Перейти к основному содержанию

725 просмотров

Жерді тиімсіз пайдаланғандардың тізімі жарияланады

Қазіргі кезде 2,2 млн гектар жер игерілмей жатыр

Фото: Аскар Ахметуллин

Алдағы уақытта жерді тиімсіз пайдаланғандардың тізімі жарияланатын «Блэклист» реестрі құрылмақ. Бұл туралы Орталық коммукациялар қызметінде өткен брифингте Ауыл шаруашылық министрі Сапархан Омаров мәлімдеді.

«Блэклистке» кірген жер иелері мемлекеттік қолдаудан қағылуы мүмкін.

«Ауыл шаруашылығы министрлігінің жергілікті әкімдіктермен бірлесе жүргізген жұмысының нәтижесінде, 2,2 млн гектар жердің игерілмей жатқаны анықталды. Қазіргі кезде оларды мемлекет меншігіне қайтару жөніндегі жұмыс жүріп жатыр. Нақты айтсақ, 400 мың гектар жерге қатысты материалдар сотта қаралып жатыр. 1,2 миллион гектар бойынша, қосымша тексеріс жүргізіліп, оның материалдары сотқа дайындалып жатыр. Ал 600 мың гектарға қатысты бақылау шараларын қолға алдық",– деді Сапархан Омаров.

Министрдің айтуынша, агрохолдингтер сатып алған 1 млн 137 мың гектар жер мемлекет меншігіне қайтарылған. Олар алдағы уақытта жерді жақсы игере алатын Қазақстан азаматтарына, отандық инвесторларға беріледі.

Сонымен қатар министр 2014 жылы жерді бақылау міндеті жергілікті әкімдіктерге жүктелгелі бері, тексеріс 2,7 есе, анықталған кемшіліктердің көзін жою 4,5 есе қысқарғанын айтып өтті. Бұл әкімдік тарапынан мемлекеттік қадағалаудың босаңсығанын байқатады. Осы орайда, АШМ басшысы жергілікті әкімдіктер игерілмей және тиімсіз пайдаланылып жатқан жерлерді мемлекет меншігіне қайтару жұмыстарының жетелдетуге тиіс екенін айтып өтті.

Одан бөлек, биыл жердің сапалық көрсеткіштерін тексеру қолға алынған. 2021 жылға дейін, 33 млн гектар жердің топырағы зерттеліп, 33 млн гектарда геоботаникалық іздестіру жүргізіліп, 30 млн гектар жердегі топырақтың сапалық құрамы сұрыпталады. 

«Қазақстан азаматтарына жер бөлу ашық, электронды түрде өтуі тиіс. Жерді пайдалану құқығын беретін online аукцион ашық өтіп, оны елдің бәрі бақылай алуы керек. Қазіргідей аудан көлемінде ғана өткізілетін аукционнан бас тартамыз. Осы тұрғыдағы заң нормалары 2021 жылдан өз күшіне енеді, дегенмен бұл бағытта жұмыс жүргізіліп жатыр», – деп түйіндеді АШМ басшысы.

535 просмотров

Как выбрать офис мечты

Три инсайда от основателя консалтинговой компании PFM Solutions Евгения Гриханова

Фото: Shutterstock

Любой бизнес рано или поздно сталкивается с выбором офиса. Этот процесс может быть как приятным, когда компания растет и расширяется, так и не очень, когда компания сокращает свои обороты и ищет офис поменьше.

Когда-то в прошлой сладкой жизни задумываться особо не приходилось: бизнес рос как на дрожжах, а офисы расхватывали как горячие пирожки. Дефицит офисной недвижимости не располагал к выбору – брали то, что давали, платили, сколько просили. 

Сегодня рынок изменился: есть из чего выбрать и есть над чем подумать. По данным ScotHolland | CBRE, вакансия офисных площадей по итогам 2019 года в Алматы составляет 10–15%, в Нур-Султане – около 20%. При этом предложение растет – совсем скоро в Нур-Султане будет введена в эксплуатацию офисная часть «Абу-Даби Плаза», и в этой конкурентной борьбе в выигрыше остается арендатор.

Прагматичный подход к выбору нового офиса своей мечты строится на трех шагах:

Шаг 1.

Определите свои требования к офису: локация, количество рабочих мест и необходимых вспомогательных помещений (кофе-поинт, переговорные и т. п.). Зачастую этому вопросу уделяют мало внимания, но это важно. 

Не ограничивайте себя в локации – пусть у вас будет три-четыре варианта, что позволит в итоге найти баланс по бюджету на аренду и не загонять себя в рамки одной локации и, как следствие, цены. Да и торг всегда уместен, ведь три-четыре варианта – это разные владельцы, и можно получить условия «повкуснее». Условно офисные здания делятся на три категории: A, B, C, которые сильно влияют на цену. Но не идите на поводу у арендодателей, стремящихся повысить класс офиса вместе с ценой, определите собственные критерии классности и приступайте к поиску офиса. 

Обязательно подумайте о сроке аренды – ответ на этот вопрос даст вам дополнительную скидку при долгосрочных отношениях и уверенность в том, что вас не оставят на улице через 11 месяцев.

Если вы маленькая компания, обратите внимание на коворкинги, тогда вам не потребуется думать о кофе-поинте или столовой – как правило, это включено в инфраструктуру общего пользования. А переговорная за дополнительную плату или бесплатно включена в стоимость аренды кабинетов или мест в коворкинге. Коворкинг удобен и в том случае, если у вас много сотрудников, которые не находятся в офисе – тогда вы можете оплачивать рабочие места оператору коворкинга за фактическое использование, что может быть гораздо эффективнее, чем пустующие столы и постоянная оплата аренды за них. 

В итоге у вас должны сформироваться четкие критерии: варианты расположения нового офиса, количество рабочих мест и вспомогательных помещений, готовность/неготовность к ремонту или приобретению мебели и, конечно, срок предполагаемой аренды. 

Шаг 2.

Подберите варианты офисов самостоятельно, например на портале krisha.kz, или с привлечением брокеров.

Если у вас есть секретарь или ответственный за хозяйственную деятельность сотрудник, дайте ему поручение проехать по районам, где вы хотите найти свой офис. Пусть он просмотрит на месте объявления с телефонами или зайдет в отдел аренды в бизнес-центре. 

При работе с брокером обязательно поинтересуйтесь, какие услуги он окажет за ваши деньги. Будет ли он отстаивать ваши интересы и анализировать договор аренды, порекомендует ли внести в договор условие о юридической защите ваших прав как арендатора; сделает ли он расстановку мебели; оценит ли технические возможности и так далее. Многие профессиональные брокеры все это делают, но, увы, их единицы. Очень часто брокеры берут с арендатора деньги за воздух, а с арендодателя – за то, что убедили вас арендовать помещение. 

Шаг 3.

После выбора подходящего офиса внимательно изучите договор и внесите важные условия.

Во-первых, попросите арендодателя дать информацию о мощности предоставляемого электричества и вентиляции с кондиционированием. Если вы планируете делать в офисе ремонт, проконсультируйтесь со специалистами, хватит ли вам этих мощностей. Если ремонт не нужен, пропишите в договоре ответственность арендодателя за климат и стабильную работу электрических сетей. Как правило, если у арендодателя скелет в шкафу, он не готов нести финансовую ответственность за стабильную работу этих систем, значит, вам надо поискать другой офис. Не поленитесь найти нужного специалиста и настоять на соответствующих договорных условиях, и тогда вам не придется кусать локти в душном и жарком офисе. 

Во-вторых, выясните, кто будет отвечать за содержание инженерных систем и нести эксплуатационные расходы. Обычно арендодатель пытается переложить эти затраты на арендатора, в этом случае расчеты помогут вам принять решение, подходит ли вам уровень расходов, и обсудить с собственником снижение арендной ставки. А если эту обязанность берет на себя арендодатель, постарайтесь, чтобы в договоре максимально четко были прописаны действия арендодателя, объемы и сроки.

В-третьих, обратите внимание на коммунальные расходы. Если они включены в арендную плату, пропишите ответственность сторон и смело подписывайте договор аренды. Если же вас просят оплачивать коммунальные расходы, требуйте установку счетчиков, иначе вы, вполне вероятно, будете платить не только за себя, но и за другого дядю. И помните: тариф регулируется государством, и арендодатель не вправе делать наценку, если у него нет лицензии на поставку коммунальных услуг.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif