52675 просмотров

Зачем россиянам нужен проблемный казахстанский завод?

«Трансмашхолдинг» выкупил вагоностроительное предприятие «ЗИКСТО»

Фото: Вадим Мударисов

Этой осенью стало известно, что североказахстанский завод «ЗИКСТО», производящий грузовые вагоны, был полностью выкуплен российской компанией «Трансмашхолдинг». Что сулит простаивающему с начала года предприятию приход нового инвестора, разбирался «Курсив».

Пополнили список

«Трансмашхолдинг» занимает лидирующее положение в России в сфере производства железнодорожного транспорта. Согласно отчету компании за 2018 год, в состав «ТМХ» входили следующие предприятия: 

  • Новочеркасский электровозостроительный завод;
  • Брянский машиностроительный завод;
  • Коломенский завод;
  • Пензадизельмаш; 
  • Бежицкий сталелитейный завод;
  • Тверской вагоностроительный завод;
  • Демиховский машиностроительный завод; 
  • МЕТРОВАГОНМАШ; 
  • Октябрьский электровагоноремонтный завод;
  • Центросвармаш;
  • Трансконвертер;
  • Всероссийский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт электровозостроения (ВэлНИИ);
  • Транспортное машиностроение (Трансмаш); 
  • ТМХ Инжиниринг;
  • ТРТранс;
  • РЕЙЛКОМП;
  • Локомотив құрастыру зауыты (Казахстан);
  • Электровоз құрастыру зауыты (Казахстан);
  • TMH International (Швейцария).

В этом году список казахстанских компаний в составе «ТМХ» пополнил североказахстанский завод «ЗИКСТО». Предприятие простаивало с начала 2019 года. По словам прежнего руководства «ЗИКСТО», причиной простоя стала непоставка необходимых комплектующих, в частности - литья, для сбора вагонов из РФ. Кризис затянулся, и завод не смог исполнить договоренности перед заказчиками. Мало того, несколько месяцев работники североказахстанского вагоностроительного гиганта не получали заработную плату. «Курсив» уже рассказывал о проблеме. С долгами предприятие рассчиталось в последние дни весны. А осенью, в ходе заседания акимата СКО, глава региона Кумар Аксакалов сообщил, что на завод пришли новые инвесторы. Они выкупили весь пакет акций предприятия.

«Это один из основных игроков в России на рынке подвижного состава. Они же являются учредителями завода «Бежицкая сталь», который поставлял литье «ЗИКСТО». Дорожная карта по вхождению компании и выкупу завода уже подписана. Крупнейшая компания наконец-то приведет в порядок ЗИКСТО», - отметил Кумар Аксакалов.

Раннее в числе учредителей «ЗИКСТО» значились АО «Национальная компания «Казахстан инжиниринг» и ТОО «Премиумвагонкомплект» (Павлодарская область). Основным покупателем был АО «НК «КТЖ». По итогам социально-экономического развития СКО в 2018 году в АО «ЗИКСТО» объем производства составил 10,5 млрд тенге. Произошло снижение на 26% к 2017 году в связи с сокращением выпуска грузовых вагонов на 331 единицу. 

Изменения к лучшему?

Стоимость сделки по покупке завода умалчивается. Не берутся назвать примерную стоимость и эксперты. Как ответили в официальном ответе на запрос «Курсива» представители российского инвестхолдинга «Финам», назвать цену невозможно из-за того, что в последние несколько лет «ЗИКСТО» работал с перебоями. К тому же предприятие не раскрывает операционные результаты. 

«Более того, не исключено, что сделка могла пройти в неденежной форме, то есть предприятие могло быть передано в обмен на инвестиции и погашение долгов», - предположил в своем письме ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Барканов

По мнению специалиста, для «ТМХ» приобретение этого актива означает расширение международной экспансии, укрепление позиций на рынке СНГ. 

«У холдинга есть предприятие «Лугансктепловоз», положение которого остается сложным уже несколько лет, кроме того, осенью прошлого года сообщалось о приобретении им тепловозостроительного предприятия в ЮАР. Понятно, что данный актив должен работать, выпускать различную продукцию для железных дорог, обеспечить стабильный денежный поток, ведь не для того, чтобы он продолжал работать с перебоями или вовсе простаивал, приобрел его российский инвестор. А значит, можно ожидать конкретных шагов по стимулированию производства на заводе», - предполагает эксперт. 

Какими именно они будут пока неясно, так как новый владелец не объявлял о конкретных планах. Возможно, что в первую очередь будет организован выпуск самой востребованной продукции на существующих мощностях, отмечает Дмитрий Барканов.

Модернизация и расширение производства, вероятно, тоже будет, но это уже следующий этап развития актива. А затем можно ждать разработки новой продукции и организации ее выпуска на обновленных мощностях. 

«Все это должно помочь предприятию восстановить свои позиции, как внутри республики, так и за ее пределами, увеличить объемы выпуска подвижного состава, нарастить финансовые показатели. Соответственно, это даст больше налогов в бюджеты всех уровней, увеличит число рабочих мест, поэтому приход нового владельца можно приветствовать», - считает эксперт «Финам».

banner_wsj.gif

204 просмотра

Летние площадки спасают сегмент Food & Beverage от разорения

Они стали хорошим подспорьем для рестораторов в период карантинных ограничений

Фото: Офелия Жакаева

В Алматы работают 3,3 тыс. ресторанов и кафе, в Нур-Султане – 1,9 тыс., судя по данным restoran.kz. Все эти заведения даже после частичного снятия эпидограничений не могут работать в полную силу. Под запретом караоке, кальянные, банкетные залы, ночные клубы и фудкорты. Во время усиления карантинных мер в прошедшие выходные межведомственная комиссия по недопущению распространения коронавирусной инфекции закрыла даже небольшие кафе и рестораны, разрешив работу лишь заведениям на открытом воздухе.

Спасительные летники 

Летние площадки пользовались популярностью и до карантина – они позволяют увеличить вместимость заведения почти вдвое, не требуют серьезных капиталовложений и сложных согласований. А в теплое время притягивают множество желающих посидеть на свежем воздухе.

DSC08017.JPG

 «В Нур-Султане, с учетом длинной зимы, если в ресторане есть «летка», то он в приоритете. В Алматы «летка» – это вообще неотъемлемая часть ресторана, некая классика», – говорит председатель гильдии шеф-поваров города Нур-Султана Рустам Имамниязов.

Но из-за сезонности акцент на летних площадках делали немногие заведения с очень удачным расположением, позволяющим заработать за теплое время года приличную прибыль. Даже в солнечном Алматы летние площадки, по данным restoran.kz, были лишь у каждого седьмого заведения. А в Нур-Султане и того меньше – короткое лето и сильные ветры мешают работе летников. 

Но сейчас, с учетом карантинных ограничений, именно летние площадки выручают рестораторов. Чтобы выжить и выполнить обязательства перед работниками и поставщиками, нужно привлечь посетителей, поэтому  операторы Food&Beverage (F&B) стали использовать каждый метр на свежем воздухе.

«В текущих условиях рестораторы пытаются максимально расширять площадь посадки на летнике, добавляя столы и стулья из основного зала», – продолжает Имамниязов.

DSC08200.JPG

Но лето спасло не всех – многие кафе и рестораны закрылись.

«Процентов пятьдесят не смогли выполнить стандарт и открыть летники. У многих не было площадок в принципе, а выставлять столы, которые мешают проезду, нельзя», – делится член Клуба рестораторов РК Зульфия Юсупова. 

«У нас ситуация в ресторанном бизнесе очень неоднозначная. Общепит работает, как в лотерее. Кейтеринг, фастфуд на фудкортах и банкеты не работают уже очень долго. Финансирования никакого нет. Все резервы закончились. В этом месяце окончательно уволили всех сотрудников с фудкортов «Меги» и кейтеринга. Работает только маленькая «Алина», и то на 30%», – отмечает ресторатор Юрий Пааль.

И это несмотря на то, что владельцы ТРЦ берут на себя расходы по содержанию фудкортов и не взимают с них аренду.

DSC08085.JPG

Как открыть летнюю площадку

Для получения разрешения на открытие летнего кафе, по данным Клуба рестораторов РК, достаточно написать заявление в управление городского планирования и урбанистки (УГПиУ) и приложить к нему эскизный проект летника. УГПиУ со своей стороны сообщает, что такое разрешение можно было оформить онлайн даже во время карантина. УГПиУ проверяет эскиз по основным критериям: расположению и используемым при обустройстве кафе материалам. Сезонное кафе должно непосредственно примыкать к стационарному заведению общественного питания или отстоять от него на расстоянии не более пяти метров.

При этом расположение летника не должно мешать движению пешеходов, велосипедистов и автотранспорта. Кафе нельзя размещать на крышах жилых домов или пристроек к ним. Также не допускается, чтобы внутри летних кафе оказались кроны и стволы деревьев. При обустройстве летней площадки нельзя использовать тяжелые строительные материалы – кирпичи, бетонные блоки и плиты, стальные профлисты. Запрещена облицовка летников черепицей, металлом, рубероидом, асбестоцементом, а также полимерной пленкой и баннерами. Пространство внутри нельзя перегораживать блоками с остеклением или сайдинг-панелями. Временная крыша должна быть в виде зонтов над каждым столиком или террасных маркиз открытого типа.

DSC08069.JPG

Санитарный надзор

На летних площадках, как и везде, ужесточены санитарные нормы:

«Если раньше просто подмели и помыли (летник. – «Курсив»), то теперь ежедневно проводится дезинфекция», – объясняет Юсупова.

Минимальное расстояние между столами – два метра, за одним столиком может сидеть не более четырех человек, за исключением членов одной семьи. На входе в летнее кафе для посетителей размещены антисептики и влажные коврики, кроме того, у клиентов измеряют температуру. У самих сотрудников общепита также проверяют температуру в начале и в конце смены. Во время работы они обязаны пользоваться одноразовыми масками и перчатками. Соблюдение санитарных норм проверяют сотрудники районных отделов департамента качества и безопасности товаров и услуг. Среди нарушений, которые сейчас выявляют чаще всего, – несоблюдение режима работы (общепит должен работать до 23.00), несоблюдение расстояния между столиками, отсутствие журнала прихода/ухода, термометрии сотрудников или ответственного за соблюдение сантребований, отсутствие или неправильное использование персоналом масок, перчаток, санитайзеров и тары для их утилизации, неправильное хранение продуктов питания и т. д. Заведения-нарушители штрафуют и приостанавливают их деятельность до тех пор, пока все правила не будут выполнены. 

2222_1.png

Улыбка под маской

Сегмент F&B во время пандемии оказался в сложной ситуации во всем мире. Сервис бронирования OpenTable, в котором представлено более 60 тыс. ресторанов по всему миру, подсчитал: четверть заведений, закрывшихся из-за пандемии, больше не откроется. Возобновившие работу рестораны и кафе ищут оригинальные решения, чтобы продемонстрировать гостеприимство и заботу о здоровье своих посетителей. В США, по данным Wall Street Journal (WSJ), официанты для ограничения контакта с обедающими откупоривают бутылку вина и ставят ее на стол, вместо того чтобы наполнить бокалы гостей. Со столов пропали специи, а графины с напитками заменены герметичными пакетами. Сотрудники ресторана Emilio’s, Harrison, N. Y. носят фиолетовые перчатки, чтобы не создавать ассоциации с больницей, и раскрывают одноразовые меню на глазах у посетителей, демонстрируя, что меню не используется повторно.

«Мы – артисты, это гостеприимство», – комментирует WSJ свои решения ресторатор Серджио Брасеско.

А McDonald’s Corp. предложил своей команде в масках приветствовать клиентов поднятием вверх больших пальцев.

Люди по-прежнему хотят посещать кафе и рестораны, чтобы пообщаться с другими людьми или семьей в другой обстановке. И по-прежнему ожидают увидеть на лице официанта приветственную улыбку, даже если она будет скрыта под маской. Как говорил Юрий Никулин, «даже после небольшой улыбки в организме обязательно дохнет один маленький микроб».

DSC08046.JPG

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg