Перейти к основному содержанию

5685 просмотров

Жители поселка в Карагандинской области требуют закрыть карьеры по добыче песка

Владелец бизнеса утверждает, что местное население на него ополчили сами власти

Фото: Виктор Осипов

Песчано-гравийную смесь на месторождении «Солончаки» в поселке им. Габидена Мустафина добывают с 90-х годов. Тогда разработкой проекта по добыче ПГС в Бухар-Жырауском районе занималось специализированное управление «Уралсибгидромеханизация». Затем месторождение на берегу реки Нуры эксплуатировалось трестом «Казметаллургстрой». Добываемое сырье активно использовалось в строительных работах, применялось при возведении дорог, а также в производстве цемента.

В 2006 году право недропользования было передано темиртаускому предприятию «Импульс», а в 2018 году – ТОО «Нурнамыс-Строй». 

Производственная мощность предприятия – 500 тыс. т продукции в год. Компания активно поставляла свою продукцию на местный рынок, но в последнее время стали возникать проблемы. Жители поселка считают, что недропользователь наносит ущерб экологии.  

Письмо акиму  

Представители местного сообщества обратились с письмом к акиму Карагандинской области Женису Касымбеку с просьбой проверить «Нурнамыс-Строй» на законность добычи ПГС. Помимо этого они требуют представить им соответствующие разрешительные документы на проведение работ, а также заключения экологов по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОЗ). 

Пережившие в 2015 году серьезное наводнение жители обеспокоены тем, что деятельность предприятия, разрушающего прибрежную зону реки Нуры, может спровоцировать новую трагедию.  

Напомним, наводнение в Карагандинской области стало самым масштабным ЧП в Казахстане. Большая вода полностью разрушила почти 400 домов. Нанесенный ущерб был оценен в 9 млрд тенге.  

«В подвалах жилых домов до сих пор имеется грунтовая вода на уровне 40–50 см. Вода также находится в колодцах «Казахтелекома» и в водопроводных сетях. Факт наличия воды в погребах домов и в подвале школы свидетельствует о том, что добыча песка наносит значительный вред природе и несет угрозу затопления поселка в паводковый период», – отмечено в письме.

Сегодня сельчане считают, что добыча ПГС увеличивает подъем грунтовых вод. Люди обеспокоены ситуацией и хотят знать, не выходит ли предприниматель за пределы разрешенных границ. 

Есть ли нарушения?

Директор ТОО «Нурнамыс-Строй» Юрий Венчиков знает о письме акиму области. Жалобы от местных жителей читает не первый год. Бизнесмен с готовностью представляет все документы и многочисленные заключения проверок. Говорит, что только за 2018 год их было 18, в этом завершилась уже девятая.  

«Мы добываем песок, никаких взрывов не производим. Все документы у нас в порядке, по всем проверкам у нас есть акты и заключения. Мы работаем законно и ничего не нарушаем», – утверждает г-н Венчиков. 

Он также сообщил, что к дороге, которая идет через реку, его компания отношения не имеет.

«Раньше там работала фирма «Уралсибгидромеханизация». Дорогу строили еще в 1988 году. Три предприятия треста КМС работали на этом балласте, потом началась перестройка, предприятия закрылись, а дорога осталась. Это переезд никак не мешает прохождению через него воды», – уверяет Юрий Венчиков.

В свою очередь специалист по недропользованию ТОО «Нурнамыс-Строй» Елена Дуцинина продемонстрировала контракт на право пользования землей. Горный отвод – участок недр, предоставленный пользователю в соответствии с лицензией для добычи полезных ископаемых, согласован с водной инспекцией. Водоохранная полоса соблюдена. Разрешения на работу выдавались областным акиматом, органами СЭС и департаментом экологии.   

«Все необходимые мероприятия в водоохранной зоне мы проводим, есть все заключения: технический проект, проект ОВОЗ. Проводится ежегодный мониторинг. Привозим лабораторию, которая делает замеры. Все документы у нас на это есть, разрешения на эмиссии получены», – утверждает г-жа Дуцинина.  

Последняя проверка на предприятии прошла 23 октября 2019 года. Представители экологического департамента отреагировали на письмо жителей поселка им. Габидена Мустафина. Они установили, что ТОО «Нурнамыс-Строй» выдан горный отвод для добычи песчано-гравийной смеси на месторождении «Солончаки», расположенном в Бухар-Жырауском районе, площадью 1,9 тыс. кв. м. Предприятие имеет заключение государственной экологической экспертизы на проект, разрешение на эмиссии в окружающую среду. В соответствии с документацией по ликвидации рекультивация нарушенных земель будет проведена после полной отработки участка.  

«На момент проверки фактов попадания в воду песка, откачанного в ходе добычи, не установлено. Фактов изменения русла реки не зафиксировано», – отмечается в акте о результатах проверки.  

Все дело в непокорности

Между тем Юрий Венчиков полагает: жалобы на него не случайны. 

«Буквально пару лет назад, в связи с празднованием 350-летия Бухар Жырау, мне пришло письмо из акимата с просьбой оказать материальную помощь в организации праздника – 100 тыс. тенге. Потом еще письмо и еще 100 тыс. тенге, потом еще одно письмо и уже 2 млн тенге. Я отказал. Таких денег у меня нет», – рассказал бизнесмен.  

По его словам, на протяжении длительного времени он помогал местному акимату, безвозмездно отгружая машины с песком на строительство объектов в рамках выполнения социальных обязательств. А когда понял, что помощь стала исчисляться сотнями тонн продукции, написал жалобу в департамент Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции по Карагандинской области.  

«…Предприятие ежегодно откликается на все просьбы местных поселковых акиматов, выделяя строительный материал и технику на сотни тысяч тенге. Прошу оградить меня от незаконных и необоснованных действий акима района, который давит на бизнес», – говорится в его письме.

Из ответа, который получил г-н Венчиков, следует, что с чиновниками была проведена профилактическая беседа «о недопущении фактов, ущемляющих права и свободы предпринимателей, а также нарушений требований этического кодекса госслужащих». 

517 просмотров

Как выбрать офис мечты

Три инсайда от основателя консалтинговой компании PFM Solutions Евгения Гриханова

Фото: Shutterstock

Любой бизнес рано или поздно сталкивается с выбором офиса. Этот процесс может быть как приятным, когда компания растет и расширяется, так и не очень, когда компания сокращает свои обороты и ищет офис поменьше.

Когда-то в прошлой сладкой жизни задумываться особо не приходилось: бизнес рос как на дрожжах, а офисы расхватывали как горячие пирожки. Дефицит офисной недвижимости не располагал к выбору – брали то, что давали, платили, сколько просили. 

Сегодня рынок изменился: есть из чего выбрать и есть над чем подумать. По данным ScotHolland | CBRE, вакансия офисных площадей по итогам 2019 года в Алматы составляет 10–15%, в Нур-Султане – около 20%. При этом предложение растет – совсем скоро в Нур-Султане будет введена в эксплуатацию офисная часть «Абу-Даби Плаза», и в этой конкурентной борьбе в выигрыше остается арендатор.

Прагматичный подход к выбору нового офиса своей мечты строится на трех шагах:

Шаг 1.

Определите свои требования к офису: локация, количество рабочих мест и необходимых вспомогательных помещений (кофе-поинт, переговорные и т. п.). Зачастую этому вопросу уделяют мало внимания, но это важно. 

Не ограничивайте себя в локации – пусть у вас будет три-четыре варианта, что позволит в итоге найти баланс по бюджету на аренду и не загонять себя в рамки одной локации и, как следствие, цены. Да и торг всегда уместен, ведь три-четыре варианта – это разные владельцы, и можно получить условия «повкуснее». Условно офисные здания делятся на три категории: A, B, C, которые сильно влияют на цену. Но не идите на поводу у арендодателей, стремящихся повысить класс офиса вместе с ценой, определите собственные критерии классности и приступайте к поиску офиса. 

Обязательно подумайте о сроке аренды – ответ на этот вопрос даст вам дополнительную скидку при долгосрочных отношениях и уверенность в том, что вас не оставят на улице через 11 месяцев.

Если вы маленькая компания, обратите внимание на коворкинги, тогда вам не потребуется думать о кофе-поинте или столовой – как правило, это включено в инфраструктуру общего пользования. А переговорная за дополнительную плату или бесплатно включена в стоимость аренды кабинетов или мест в коворкинге. Коворкинг удобен и в том случае, если у вас много сотрудников, которые не находятся в офисе – тогда вы можете оплачивать рабочие места оператору коворкинга за фактическое использование, что может быть гораздо эффективнее, чем пустующие столы и постоянная оплата аренды за них. 

В итоге у вас должны сформироваться четкие критерии: варианты расположения нового офиса, количество рабочих мест и вспомогательных помещений, готовность/неготовность к ремонту или приобретению мебели и, конечно, срок предполагаемой аренды. 

Шаг 2.

Подберите варианты офисов самостоятельно, например на портале krisha.kz, или с привлечением брокеров.

Если у вас есть секретарь или ответственный за хозяйственную деятельность сотрудник, дайте ему поручение проехать по районам, где вы хотите найти свой офис. Пусть он просмотрит на месте объявления с телефонами или зайдет в отдел аренды в бизнес-центре. 

При работе с брокером обязательно поинтересуйтесь, какие услуги он окажет за ваши деньги. Будет ли он отстаивать ваши интересы и анализировать договор аренды, порекомендует ли внести в договор условие о юридической защите ваших прав как арендатора; сделает ли он расстановку мебели; оценит ли технические возможности и так далее. Многие профессиональные брокеры все это делают, но, увы, их единицы. Очень часто брокеры берут с арендатора деньги за воздух, а с арендодателя – за то, что убедили вас арендовать помещение. 

Шаг 3.

После выбора подходящего офиса внимательно изучите договор и внесите важные условия.

Во-первых, попросите арендодателя дать информацию о мощности предоставляемого электричества и вентиляции с кондиционированием. Если вы планируете делать в офисе ремонт, проконсультируйтесь со специалистами, хватит ли вам этих мощностей. Если ремонт не нужен, пропишите в договоре ответственность арендодателя за климат и стабильную работу электрических сетей. Как правило, если у арендодателя скелет в шкафу, он не готов нести финансовую ответственность за стабильную работу этих систем, значит, вам надо поискать другой офис. Не поленитесь найти нужного специалиста и настоять на соответствующих договорных условиях, и тогда вам не придется кусать локти в душном и жарком офисе. 

Во-вторых, выясните, кто будет отвечать за содержание инженерных систем и нести эксплуатационные расходы. Обычно арендодатель пытается переложить эти затраты на арендатора, в этом случае расчеты помогут вам принять решение, подходит ли вам уровень расходов, и обсудить с собственником снижение арендной ставки. А если эту обязанность берет на себя арендодатель, постарайтесь, чтобы в договоре максимально четко были прописаны действия арендодателя, объемы и сроки.

В-третьих, обратите внимание на коммунальные расходы. Если они включены в арендную плату, пропишите ответственность сторон и смело подписывайте договор аренды. Если же вас просят оплачивать коммунальные расходы, требуйте установку счетчиков, иначе вы, вполне вероятно, будете платить не только за себя, но и за другого дядю. И помните: тариф регулируется государством, и арендодатель не вправе делать наценку, если у него нет лицензии на поставку коммунальных услуг.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif