Перейти к основному содержанию

6077 просмотров

В ВКО выявляют новые схемы преступлений в стройбизнесе

В судах рассмотрено несколько дел по доначислению налогов стройфирмам, которые обналичивали средства через лжепредприятия

Фото: Ant Clausen

Сфера строительства для Восточного Казахстана является одной из самых капиталоемких площадок взаимодействия власти с бизнесом. По данным управления строительства, архитектуры и градостроительства ВКО, в этом году возводится 16 объектов социально-культурного назначения на общую сумму 58,4 млрд тенге. Целевые трансферты на строительство жилого фонда, обустройство инженерно-коммуникационной инфраструктуры из бюджета превышают 24,7 млрд тенге.

В специализированном меж­районном экономическом суде ВКО каждую неделю рассматривается по несколько гражданских дел, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью различных подрядных организаций. Они касаются претензий заказчиков, понуждения устранять дефекты, признания недобросовестным участником госзакупок и доначисления налогов из-за использования различных схем отмывания денег.

«С начала года в экономическом суде рассмотрено пять дел в отношении строительных фирм, которые имели правоотношения с контрагентами, чья регистрация признана незаконной или они занимались лжепредпринимательской деятельностью. Заключались договоры с поставщиками, у которых не было ни работников, ни техники, и они никак не могли исполнить взятые на себя обязательства. Хотя по декларациям, заявленным в налоговую службу,  у таких фирм были миллиардные обороты», – комментирует председатель судебной коллегии по гражданским делам ВК областного суда Дамир Абдугалиев.

На основании доказанных фактов сделок с обнальными фирмами специалисты подразделений госдоходов доначисляли застройщикам налоги. Лишь те, кто не соглашался выплачивать эти суммы в добровольном порядке, обжаловали предписания фискалов в суде. По данным Дамира Абдугалиева, несколько компаний по решениям судов будут обязаны выплатить более 135 млн тенге.

Не первый, не последний

Один из ярких примеров – история судебных споров компании ТОО «СтройЭлитРиэлти», в числе объектов которой значится почти достроенная школа в мик­рорайоне «Ахмирово» в Усть-Каменогорске. Согласно данным из судебного постановления, с 2014 по 2017 год компания заключила несколько фиктивных сделок с тремя поставщиками стройматериалов транспортными компаниями. В суде юристы подрядной организации представили товарно-транспортные накладные. 

В ходе судебного разбирательства представители ТОО «СтройЭлитРиэлти» пытались доказать правомерность сделок, предоставили копии договоров с ТОО «TemirAst», ТОО «Иртыш Тренд» и ТОО «SpecMaterial», накладных и даже объяснительные сотрудников фирм-партнеров, непосредственно выполнявших те или иные работы. Однако все аргументы перекрыли выводы ревизоров. В ходе проведенных проверок оказалось, что за предприятиями-контрагентами и вовсе не зарегистрированы никакие транспортные средства, в этих фирмах нет работников. И эти юрлица сдавали налоговую отчетность с нулевыми показателями. То есть они физически не могли оказывать кому бы то ни было транспортные услуги. В итоге по решению специализированного межрайонного экономического суда ВКО застройщику были доначислены налоги на сумму свыше 110 млн тенге. В конце сентября дело было пересмотрено в апелляции и оставлено без изменения.

Другая схема уклонения от налогов была применена в компании ТОО «РаЛи-С», выполнявшей по госзаказу реконструкцию тепловых сетей в 14-м жилом районе Семея и строительство теплосетей для БСМП этого города. При проведении налоговой проверки выяснилось, что в 2016 году сотрудники ТОО заключили сделки с ТОО «Целина Проект» и ТОО «Ресмарт Групп» на сумму более 214 млн тенге. 

Однако в суде директор ТОО «Целина Проект» Маржан Ахмет не подтвердила, что ее фирма проводила по заказу «РаЛи-С» электромонтажные работы, прокладку труб, благоустройство территории, не предоставляла услуги по аренде техники. Руководитель ТОО деньги от подрядчика не получала, подписи в документах не ставила (что подтверждено и почерковедческой экспертизой). Что касается документов со вторым поставщиком – ТОО «Ресмарт Групп», – то здесь история еще интереснее. При выяснении обстоятельств дела оказалось, что директор фирмы, якобы подписавший в 2016 году договоры, акты с ТОО «РаЛи-С», на самом деле руководителем компании стал только в середине 2017 года. К тому же все документы за 2016 год на самом деле были выписаны постфактум, только в 2018 году.  Все эти факты указаны в судебных актах, вступивших в силу.

Криминальный бизнес

Руководитель первого оперативного управления департамента экономических расследований ВКО Бейбит Сихымбаев отмечает, что каждый год при проведении следственных действий сотрудники ДЭР сталкиваются с различными новыми схемами отмывания денег и уклонения от налогов.

«Нередко мы раскрываем сложные криминальные схемы хищений и увода капитала от налогов. В нашей области есть факты создания организованных преступных групп, предоставлявших за вознаграждение 3-5% услуги по обналичиванию средств по бестоварным счетам-фактурам», – говорит Бейбит Сихымбаев.

Финансовые тайны одной из таких ОПГ были раскрыты специалистами департамента экономических расследований. Дело компании «Мак и Ком» стало одним из самых громких за последние несколько лет. Через сеть своих лжепредприятий Марат Раисов, Максат Тургоженов, Шынгысхан Манапов, Раджан Ашимов отмыли 4,8 млрд тенге, полученные от 80 различных подрядных организаций Казахстана.
По словам Бейбита Сихымбаева, в настоящее время в ДЭР ВКО расследуются еще два аналогичных дела по созданию ОПГ в Усть-Каменогорске, предоставлявших бестоварные счета-фактуры. Ущерб от преступных действий одной из групп превысил 17 млрд тенге, второй – более 6,5 млрд тенге.

Взялся за гуж

«В случае со строительными компаниями доказать, была ли фактически проведена та или иная сделка, можно только по документам. А некоторые компании до сих пор приобретают какие-то стройматериалы без накладных, на рынке. Это не запрещено. Поэтому факты экономии при строительстве доказать трудно. Ведь в конечном итоге дом построен, принят авторским и техническим надзором. А чтобы понять, допустим, какие именно материалы были использованы при строительстве, нужно проводить специальные экспертизы. Это долго и дорого», – считает Бейбит Сихымбаев.

Тем не менее жалобы от жильцов новостроек в Усть-Каменогорске уже постфактум подтверж­дают: экономия при строительстве действительно была. И это отразилось на качестве. На одном из последних заседаний в городском акимате аким областного центра ВКО Жаксылык Омар признал, что в новом 19-м жилом микрорайоне Усть-Каменогорска нет ни одного беспроблемного дома. Люди жалуются и на текущие крыши и стены, и на залитые водой подвалы, и на кривые трубы.

По словам Жаксылыка Омара, застройщики в свою очередь недовольны низкими тарифами при строительстве многоквартирных домов. 120 тыс. тенге за квадратный метр, по их суж­дению, – уже не актуальная на сегодняшний день цена. Чиновники в свою очередь придерживаются мнения: если застройщик подписал договор и согласился на такую сумму, то обязан выполнить работы за эти деньги качественно и в срок.

652 просмотра

Как выбрать офис мечты

Три инсайда от основателя консалтинговой компании PFM Solutions Евгения Гриханова

Фото: Shutterstock

Любой бизнес рано или поздно сталкивается с выбором офиса. Этот процесс может быть как приятным, когда компания растет и расширяется, так и не очень, когда компания сокращает свои обороты и ищет офис поменьше.

Когда-то в прошлой сладкой жизни задумываться особо не приходилось: бизнес рос как на дрожжах, а офисы расхватывали как горячие пирожки. Дефицит офисной недвижимости не располагал к выбору – брали то, что давали, платили, сколько просили. 

Сегодня рынок изменился: есть из чего выбрать и есть над чем подумать. По данным ScotHolland | CBRE, вакансия офисных площадей по итогам 2019 года в Алматы составляет 10–15%, в Нур-Султане – около 20%. При этом предложение растет – совсем скоро в Нур-Султане будет введена в эксплуатацию офисная часть «Абу-Даби Плаза», и в этой конкурентной борьбе в выигрыше остается арендатор.

Прагматичный подход к выбору нового офиса своей мечты строится на трех шагах:

Шаг 1.

Определите свои требования к офису: локация, количество рабочих мест и необходимых вспомогательных помещений (кофе-поинт, переговорные и т. п.). Зачастую этому вопросу уделяют мало внимания, но это важно. 

Не ограничивайте себя в локации – пусть у вас будет три-четыре варианта, что позволит в итоге найти баланс по бюджету на аренду и не загонять себя в рамки одной локации и, как следствие, цены. Да и торг всегда уместен, ведь три-четыре варианта – это разные владельцы, и можно получить условия «повкуснее». Условно офисные здания делятся на три категории: A, B, C, которые сильно влияют на цену. Но не идите на поводу у арендодателей, стремящихся повысить класс офиса вместе с ценой, определите собственные критерии классности и приступайте к поиску офиса. 

Обязательно подумайте о сроке аренды – ответ на этот вопрос даст вам дополнительную скидку при долгосрочных отношениях и уверенность в том, что вас не оставят на улице через 11 месяцев.

Если вы маленькая компания, обратите внимание на коворкинги, тогда вам не потребуется думать о кофе-поинте или столовой – как правило, это включено в инфраструктуру общего пользования. А переговорная за дополнительную плату или бесплатно включена в стоимость аренды кабинетов или мест в коворкинге. Коворкинг удобен и в том случае, если у вас много сотрудников, которые не находятся в офисе – тогда вы можете оплачивать рабочие места оператору коворкинга за фактическое использование, что может быть гораздо эффективнее, чем пустующие столы и постоянная оплата аренды за них. 

В итоге у вас должны сформироваться четкие критерии: варианты расположения нового офиса, количество рабочих мест и вспомогательных помещений, готовность/неготовность к ремонту или приобретению мебели и, конечно, срок предполагаемой аренды. 

Шаг 2.

Подберите варианты офисов самостоятельно, например на портале krisha.kz, или с привлечением брокеров.

Если у вас есть секретарь или ответственный за хозяйственную деятельность сотрудник, дайте ему поручение проехать по районам, где вы хотите найти свой офис. Пусть он просмотрит на месте объявления с телефонами или зайдет в отдел аренды в бизнес-центре. 

При работе с брокером обязательно поинтересуйтесь, какие услуги он окажет за ваши деньги. Будет ли он отстаивать ваши интересы и анализировать договор аренды, порекомендует ли внести в договор условие о юридической защите ваших прав как арендатора; сделает ли он расстановку мебели; оценит ли технические возможности и так далее. Многие профессиональные брокеры все это делают, но, увы, их единицы. Очень часто брокеры берут с арендатора деньги за воздух, а с арендодателя – за то, что убедили вас арендовать помещение. 

Шаг 3.

После выбора подходящего офиса внимательно изучите договор и внесите важные условия.

Во-первых, попросите арендодателя дать информацию о мощности предоставляемого электричества и вентиляции с кондиционированием. Если вы планируете делать в офисе ремонт, проконсультируйтесь со специалистами, хватит ли вам этих мощностей. Если ремонт не нужен, пропишите в договоре ответственность арендодателя за климат и стабильную работу электрических сетей. Как правило, если у арендодателя скелет в шкафу, он не готов нести финансовую ответственность за стабильную работу этих систем, значит, вам надо поискать другой офис. Не поленитесь найти нужного специалиста и настоять на соответствующих договорных условиях, и тогда вам не придется кусать локти в душном и жарком офисе. 

Во-вторых, выясните, кто будет отвечать за содержание инженерных систем и нести эксплуатационные расходы. Обычно арендодатель пытается переложить эти затраты на арендатора, в этом случае расчеты помогут вам принять решение, подходит ли вам уровень расходов, и обсудить с собственником снижение арендной ставки. А если эту обязанность берет на себя арендодатель, постарайтесь, чтобы в договоре максимально четко были прописаны действия арендодателя, объемы и сроки.

В-третьих, обратите внимание на коммунальные расходы. Если они включены в арендную плату, пропишите ответственность сторон и смело подписывайте договор аренды. Если же вас просят оплачивать коммунальные расходы, требуйте установку счетчиков, иначе вы, вполне вероятно, будете платить не только за себя, но и за другого дядю. И помните: тариф регулируется государством, и арендодатель не вправе делать наценку, если у него нет лицензии на поставку коммунальных услуг.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif