Перейти к основному содержанию

3790 просмотров

В ВКО выявляют новые схемы преступлений в стройбизнесе

В судах рассмотрено несколько дел по доначислению налогов стройфирмам, которые обналичивали средства через лжепредприятия

Фото: Ant Clausen

Сфера строительства для Восточного Казахстана является одной из самых капиталоемких площадок взаимодействия власти с бизнесом. По данным управления строительства, архитектуры и градостроительства ВКО, в этом году возводится 16 объектов социально-культурного назначения на общую сумму 58,4 млрд тенге. Целевые трансферты на строительство жилого фонда, обустройство инженерно-коммуникационной инфраструктуры из бюджета превышают 24,7 млрд тенге.

В специализированном меж­районном экономическом суде ВКО каждую неделю рассматривается по несколько гражданских дел, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью различных подрядных организаций. Они касаются претензий заказчиков, понуждения устранять дефекты, признания недобросовестным участником госзакупок и доначисления налогов из-за использования различных схем отмывания денег.

«С начала года в экономическом суде рассмотрено пять дел в отношении строительных фирм, которые имели правоотношения с контрагентами, чья регистрация признана незаконной или они занимались лжепредпринимательской деятельностью. Заключались договоры с поставщиками, у которых не было ни работников, ни техники, и они никак не могли исполнить взятые на себя обязательства. Хотя по декларациям, заявленным в налоговую службу,  у таких фирм были миллиардные обороты», – комментирует председатель судебной коллегии по гражданским делам ВК областного суда Дамир Абдугалиев.

На основании доказанных фактов сделок с обнальными фирмами специалисты подразделений госдоходов доначисляли застройщикам налоги. Лишь те, кто не соглашался выплачивать эти суммы в добровольном порядке, обжаловали предписания фискалов в суде. По данным Дамира Абдугалиева, несколько компаний по решениям судов будут обязаны выплатить более 135 млн тенге.

Не первый, не последний

Один из ярких примеров – история судебных споров компании ТОО «СтройЭлитРиэлти», в числе объектов которой значится почти достроенная школа в мик­рорайоне «Ахмирово» в Усть-Каменогорске. Согласно данным из судебного постановления, с 2014 по 2017 год компания заключила несколько фиктивных сделок с тремя поставщиками стройматериалов транспортными компаниями. В суде юристы подрядной организации представили товарно-транспортные накладные. 

В ходе судебного разбирательства представители ТОО «СтройЭлитРиэлти» пытались доказать правомерность сделок, предоставили копии договоров с ТОО «TemirAst», ТОО «Иртыш Тренд» и ТОО «SpecMaterial», накладных и даже объяснительные сотрудников фирм-партнеров, непосредственно выполнявших те или иные работы. Однако все аргументы перекрыли выводы ревизоров. В ходе проведенных проверок оказалось, что за предприятиями-контрагентами и вовсе не зарегистрированы никакие транспортные средства, в этих фирмах нет работников. И эти юрлица сдавали налоговую отчетность с нулевыми показателями. То есть они физически не могли оказывать кому бы то ни было транспортные услуги. В итоге по решению специализированного межрайонного экономического суда ВКО застройщику были доначислены налоги на сумму свыше 110 млн тенге. В конце сентября дело было пересмотрено в апелляции и оставлено без изменения.

Другая схема уклонения от налогов была применена в компании ТОО «РаЛи-С», выполнявшей по госзаказу реконструкцию тепловых сетей в 14-м жилом районе Семея и строительство теплосетей для БСМП этого города. При проведении налоговой проверки выяснилось, что в 2016 году сотрудники ТОО заключили сделки с ТОО «Целина Проект» и ТОО «Ресмарт Групп» на сумму более 214 млн тенге. 

Однако в суде директор ТОО «Целина Проект» Маржан Ахмет не подтвердила, что ее фирма проводила по заказу «РаЛи-С» электромонтажные работы, прокладку труб, благоустройство территории, не предоставляла услуги по аренде техники. Руководитель ТОО деньги от подрядчика не получала, подписи в документах не ставила (что подтверждено и почерковедческой экспертизой). Что касается документов со вторым поставщиком – ТОО «Ресмарт Групп», – то здесь история еще интереснее. При выяснении обстоятельств дела оказалось, что директор фирмы, якобы подписавший в 2016 году договоры, акты с ТОО «РаЛи-С», на самом деле руководителем компании стал только в середине 2017 года. К тому же все документы за 2016 год на самом деле были выписаны постфактум, только в 2018 году.  Все эти факты указаны в судебных актах, вступивших в силу.

Криминальный бизнес

Руководитель первого оперативного управления департамента экономических расследований ВКО Бейбит Сихымбаев отмечает, что каждый год при проведении следственных действий сотрудники ДЭР сталкиваются с различными новыми схемами отмывания денег и уклонения от налогов.

«Нередко мы раскрываем сложные криминальные схемы хищений и увода капитала от налогов. В нашей области есть факты создания организованных преступных групп, предоставлявших за вознаграждение 3-5% услуги по обналичиванию средств по бестоварным счетам-фактурам», – говорит Бейбит Сихымбаев.

Финансовые тайны одной из таких ОПГ были раскрыты специалистами департамента экономических расследований. Дело компании «Мак и Ком» стало одним из самых громких за последние несколько лет. Через сеть своих лжепредприятий Марат Раисов, Максат Тургоженов, Шынгысхан Манапов, Раджан Ашимов отмыли 4,8 млрд тенге, полученные от 80 различных подрядных организаций Казахстана.
По словам Бейбита Сихымбаева, в настоящее время в ДЭР ВКО расследуются еще два аналогичных дела по созданию ОПГ в Усть-Каменогорске, предоставлявших бестоварные счета-фактуры. Ущерб от преступных действий одной из групп превысил 17 млрд тенге, второй – более 6,5 млрд тенге.

Взялся за гуж

«В случае со строительными компаниями доказать, была ли фактически проведена та или иная сделка, можно только по документам. А некоторые компании до сих пор приобретают какие-то стройматериалы без накладных, на рынке. Это не запрещено. Поэтому факты экономии при строительстве доказать трудно. Ведь в конечном итоге дом построен, принят авторским и техническим надзором. А чтобы понять, допустим, какие именно материалы были использованы при строительстве, нужно проводить специальные экспертизы. Это долго и дорого», – считает Бейбит Сихымбаев.

Тем не менее жалобы от жильцов новостроек в Усть-Каменогорске уже постфактум подтверж­дают: экономия при строительстве действительно была. И это отразилось на качестве. На одном из последних заседаний в городском акимате аким областного центра ВКО Жаксылык Омар признал, что в новом 19-м жилом микрорайоне Усть-Каменогорска нет ни одного беспроблемного дома. Люди жалуются и на текущие крыши и стены, и на залитые водой подвалы, и на кривые трубы.

По словам Жаксылыка Омара, застройщики в свою очередь недовольны низкими тарифами при строительстве многоквартирных домов. 120 тыс. тенге за квадратный метр, по их суж­дению, – уже не актуальная на сегодняшний день цена. Чиновники в свою очередь придерживаются мнения: если застройщик подписал договор и согласился на такую сумму, то обязан выполнить работы за эти деньги качественно и в срок.

395 просмотров

Казахстанские отели спасут только иностранные туристы

Рынки гостиничной недвижимости Алматы и Нур-Султана перенасыщены

Фото: Shutterstock.com

Рост экономики и развитие туризма в Казахстане неизбежно влечет расширение основной сферы индустрии гостеприимства и отдыха (H&L) страны – отельного бизнеса. Резкое изменение в структуре и количестве отельных номеров произошло в 2017 году в связи с проведением EXPO 2017 и зимней Универсиады – 2017. Тогда количество отелей в столице, по данным МНЭ РК, увеличилось почти на 30%, а объем реализации гостиничных услуг на 70% по сравнению с предыдущим годом. Что же происходит с отелями через два года после событий, обеспечивших их максимальную загрузку?

Есть ли жизнь после EXPO?

Согласно данным отчета «Гостиничная недвижимость», составленного Colliers International Kazakhstan по итогам первого полугодия 2019 года, наиболее востребованными в стране являются пятизвездочные отели. Их загрузка составляет 46,2% в Алматы и 28% – в Нур-Султане. В четырехзвездочных отелях в среднем востребовано 37% номеров в Алматы и 22,6% – в Нур-Султане. Трехзвездочные отели загружены: на 34,6% в Алматы и почти на 28% – в столице. 

0001_12.jpg

Эксперт в сфере международного гостиничного бизнеса

Татьяна Веллер говорит, что отель начинает зарабатывать деньги, когда его загрузка составляет не менее 40%. Пока средняя загрузка отелей не превышает 70%, рынок считается перенасыщенным, поскольку предложение гостиничных услуг на нем заметно выше, чем спрос.

Несмотря на показатели, которые свидетельствуют о перенасыщенности рынка, гостиничный сектор Алматы, генерирующий 49% услуг на рынке гостеприимства страны, не прекращает свой рост. Количество мест размещения в южной столице выросло в 2,7 раза за последние четыре года и на 35% – за последний год. 

Столичный рынок, генерирующий около 9% услуг страны, после роста на 28% в 2017 году (год проведения EXPO) достиг насыщения. За последние два года суммарный прирост составил лишь 1%. На рынке Нур-Султана место на сегодня есть только для концептуально сильных международных сетевых объектов – такого мнения придерживаются аналитики Colliers International Kazakhstan.

При общей недостаточной заполняемости некоторым отелям на рынке удается добиваться впечатляющих результатов. Так, The Ritz-Carlton, Almaty по итогам сентября 2019 года продемонстрировал заполняемость отеля на 81%, а периодами в отеле совсем не было свободных номеров. «Динамика очень наглядная. Мы видим стабильный прирост по количеству гостей из года в год: в сентябре 2015 года заселяемость отеля была равна 64,5%, в 2016 году уровень достиг 76,1%, в 2017 году показатели выросли до 80,3%, в 2018-м наблюдали небольшой спад до 72,5%, а в этом году наши отметки достигли рекордных 81% по итогам месяца», – поделилась специалист по маркетингу The Ritz-Carlton, Almaty Карина Тюрикова.

На вопрос, как отелю удалось добиться загрузки отеля до уровня активных туристических бизнес-дестинаций, таких как Лондон и Париж, Тюрикова ответила, что это результат симбиоза активного развития отеля и подъема экономики страны. 

«К нам прилетает множество представителей бизнеса с новыми проектами для Казахстана, видя перспективы локального рынка, презентуя решения, проводя бизнес-встречи и крупные мероприятия в Алматы», – отметила маркетолог отеля.

Но не все специалисты отрасли согласны с этим мнением. «К сожалению, статистика загрузки брендовых отелей на рынке Алматы (не более 60% ежегодно за последние несколько лет) заставляет думать, что это скорее краткосрочный пик спроса, связанный с наложением нескольких крупномасштабных событий», – отмечает Веллер, имеющая 20-летний опыт работы в международных гостиничных сетях и глобальных консалтинговых компаниях.

Сегментация туристов по целям поездки показывает, что около 60% постояльцев отелей прибыли в Алматы с деловыми целями, около 40% – для посещения туристических объектов и с личными целями. Такие данные приводит МНЭ РК. При этом бизнесмены и деловые люди в первую очередь выбирают брендовые отели с эталонным сервисом. Тот же The Ritz-Carlton, Almaty в 2019 году принял 90% гостей, прибывших с деловыми целями, и лишь 10% – c целью отдыха. «Самое большое количество гостей в 2019 году, останавливающихся в отеле, было из США, России и Великобритании, но также у нас традиционно очень много гостей из ОАЭ, Китая и Индии» – такие данные приводит Карина Тюрикова. 

Таким образом, лучше всего на рынке Алматы, являющемся драйвером общей индустрии гостеприимства, обеспечена загрузка отелей известных мировых брендов, и в первую очередь деловыми туристами. 

Мировые тренды в индустрии гостеприимства

Статистика по Казахстану сейчас соответствует скорее глобальным тенденциям прежних лет. Раньше, согласно исследованиям PricewaterhouseCoopers (PwC), мировой тренд развития отелей был направлен на узнаваемость брендов. 

Маркетологи трудились над созданием уникального и узнаваемого в любой точке мира имиджа бренда. Люди выбирали для отдыха отели, которые лучше всего соответствовали их личным склонностям, основываясь на информации о бренде.

Однако в последнее время ситуация на отельном рынке меняется, и руководители H&L пессимистично смотрят на будущее своего бизнеса. В 2019 году по результатам ежегодного глобального опроса руководителей, проведенного PwC, только 27% респондентов H&L заявили, что они «очень уверены» в росте доходов в ближайший год, в то время как на глобальном рынке такая уверенность есть у 35% руководителей.

Аналитики агентства PwC, входящего в «большую четверку», связывают пессимистические тенденции на рынке гостеприимства с потерей традиционными отелями прямого контакта с потребителями из-за развития платформ-агрегаторов по краткосрочной и долгосрочной аренде жилья (booking.com, hotels.com и т. п.). На этих платформах выбор отелей происходит в основном по расположению и цене. И хотя бренд по-прежнему играет свою роль, его важность затмевают отзывы и рейтинги потребителей.

Чтобы преодолеть риск потери дохода, связанный с развитием сервисов бронирования, отели должны найти способ вновь стать уникальными для клиентов. Компания PwC отмечает три приоритетных стратегических подхода в развитии мировых отелей в ближайшем будущем.

Во-первых, создание уникальных услуг, предвосхищающих и выходящих за рамки ожиданий гостей. Отелям необходимо создать такие условия, чтобы клиенты вновь и вновь возвращались к ним и делились своими позитивными отзывами с друзьями, расширяя круг потенциальных клиентов отеля. Во-вторых, наем сотрудников, успешных в налаживании личных доверительных отношений с клиентами. Каждый гость должен быть окружен персональной заботой, чувствовать к себе особое отношение, как к VIP-персоне. И наконец, в-третьих, внедрение новейших технологий для экономии на административных процессах. А сэкономленные средства необходимо инвестировать в новые цифровые системы, улучшающие качество и удобство взаимодействия между гостями и отелем.

Будущее казахстанских отелей

Учитывая избыточное гостиничное предложение в Казахстане, продолжающийся рост гостиничного сектора недвижимости Алматы и пессимизм на глобальном рынке, отельеров нашей страны могут ждать не лучшие времена. «Уверена, что низкая загрузка отелей и невысокие средние тарифы в течение нескольких лет, а также отсутствие тренда к повышению спроса на гостиничное размещение натолкнут инвесторов на мысль о том, что сейчас лучше вкладывать деньги в другие сегменты недвижимости или поискать вообще альтернативные средства сохранения и приумножения капитала. Нормальным сроком возврата капитала при строительстве гостиницы с заемными средствами на российском рынке, например, в текущий момент считается: для 3* – от 10 до 13 лет, для 4* – от 12 до 15, для 5* – от 15 и выше. Если ваши расчетные показатели значительно превышают эти цифры, то наверняка можно поискать иные инвестиционные возможности», – считает Веллер.

Ситуацию может улучшить значительный рост туристического потока. «В динамике мы видим, что туризм в Казахстане развивается, и от года к году все больше гостей приезжают с целью посетить страну для отдыха и изучения местной культуры и окрестностей. И это очень во­одушевляет, ведь в нашей стратегии развития важным пунктом является продолжение активной работы по продвижению Казахстана, и Алматы в частности, как привлекательного туристического направления», – отмечает Тюрикова. Статистика МНЭ РК также подтверждает положительную динамику: за январь – июнь 2019 года обслужено 590 тыс. человек, что на 17% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но загрузка существующих отелей свидетельствует о том, что пока этого недостаточно.

Кроме того, в свете мировых тенденций брендовым отелям придется переосмыслить понятие лояльности к бренду, которая теперь должна строиться на уникальных и неожиданных удобствах для клиента. Отелям стоит выходить за рамки проверенного и надежного, тестировать новые функции, предлагать рискованные идеи и предугадывать, что станет наиболее привлекательным для гостей в ближайшем будущем – такого мнения придерживаются специалисты PwC. 

Отелям же экономкласса 

Татьяна Веллер советует присмотреться к мировым тенденциям по развитию коливингов и B&B и выбору путешественниками бутиковых и лайфстайл-отелей.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций