Что понимать под нацией?

Если гражданскую, территориальную общность, на чём настаивают сейчас современные сторонники национального государства (Айдос Сарым, Расул Жумалы) и на что не согласны остальные националисты этнократического толка, то такое требование теряет свой смысл. 
Президент научно-образовательного фонда «Аспандау»

Если гражданскую, территориальную общность, на чём настаивают сейчас современные сторонники национального государства (Айдос Сарым, Расул Жумалы) и на что не согласны остальные националисты этнократического толка, то такое требование теряет свой смысл. 

Скорее всего, речь идёт именно о казахской национальности, об этнической общности, независимой от границ государства. Это больше соответствует требованиям казахизации СМИ и госслужбы. Кстати, если эти требования будут правовыми и экономическими, а не принудительно-силовыми, произвольными, то это, вполне, логичные требования для всех граждан Казахстана.

Общенациональную, гражданскую идентичность трудно отстроить без упора на этническую культуру титульной национальности. К таким требованиям я отношусь позитивно, хотя не до конца, понимаю о какой национализации, идёт речь, скорее всего, государства. Звучит действительно неприятно, но речь идёт, скорее всего, о демократической передаче государства в руки всей нации, а не только казахов.

Жаль, что современные националисты отвергают общепринятые смыслы в понятиях национализма и национальности, поэтому звучит это всё запутанно и нелогично, понятие патриотизма подменяется понятием национализма, а понятие национальности — понятием гражданства. Я лично предпочитаю общепринятые коннотации терминов не нарушать, поэтому считаю, что казахи это национальность, а казахстанец — нация. В будущем, когда казахский язык станет доминирующим языком казахстанской нации, её можно будет спокойно называть просто казахской, без стирания в настоящем моменте этнического понимания термина "казах".

Этнических национальностей в Казахстане много, а гражданская нация одна.