Несколько очень неудобных вопросов для министра Аслана Саринжипова

Состояние IT- технологий в подразделениях МОН РК не может не вызывать озабоченности квалифицированных специалистов отрасли.
Генеральный менеджер ТОО «Академсеть

Состояние IT- технологий в подразделениях МОН РК не может не вызывать озабоченности квалифицированных специалистов отрасли.


Не секрет, что в настоящее время в нашем обществе через СМИ и соцсети начал активно муссироваться вопрос о необходимости привлечения зарубежных специалистов в казахстанскую IT-отрасль. Якобы это поднимет планку конкурентной борьбы для казахстанских ВУЗов. Такая косвенная, крайне негативная, но достаточно независимая оценка деятельности МОН в вопросе подготовки IT- кадров, возможно, диссонирует с реляциями об успехах и достижениях с высоких трибун. Однако она имеет место быть. О нелестных оценках специалистов по поводу проводимой политики тиражирования не обеспеченных знаниями дипломов я умолчу.

От себя отмечу, что такая ситуация для специалистов не удивительна в силу ряда факторов. В частности в силу того, что IT-инфраструктура многих подразделений МОН представляет собой весьма удручающее зрелище и не приспособлена для реализации современных проектов и уж тем более для подготовки специалистов мирового уровня. Отдельные исключения скорее подтверждают правило, чем говорят о высоком уровне IT в МОН. Я не говорю о потемкинских проектах нескольких ВУЗов, а говорю об IT- инфраструктуре всех казахстанских высших учебных заведений, казахстанских НИИ и школ в целом. Ведь, например, несмотря на то, что программой e-learning предусмотрено создание серверного помещения в каждой школе, но не только в них, но и в НИИ, ВУЗах не то что нет серверных, соответствующих стандартам индустрии, но и элементарно часты перебои со светом, а генераторов нет и в помине. Нет смысла говорить о крупных серверных комплексах в системе МОН. В большинстве ВУЗов и НИИ таковых практически нигде нет. А имеющиеся простаивают. Но ведь этот факт при общемировой тенденции централизации IT- приложений на серверах и в Дата-Центрах, прямо говорит: коль скоро в МОН нет серверов и нет ЦОДов, это значит, что там по существу нет и современных IT-технологий.

Да что там серверные комплексы. Уровень оснащенности персональными компьютерами учащихся ППС, ученых, АУП до сих пор регламентируется нормами МОН в районе 10-15% . Тогда как в ведущих научных и образовательных учреждениях мира этот показатель давно доведен до 100%.

 

Хотел бы еще упомянуть об интернет-технологиях в министерстве. В то время когда телереклама вовсю рассказывает высокоскоростной широкополосный доступ в Интернет (ШПД) для физических лиц на скорости до 100 мбит/сек, в скандальной программе e-learning заложена скорость 10 мбит/сек для целых школ. А в некоторых ВУЗах на 10 000 студентов скорость в 60 мбит/сек до сих пор, считают достижением. Такие скорости, это — профанация онлайн обучения. Кроме того, если указать на роль МОН в вопросе наполнения Казнет и цифровой поддержке казахского языка, то с сожалением можно констатировать, что казахстанскому министерству науки и образования в этом вопросе особо похвастать нечем. А сервис электронной почты? Ведь даже у многих сотрудников МОН на визитках есть е-мейл с почтовым адресом mail.ru , что уж говорить о директорах региональных школ, или колледжей.

Таких недостатков в вопросе развития интернет технологий предостаточно. О средней зарплате IT специалистов МОН, даже и вспоминать не хочется. Она может заинтересовать лишь специалистов, не нашедших применения в других отраслях, и никак не стимулирует для развития продвинутых проектов для отечественного образования.

Суть моих предложений, проста. 

1. Необходимо признать, что уровень IT в системе МОН не соответствует развитию науки и образования в ведущих странах мира. Ведь руководством РК поставлена задача вывода страны в пресловутую тридцатку. Мне неведомо как это трактуется в МОН. Но на уровне рядовых граждан, в частности мною, это понимается, как то, что и наше образование и наука должны соответствовать уровню этой «тридцатки». И в первую очередь IT-инфраструктура МОН должна быть на высоте.

2. Необходимо обязать все структуры МОН, в частности с государственным участием хотя бы элементарно отвечать на внешнюю корреспонденцию, касающуюся развития не только IT, но и вообще образовательного процесса в целом. Ведь по ответам ответственных сотрудников и руководителей, разнообразные комиссии МОН могут судить об очень многом. Пока же удельные князьки, сидя на местах руководителей подразделений министерства считают, что они все итак знают.

3. Необходимо изменить нормативы МОН как регулятора рынка образования по развитию в подразделениях министерства современных технологий образования. Например, по развитию серверной инфраструктуры, облачных технологий в частности и IT- технологий в целом, ужесточив наказание руководителей за их невыполнение.

4. Необходимо обязать все подразделения МОН участвовать в реализации госпрограмм по наполнению Казнет, созданию отечественного цифрового контента и цифровой поддержке казахского языка.

5. Необходимо создать собственную ведомственную сеть передачи МОН, связав все его подразделения высокоскоростным ВОЛС кабелем. Такая сеть, есть, например, у АО КТЖ. При наличии огромной клиентской базы МОН, эта сеть может стать не только современной учебно-технологической базой, но и прибыльным коммерческим проектом, деньги которого могут быть направлены на развитие науки в РК.

6. Необходимо создать единые платформы МОН для обращений граждан с возможностью публикаций фото и видео информации как это делается в соцсетях, для электронных почтовых сервисов, СЭД, ERP школ, НИИ, ВУЗов с возможностью регулируемого доступа учащихся, ученых, родителей и просто инициативных граждан.

7. Все проекты национального масштаба как, например оскандалившийся проект e-learning проводить только после массового обсуждения на блог-платформах МОН и в соцсетях.

8. И вообще надо прекратить врать самим себе