Украинский кризис показал, что казахстанские СМИ проиграли конкурентное сражение

В середине ноября мне довелось выступить на VII Форуме "Медиа Курултай". Традиционный Медиа-Курултай в Алматы стал площадкой, на которой представители отечественного медиа обсуждают итоги года, формируют багаж опыта и делают выводы. Компания, которую я возглавляю, - "Верный Капитал" - это крупнейшая группа частных инвестиций в Казахстане, и мы знаем, что успех инвестиционного управляющего во многом зависит от его способности внимательно всматриваться в происходящее, анализировать и из потока событий выделять те, опираясь на которые можно видеть перспективу и контролировать риски.
Генеральный директор ИГК «Верный Капитал»

В середине ноября мне довелось выступить на VII Форуме "Медиа Курултай". Традиционный Медиа-Курултай в Алматы стал площадкой, на которой представители отечественного медиа обсуждают итоги года, формируют багаж опыта и делают выводы. Компания, которую я возглавляю, — "Верный Капитал" — это крупнейшая группа частных инвестиций в Казахстане, и мы знаем, что успех инвестиционного управляющего во многом зависит от его способности внимательно всматриваться в происходящее, анализировать и из потока событий выделять те, опираясь на которые можно видеть перспективу и контролировать риски.

Вот и я попытался выявить кое-какие закономерности в развитии медиа, о чем и рассказал участникам форума. А поскольку ряд затронутых тем касается не только медиа-бизнеса, но и бизнеса в целом, решил поделиться своими мыслями с читателями газеты "Курсивъ".

Предлагаю обратить внимание на 5 ключевых аспектов произошедших изменений.

Усиление глобальных связей и взаимозависимостей.

Еще в 60-70-е годы прошлого века мир был биполярным: мировая экономика делилась на бедные страны Южного полушария и богатые государства Северного. Но за последние 50 лет количество членов МВФ и Всемирного банка выросло с 40 в 1946 году до 188 сейчас. Доля развивающихся стран — куда относится и наш Казахстан — в мировом ВВП почти удвоилась. Они стали двигателем торговли, установили прочные финансовые связи с остальным миром. 2014-й год недвусмысленно продемонстрировал нам принцип "все зависят от всех" — экономически, политически, социально, научно, инновационно. Нарушение связей в одной части глобальной системы отражается на всех ее составляющих.

Для медиа-рынка это означает, что будет расти потребность в информации, которая шире, чем "о нашем доме и улице". Массовая аудитория обычно сосредоточена на локальной, внутренней информации. На это сейчас направлены основные усилия отечественных СМИ, в этом наращивается компетенция журналистов. Однако события последнего времени меняют приоритеты. Мы увидели это в ходе маркетингового исследования, которое проводилось по заказу "Верного Капитала" в июне этого года. Местные новости по-прежнему входят в ТОП-3 по объему потребления. Однако на вопрос, какие рубрики вы считаете самыми важными, респонденты на первое место поставили "События в мире": почти половина респондентов отметили, что им "крайне важно" знать о том, что происходит вокруг Казахстана. Думаю, масс-медиа в Казахстане не могут не отреагировать на этот тренд.

Второе. 2014-й закрепил понимание нашего мира как мира кризисов.

Очевидно, что спокойного движения "по течению" ожидать не приходится. В начале 2013-го года мы это понимали, но связывали преимущественно с кризисами экономическими. В 2014-м стало очевидно, что, помимо экономических взлетов и падений, нам придется развиваться в условиях глобальных политических, социальных и даже военных конфликтов. Мы, медиа-инвесторы, видим, что казахстанские СМИ пока плохо выдерживают конкуренцию, например, с российскими медиа. Наши СМИ пока не могут предложить аудитории адекватный по насыщенности и качеству анализа информационный "кризисный" контент. Это приводит к закреплению казахстанской аудитории за российскими медиа – в телесмотрении и в интернет-трафике.

Пока у нас нет оснований надеяться на то, что в обозримом будущем доминирование российских информационных продуктов ослабнет органически, само собой, вместе с ростом доли казахоязычного населения в Казахстане. В ходе исследования, о котором я упоминал, мы интересовались, на каком языке потребители предпочитает получать информацию. Подавляющее большинство ответило, что на русском. Причем среди тех, кто хорошо владеет казахским языком, только 9% сказали, что потребляют информацию на казахском языке.

Конечно, сказывается нехватка качественного контента на казахском языке, но и привычки потребления нельзя сбрасывать со счетов. Те, кто хочет получать новости на русском языке – а их преимущественное большинство – нуждаются в качественном предложении со стороны казахстанских СМИ. Если его нет, они находят другой канал получения информации. Украинский кризис показал, что казахстанские СМИ, по сути, проиграли конкурентное сражение в период пиковой потребности потребителей в продукте. И таким образом еще прочнее закрепили казахстанского зрителя и читателя за российским медиа-пространством.

"Верный Капитал" — ключевой инвестор 31 канала. Мы давно развиваем направление медиа в нашем инвестиционном портфеле. И убеждены, что эффективность СМИ – как продукта и как бизнеса – прежде всего зависит от самого СМИ, его руководства и команды, и в N-ую очередь от государства.

Третье. Интернет и рост влияния креативного класса.

В этом году, в рамках социологического исследования, которые мы провели в августе, мы впервые обнаружили, что Интернет стал первостепенным источником информации для жителей больших городов. Более 60% горожан старше 25 лет с доходом средним и выше, уровнем образования средним и выше черпают информацию в первую очередь из Интернета. Второй по важности информационный источник – это так называемая социальная группа (знакомые, друзья, родственники). Впервые мы наблюдаем, что телевизионные новости и программы спустились на третью ступень по важности.

Теория современной постиндустриальной экономики, в которой знания превалируют над капиталом, не нова — ей уже почти два десятка лет. Но именно 2014-й год смело можно назвать годом силы креативного класса. Мы убедились воочию, что именно креативный, творческий класс больших городов создает повестку дня уже не только в развитых, но и в развивающихся странах. Он не только формирует общественное мнение, но и сам напрямую является силой политических, общественных и экономических изменений. Экономист Ричард Флорида – автор теории креативного класса – назвал его представителей "людьми, меняющими будущее". В 2014 году они стали людьми, меняющими день сегодняшний.

Четвертый аспект. Рост потребности в квалифицированных кадрах.

Насколько качество нынешних кадров позволяет нашим медиа создавать конкурентный продукт, который будет востребован нашим креативным классом? Ответ на этот вопрос важен в контексте обсуждения вопроса информационной безопасности страны. Важно понимать, что ключ к ее обеспечению лежит именно в качестве взаимодействии отечественных медиа и креативного класса. Перед творческим классом бессмысленно строить информационные препоны и "заборы" — он их легко обходит. Креативный класс сложно ввести в заблуждение – эти люди живут информацией и ее обменом. Именно они являются тем самым вторым по важности источником информации для остального населения, именно они – лидеры мнений в социологии.

Мы, инвесторы, постоянно работаем в условиях недостатка квалифицированных кадров практически во всех индустриях, в которых развиваем наши проекты. Сложно назвать такую, где этой проблемы нет. Проблема качества образования и подготовки кадров много и обширно обсуждается, но мы не можем ждать ее решения — бизнес нам нужно делать сейчас. Выход я вижу в том, чтобы самим заниматься развитием и доквалификацией сотрудников. Да, мы привозим экспатов для работы в наших активах, но для того, чтобы они быстро сформировали необходимую компетенцию и передали ее в локальные команды. Медиа-бизнес должен отстроить внутри каждой компании собственную систему развития и обучения персонала, формирования профессиональных команд. Она может быть абсолютно разной, но очевидно одно – тот, кто не развивает свою команду, не сможет конкурировать.

И последнее. 2014-й год укрепил очевидность тенденции, с которой мир столкнулся после экономического кризиса 2009 года. Это – существование и развитие в условиях неопределенности, когда сложно строить прогноз даже на ближайшее будущее.

При этом каждый бизнес-менеджер должен развивать свою компанию, а каждый из нас – свою жизнь. Поэтому спрос на профессиональные информационные продукты будет расти. И одновременно будут расти ожидания и требования потребителей к профессиональному уровню информационного продукта. Доверие и интерес – вот две старые, как медиа-мир, но обретающие новое значение, ценности, за которые готов платить современный потребитель информации.

Закончу мыслью Никколо Макиавелли: "Всякая перемена прокладывает путь другим переменам". Судя по всему, 2015-й обещает стать не менее нетривиальным годом.