Как устроен бизнес на извозе в РК?

В последнее время замечаю, что возле аэропортов стоят преимущественно таксисты одной компании.
Председатель Республиканской коллегии адвокатов

В последнее время замечаю, что возле аэропортов стоят преимущественно таксисты одной компании.

Возникает справедливый вопрос: почему надо было выбирать только одну компанию и отдавать ей жирный кусок, если рынок суперконкурентный?

Выяснил два интересных обстоятельства:

Первое. Под предлогом улучшения сервиса и необходимости избавить пассажиров от частных навязчивых таксистов крупные аэропорты выбирают одну компанию в качестве поставщика таких услуг. При этом непонятно, почему надо давать привилегии одной компании, когда есть множество других, которые предоставляют равнозначный сервис за схожие цены. Таксомоторные компании хотят и могут конкурировать за наши деньги, если им дать равный и недискриминационный доступ.

В любом случае, действия по допуску одной лишь компании ограничивают конкуренцию и могут нарушать ст. 13 Закона о конкуренции, которая запрещает действия или бездействия монополистов, которые привели или приводят к ограничению доступа на соответствующий товарный рынок, недопущению, ограничению и устранению конкуренции и (или) ущемляют законные права потребителей. Санкция за нарушение согласно ст. 159 КоАП — штраф от 3-х до 5-ти процентов от выручки с конфискацией монопольного дохода.

Второе. Акиматы выделяют из бюджета деньги на покупку автомашин для какой-то избранной таксомоторной компании. Это уж ни в какие ворота. Частников, желающих инвестировать в этот рынок, предостаточно. Понятно, что все эти государственные средства выделяются под лозунгом повышения качества услуг такси, но это фикция. Несколько сотен автомашин за счет государства — это капля в море для наших городов. Они никак не решат проблему с хамством, обсчетом, грязными машинами и другими элементами некачественного сервиса. Все эти проблемы можно и нужно решать другими рыночными регуляторными мерами, а не за счет государственных денег.

На самом деле предоставление госорганами одному лицу льгот и преимуществ, которые ставят его в привилегированное положение относительно конкурентов, может нарушать ст. 33 Закона о конкуренции. Санкция за это нарушение согласно ст. 163 КоАП — штраф на должностных лиц в размере 300 МРП.

На квалификацию действий указанных в настоящем посте субъектов влияют множество обстоятельств, а также неоднозначность нашего законодательства, поэтому состава правонарушения может и не быть. Но в любом случае антимонопольный орган должен провести анализ данных действий с учетом всех обстоятельств и дать им правовую квалификацию и хотя бы пресечь и предотвратить их совершение в будущем.

В свою очередь, акиматы должны знать, что их целью является развитие конкуренции и создание условий для массового бизнеса, а не для одной компании. Поэтому им необходимо навести порядок на рынке услуг такси, при чем, без ущемления прав и интересов многотысячной армии наших соотечественников, кормящих частным извозом свои семьи. Эти граждане имеют гарантированное конституцией право на свободу предпринимательства. Ведь при должном порядке частные извозчики могут оказывать качественные услуги за меньшие деньги, особенно, с учетом современных сервисов типа Uber, и у них могут быть хорошие и чистые автомашины, а они сами являться этичными и приятными людьми и добросовестными налогоплательщиками.