Перейти к основному содержанию

51887 просмотров

Зачем россиянам нужен проблемный казахстанский завод?

«Трансмашхолдинг» выкупил вагоностроительное предприятие «ЗИКСТО»

Фото: Вадим Мударисов

Этой осенью стало известно, что североказахстанский завод «ЗИКСТО», производящий грузовые вагоны, был полностью выкуплен российской компанией «Трансмашхолдинг». Что сулит простаивающему с начала года предприятию приход нового инвестора, разбирался «Курсив».

Пополнили список

«Трансмашхолдинг» занимает лидирующее положение в России в сфере производства железнодорожного транспорта. Согласно отчету компании за 2018 год, в состав «ТМХ» входили следующие предприятия: 

  • Новочеркасский электровозостроительный завод;
  • Брянский машиностроительный завод;
  • Коломенский завод;
  • Пензадизельмаш; 
  • Бежицкий сталелитейный завод;
  • Тверской вагоностроительный завод;
  • Демиховский машиностроительный завод; 
  • МЕТРОВАГОНМАШ; 
  • Октябрьский электровагоноремонтный завод;
  • Центросвармаш;
  • Трансконвертер;
  • Всероссийский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт электровозостроения (ВэлНИИ);
  • Транспортное машиностроение (Трансмаш); 
  • ТМХ Инжиниринг;
  • ТРТранс;
  • РЕЙЛКОМП;
  • Локомотив құрастыру зауыты (Казахстан);
  • Электровоз құрастыру зауыты (Казахстан);
  • TMH International (Швейцария).

В этом году список казахстанских компаний в составе «ТМХ» пополнил североказахстанский завод «ЗИКСТО». Предприятие простаивало с начала 2019 года. По словам прежнего руководства «ЗИКСТО», причиной простоя стала непоставка необходимых комплектующих, в частности - литья, для сбора вагонов из РФ. Кризис затянулся, и завод не смог исполнить договоренности перед заказчиками. Мало того, несколько месяцев работники североказахстанского вагоностроительного гиганта не получали заработную плату. «Курсив» уже рассказывал о проблеме. С долгами предприятие рассчиталось в последние дни весны. А осенью, в ходе заседания акимата СКО, глава региона Кумар Аксакалов сообщил, что на завод пришли новые инвесторы. Они выкупили весь пакет акций предприятия.

«Это один из основных игроков в России на рынке подвижного состава. Они же являются учредителями завода «Бежицкая сталь», который поставлял литье «ЗИКСТО». Дорожная карта по вхождению компании и выкупу завода уже подписана. Крупнейшая компания наконец-то приведет в порядок ЗИКСТО», - отметил Кумар Аксакалов.

Раннее в числе учредителей «ЗИКСТО» значились АО «Национальная компания «Казахстан инжиниринг» и ТОО «Премиумвагонкомплект» (Павлодарская область). Основным покупателем был АО «НК «КТЖ». По итогам социально-экономического развития СКО в 2018 году в АО «ЗИКСТО» объем производства составил 10,5 млрд тенге. Произошло снижение на 26% к 2017 году в связи с сокращением выпуска грузовых вагонов на 331 единицу. 

Изменения к лучшему?

Стоимость сделки по покупке завода умалчивается. Не берутся назвать примерную стоимость и эксперты. Как ответили в официальном ответе на запрос «Курсива» представители российского инвестхолдинга «Финам», назвать цену невозможно из-за того, что в последние несколько лет «ЗИКСТО» работал с перебоями. К тому же предприятие не раскрывает операционные результаты. 

«Более того, не исключено, что сделка могла пройти в неденежной форме, то есть предприятие могло быть передано в обмен на инвестиции и погашение долгов», - предположил в своем письме ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Барканов

По мнению специалиста, для «ТМХ» приобретение этого актива означает расширение международной экспансии, укрепление позиций на рынке СНГ. 

«У холдинга есть предприятие «Лугансктепловоз», положение которого остается сложным уже несколько лет, кроме того, осенью прошлого года сообщалось о приобретении им тепловозостроительного предприятия в ЮАР. Понятно, что данный актив должен работать, выпускать различную продукцию для железных дорог, обеспечить стабильный денежный поток, ведь не для того, чтобы он продолжал работать с перебоями или вовсе простаивал, приобрел его российский инвестор. А значит, можно ожидать конкретных шагов по стимулированию производства на заводе», - предполагает эксперт. 

Какими именно они будут пока неясно, так как новый владелец не объявлял о конкретных планах. Возможно, что в первую очередь будет организован выпуск самой востребованной продукции на существующих мощностях, отмечает Дмитрий Барканов.

Модернизация и расширение производства, вероятно, тоже будет, но это уже следующий этап развития актива. А затем можно ждать разработки новой продукции и организации ее выпуска на обновленных мощностях. 

«Все это должно помочь предприятию восстановить свои позиции, как внутри республики, так и за ее пределами, увеличить объемы выпуска подвижного состава, нарастить финансовые показатели. Соответственно, это даст больше налогов в бюджеты всех уровней, увеличит число рабочих мест, поэтому приход нового владельца можно приветствовать», - считает эксперт «Финам».

517 просмотров

Как выбрать офис мечты

Три инсайда от основателя консалтинговой компании PFM Solutions Евгения Гриханова

Фото: Shutterstock

Любой бизнес рано или поздно сталкивается с выбором офиса. Этот процесс может быть как приятным, когда компания растет и расширяется, так и не очень, когда компания сокращает свои обороты и ищет офис поменьше.

Когда-то в прошлой сладкой жизни задумываться особо не приходилось: бизнес рос как на дрожжах, а офисы расхватывали как горячие пирожки. Дефицит офисной недвижимости не располагал к выбору – брали то, что давали, платили, сколько просили. 

Сегодня рынок изменился: есть из чего выбрать и есть над чем подумать. По данным ScotHolland | CBRE, вакансия офисных площадей по итогам 2019 года в Алматы составляет 10–15%, в Нур-Султане – около 20%. При этом предложение растет – совсем скоро в Нур-Султане будет введена в эксплуатацию офисная часть «Абу-Даби Плаза», и в этой конкурентной борьбе в выигрыше остается арендатор.

Прагматичный подход к выбору нового офиса своей мечты строится на трех шагах:

Шаг 1.

Определите свои требования к офису: локация, количество рабочих мест и необходимых вспомогательных помещений (кофе-поинт, переговорные и т. п.). Зачастую этому вопросу уделяют мало внимания, но это важно. 

Не ограничивайте себя в локации – пусть у вас будет три-четыре варианта, что позволит в итоге найти баланс по бюджету на аренду и не загонять себя в рамки одной локации и, как следствие, цены. Да и торг всегда уместен, ведь три-четыре варианта – это разные владельцы, и можно получить условия «повкуснее». Условно офисные здания делятся на три категории: A, B, C, которые сильно влияют на цену. Но не идите на поводу у арендодателей, стремящихся повысить класс офиса вместе с ценой, определите собственные критерии классности и приступайте к поиску офиса. 

Обязательно подумайте о сроке аренды – ответ на этот вопрос даст вам дополнительную скидку при долгосрочных отношениях и уверенность в том, что вас не оставят на улице через 11 месяцев.

Если вы маленькая компания, обратите внимание на коворкинги, тогда вам не потребуется думать о кофе-поинте или столовой – как правило, это включено в инфраструктуру общего пользования. А переговорная за дополнительную плату или бесплатно включена в стоимость аренды кабинетов или мест в коворкинге. Коворкинг удобен и в том случае, если у вас много сотрудников, которые не находятся в офисе – тогда вы можете оплачивать рабочие места оператору коворкинга за фактическое использование, что может быть гораздо эффективнее, чем пустующие столы и постоянная оплата аренды за них. 

В итоге у вас должны сформироваться четкие критерии: варианты расположения нового офиса, количество рабочих мест и вспомогательных помещений, готовность/неготовность к ремонту или приобретению мебели и, конечно, срок предполагаемой аренды. 

Шаг 2.

Подберите варианты офисов самостоятельно, например на портале krisha.kz, или с привлечением брокеров.

Если у вас есть секретарь или ответственный за хозяйственную деятельность сотрудник, дайте ему поручение проехать по районам, где вы хотите найти свой офис. Пусть он просмотрит на месте объявления с телефонами или зайдет в отдел аренды в бизнес-центре. 

При работе с брокером обязательно поинтересуйтесь, какие услуги он окажет за ваши деньги. Будет ли он отстаивать ваши интересы и анализировать договор аренды, порекомендует ли внести в договор условие о юридической защите ваших прав как арендатора; сделает ли он расстановку мебели; оценит ли технические возможности и так далее. Многие профессиональные брокеры все это делают, но, увы, их единицы. Очень часто брокеры берут с арендатора деньги за воздух, а с арендодателя – за то, что убедили вас арендовать помещение. 

Шаг 3.

После выбора подходящего офиса внимательно изучите договор и внесите важные условия.

Во-первых, попросите арендодателя дать информацию о мощности предоставляемого электричества и вентиляции с кондиционированием. Если вы планируете делать в офисе ремонт, проконсультируйтесь со специалистами, хватит ли вам этих мощностей. Если ремонт не нужен, пропишите в договоре ответственность арендодателя за климат и стабильную работу электрических сетей. Как правило, если у арендодателя скелет в шкафу, он не готов нести финансовую ответственность за стабильную работу этих систем, значит, вам надо поискать другой офис. Не поленитесь найти нужного специалиста и настоять на соответствующих договорных условиях, и тогда вам не придется кусать локти в душном и жарком офисе. 

Во-вторых, выясните, кто будет отвечать за содержание инженерных систем и нести эксплуатационные расходы. Обычно арендодатель пытается переложить эти затраты на арендатора, в этом случае расчеты помогут вам принять решение, подходит ли вам уровень расходов, и обсудить с собственником снижение арендной ставки. А если эту обязанность берет на себя арендодатель, постарайтесь, чтобы в договоре максимально четко были прописаны действия арендодателя, объемы и сроки.

В-третьих, обратите внимание на коммунальные расходы. Если они включены в арендную плату, пропишите ответственность сторон и смело подписывайте договор аренды. Если же вас просят оплачивать коммунальные расходы, требуйте установку счетчиков, иначе вы, вполне вероятно, будете платить не только за себя, но и за другого дядю. И помните: тариф регулируется государством, и арендодатель не вправе делать наценку, если у него нет лицензии на поставку коммунальных услуг.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif