Нет, или по крайней мере, не всегда, об этом я писал выше.

Как видите, в указанной ситуации блокировки популярного сервиса очень много вопросов. Они носят явно неправовой, волюнтаристский и предвзятый характер. Надеюсь, антимонопольный орган обратит внимание на нестыковки и довольно странные позиции вовлеченных в блокировку госорганов.

Не хотелось бы, чтобы тот или иной госорган своим запретом определял наш выбор – выбор пассажиров и водителей. По мне, так пусть все сервисы работают в Казахстане. Очевидно, что технологии делают жизнь людей лучше, сдерживают рост цен в сфере перевозок. Вместо выборочных запретов, лучше использовать их популярность для приведения на сегодня серого рынка такси в Казахстане, где преобладает «бордюрный» паттерн, в цивилизованный вид, приносящий пользу государству и обществу. А конкуренция выберет лучших!

Комментарии Disqus
Gregory Rayter

Какие ошибки допускают собственники бизнеса в Казахстане, внедряя западные стандарты управления

Вот уже около 25 лет мы работаем с компаниями на постсоветском пространстве в части внедрения организационных изменений, либо входя в штат организации, либо осуществляя эти изменения комбинированным путем (сессии на территории клиента/дистанционный контроль за внедрением между сессиями). Ни одно из внедрений не проходит гладко: впрямую следовать рецептам, опубликованным в книгах по бизнесу и используемым на Западе, не удается. Требуется тонкая настройка инструментария, точный учет особенностей характера собственника и особенностей корпоративной культуры клиента.


Таир Назханов

Сможет ли иностранный инвестор законно защитить свои права в Казахстане?

Завершающей темой цикла статей о правовом статусе иностранных лиц в Казахстане станет юридическая сторона вопроса, в которой раскроем правовые механизмы защиты прав и законных интересов иностранцев. Создавая благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций в страну, упрощен и введен безвизовый въезд в Казахстан для граждан 55 стран, осуществлена либерализация требований законодательства РК в сфере инвестиций и предпринимательства.


Олеся Кириловская

Как защитить компанию от сотрудников, уходящих к конкурентам

Изменения в Трудовой кодекс, принятые начиная с 2016 года, сместили фокус законодательства с защиты прав работников на предоставление более широких полномочий работодателю. Ярким примером такого подхода служит вновь введенное положение статьи 29, согласно которому по соглашению сторон между работодателем и работником может заключаться договор о неконкуренции, которым предусматривается обязательство работника не осуществлять действий, способных нанести ущерб работодателю.


Оле Хансен

Куда двинется цена на нефть в конце 2018 года

Направление по многим основным сырьевым товарам по-прежнему будет определяться решениями, принятыми в Вашингтоне за последние шесть месяцев. Кроме погоды, создавшей как новые возможности, так и проблемы в сельскохозяйственном секторе, торговая война президента США Дональда Трампа с Китаем и санкции против Ирана продолжат задавать тон до конца года.


Таир Назханов

Какие налоги должны платить иностранцы и иностранные компании в Казахстане?

Продолжая тематику о правах иностранных лиц в стране, нельзя обойти финансовую составляющую. В данной статье хотелось бы разъяснить порядок налогообложения нерезидентов по одному из основных видов налогов – подоходному налогу (ИПН, КПН), не затрагивая сферу недропользования (в силу своей специфики).